Values and functions capacity of religious discourse

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the problem of religious values expressed in the festive Christian (Orthodox) and Muslim sermons and their functional features. The research is carried out on the Easter Epistles in 2009 and 2014 and the Uraza Bairam sermons in 2009 and 2024. The purpose of the article is to define the functions of the two confessions sermons, to compare and contrast the values expressed in the epistles/sermons. Having analyzed the results of scientific research aimed at religious discourse and the genre of a sermon we define the functions of the sermons as the following: introduction to religion, reinforcement of faith, information for an addressee, edification, value instilling, appeal to self-improvement, uniting into a single community, evaluation of the current situation, emotional appeal. Emotional appeal is an important element in building the value picture of the world. Emotional reaction of the addressee includes empathy which is created during religious communication process. We define the necessary conditions for empathy as belonging to "we-group" and sharing values of an addresser and an addressee. We came to the conclusion that the values expressed in the epistles/sermons are common for both confessions. They are God, faith, eternal life, sticking to the commandments, rituals, positive emotions (love, joy, hope), help and empathy, strength and patience. The difference between the values lies in the fact that Easter is dedicated to Jesus Christ’s feat and believers feel the gratitude for it, Uraza Bairam is the end of the Lent, which presents a certain difficulty for believers and believers have to pay mandatory alms, which is declared in the sermons as a value of self-control and brotherhood with co-religionists. The analyzed epistles/sermons enable us to make conclusions about the functional similarity of the two confessions sermons. Value capability is similar in their core component, which is expressed by different language units. Peripherical values of Christianity and Islam are different due to peculiarities of theology and rituals.

About the authors

Liliya Rakhimzhanovna Timokhina

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev

Email: timokh5572@mail.ru
Krasnoyarsk, Russian Federation

References

  1. Armstrong K. A history of God: the 4000-year quest of Judaism, Christianity, and Islam. New York: Gramercy Books, 1993.
  2. Салахова А.Г.-Б. Конфессиональная языковая личность: к постановке проблемы // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2013. № 3 (21): в 2 ч. Ч. I. C. 157–161.
  3. Хьярвард С. Три формы медиатизированной религии: изменение облика религии в публичном пространстве // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2020. Т. 38, № 2. С. 41–75.
  4. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепт, дискурс. Волгоград: Перемена, 2002. 447 с.
  5. Чумакова К. Религиозный дискурс в массмедиа // Современный дискурс-анализ. 2012. № 1 (6). С. 82–90.
  6. Crystal D. The Cambridge Encyclopedia of Language. Cambridge University Press, 2019. 580 p. doi: 10.1017/9781108528931
  7. Pihlaja S. Analysing Religious Discourse: Introduction. 2021. Р. 111 doi: 10.1017/9781108863957.001
  8. Alsaawi A. The use of language and religion from a sociolinguistic perspective // Journal of Asian Pacific Communication. 2022. № 32. Р. 238–255. doi: 10.1075/japc.00039.als
  9. Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 19 апреля 2009 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/611790.html (дата обращения: 26.06.2024).
  10. Пасхальное послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 мая 2024 года. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6123602.html (дата обращения: 26.06.2024).
  11. Пасхальное послание Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского от 19 апреля 2009 года. URL: https://kerpc.ru/media/arhipastyr/obrashheniya/47088 (дата обращения: 12.08.2024).
  12. Пасхальная проповедь митрополита Красноярского и Ачинского Пантелеимона от 5 мая 2024 года. URL: https://kerpc.ru/media/arhipastyr/propovedi/150310 (дата обращения: 6.05.2024).
  13. Проповедь Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Ураза-байрам от 20 сентября 2009 года. URL: https://muslim.ru/articles/297/13088/ (дата обращения: 31.05.2024)
  14. Проповедь Председателя Совета муфтиев России муфтия шейха Равиля Гайнутдина в Ураза-байрам от 10 апреля 2024 года. URL: https://muslim.ru/articles/298/39971/ (дата обращения 12.04.2024).
  15. Праздничная проповедь муфтия Красноярского края Гаяза-хазрата Фаткуллина в Ураза-байрам от 16 сентября 2009 года. URL: http://islamsib.ru/islam/propovedi/29-prazdnik-id-al-fitr (дата обращения: 1.06.2024).
  16. Праздничная проповедь муфтия Красноярского края Гаяза-хазрата Фаткуллина в Ураза-байрам от 10 апреля 2024 года. URL: http://islamsib.ru/news/1512-id-al-fitr-eto-prazdnik-terpelivykh-tekh-kto-rabotal-nad-soboj-ves-mesyats (дата обращения 12.04.2024).
  17. Прохватилова О.А. Экстралингвистические параметры и языковые характеристики религиозного стиля // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2. Языкознание. 2006. Вып. 5. С. 19–26.
  18. Журавский А. Представления о человеке в Коране и Новом Завете // Страницы. 1996. № 3. С. 139–148.
  19. Бобырева Е.В. Теория дискурса: религиозный дискурс. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2023. 226 c.
  20. Щукина И.Н. Рациональность эмоционального в религиозных программах российского телевидения (на материале проповедей митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла) // Стереотипность и творчество в тексте: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М.П. Котюровой. Пермь, 2010. Вып. 14. С. 85–92.
  21. Зарайский А.А., Семухина А.А. Культурное знание как концептуальное основание речевого жанра религиозного наставления (на материале медиадискурса) // Жанры речи. 2023. Т. 18, № 3 (39). С. 294–299. doi: 10.18500/2311-0740-2023-18-339-294-299
  22. Козлова Е.А., Гремицкая М.В. Концепт ВЕРА и религиозный дискурс: влияние медиа // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2023. Т. 16, № 1. С. 285–290.
  23. Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008. 416 с.
  24. Кожемякин Е.А. Религиозный дискурс: методология исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология. Право. 2011. № 2 (97). С. 32–47.
  25. Парфенова О.А., Селиверстова К.А. Лингвостилистические особенности англоязычной проповеди // Интерактивная наука. 2016. № 9. С. 63–66.
  26. Омельченко О.В. Модальность религиозных предписаний и запретов (на материале православного вероучения): автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2023. 26 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».