Модель развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Исследуется проблема моделирования процесса развития готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве. Цель анализа заключается в разработке и презентации концептуальной модели развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений с учетом особенностей моделирования в системе высшего образования. В исследовании использованы системный, информационный, аксиологический, деятельностный, процессный, когнитивный, культурологический, нейро-сетевой подходы. Обобщены философские, социологические, педагогические и психологические теоретические идеи согласно объекту исследования. Для решения исследовательской задачи были использованы методы теоретического анализа, синтеза, сравнения, обобщения, индукции, дедукции, анализа схематических представлений моделей в образовании, моделирование. На основе анализа научных исследований показано, что процесс развития готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве на данном этапе развития высшей школы практически не исследован, хотя является важной психолого-педагогической и социальной проблемой. С учетом инновационных тенденций в высшем образовании определены цели моделирования − согласование экспертных данных и фиксация внутренних представлений об объекте исследования, на который воздействует поток информации, раскрываемый через изменяющееся культурно-образовательное пространство. Важно, что благодаря данным целям будет представлено измеряемое и измеренное поведение личности. Высказано предположение, что уровень готовности студентов к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве качественно улучшится вследствие внедрения психолого-педагогических условий (развитие мотивации студентов к накоплению фонда знаний о стратегических решениях для профессиональной и личной сфер жизни, использование воспитательных воздействий, направленных на гармонизацию личности в достижении успешности, накопление первоначального опыта принятия стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве). Практическое применение данной модели для студентов-бакалавров психолого-педагогического образования возможно в центрах личностного развития, организации воспитательной работы университетов. Обобщено содержание модели развития готовности студентов-бакалавров психолого-педагогического образования к принятию стратегических решений в изменяющемся культурно-образовательном пространстве с учетом особенностей ее формализованного описания. Модель представлена в схематическом виде.

Об авторах

Людмила Юрьевна Москалева

Мелитопольский государственный университет

Email: moskaleva2023@yandex.ru
доктор педагогических наук, профессор Мелитополь, Российская Федерация

Список литературы

  1. Brigas C. Modeling and Simulation in an Educational Context: Teaching and Learning Sciences // Research in Social Sciences and Technology. 2019. № 4. P. 1–12. doi: 10.46303/ressat.04.02.1 (дата обращения: 20.08.2024).
  2. Гончаренко А.Н. Моделирование систем: лабораторный практикум. М.: Издат. дом НИТУ «МИСиС», 2022. 56 с.
  3. Сергеева В.П. Проектирование инновационных технологий и моделирование в образовательном процессе вуза: учебно-метод. пособие. М.: Инфра-М, 2020. 239 с.
  4. Моделирование систем: практикум / сост. Р.В. Кузьменко, Н.А. Андреева, Е.В. Корчагина и др. Воронеж: Воронежский институт ФСИН России, 2022. 96 с.
  5. Астраханцева И.А., Бобков С.П. Моделирование систем: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2023. 216 с.
  6. Когнитивное моделирование в системе высшего образования в условиях цифровизации / под ред. В.Ш. Масленниковой. Казань: ИППСП, 2019. 155 с.
  7. Перминов Е.А., Тестов В.А. Методология моделирования как основа реализации междисциплинарного подхода в подготовке студентов педагогических направлений // Образование и наука. 2020. № 22 (6). С. 9–30. doi: 10.17853/1994-5639-2020-6-9-30
  8. Сорокин С.В., Козырев Н.А., Козырева О.А. Педагогическое моделирование в системе педагогического и инженерно-технического образования. М.: Ruscience, 2022. 152 с.
  9. Obidov J.G. Virtual process modeling technologies based on imitation-variability in technical higher education institutions // E3S Web of Conferences. 070 (2023). IPFA 2023. 452. 17. doi: 10.1051/e3sconf/202345207017
  10. Frejd P., Vos P. The spirit of mathematical modeling – a phlosophical study on the occasion of 50 years of mathematical modeling education // Mathematics Enthusiast, 2023. № 21. P. 269–300. doi: 10.54870/1551-3440.1626
  11. Амосов Н.М. Моделирование мышления и психики. Киев: Наукова думка, 1965. 304 с.
  12. Штофф В.А. Моделирование и философия. М.; Л.: Наука, 1966. 302 с.
  13. Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов / пер. с англ.; под ред. О.В. Староверова. М.: Финансы и статистика, 1985. 295 с.
  14. Веденов А.А. Моделирование элементов мышления. М.: Наука, 1988. 160 с.
  15. Малков С.Ю. Социальная самоорганизация и исторический процесс: Возможности математического моделирования. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. 240 с.
  16. Адлер А. Жизнь и ее модели / пер. Е. Абаевой. М.: АСТ, 2023. 256 с.
  17. Якоб Г. Не наступай на одни и те же грабли. Пойми своего внутреннего ребенка, измени модели поведения и найди счастье / пер. с нем. О. Буркиной. СПб.: Портал, 2022. 368 с.
  18. Шамис А.Л. Пути моделирования мышления: Активные синергические нейронные сети, мышление и творчество, формальные модели поведения и «распознавания с пониманием». М.: КомКнига, 2006. 336 с.
  19. Холина Л.И., Абаскалова Н.П., Дахин А.Н. Моделирование и неопределенность педагогических результатов // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2015. № 6. С. 101–110. doi: 10.15293/2226-3365.1506.11
  20. Вэй Цзи Ма, Кёрдинг К., Голдрайх Д. Байесовские модели восприятия и действия / пер. с англ. В. С. Яценкова. М.: ДМК Пресс, 2023. 458 с.
  21. Пегат А. Нечеткое моделирование и управление / пер. с англ. 4-е изд., электрон. М.: Лаборатория знаний, 2020. 801 с.
  22. Москалева Л.Ю., Шевченко Ю.В. Готовность студентов к принятию стратегических решений: разработка психолого-педагогической диагностической методики // Russian Journal of Education and Psychology. 2024. Т. 15, № 2. С. 7–21. URL: https://rjep.ru/jour/index.php/rjep/issue/view/20 (дата обращения: 20.08.2024).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».