Image of snow in the poetry by Tatiana Nikolaeva: semantic and stylistic analysis

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Contextual senses of a word with a landscape semantics reflect an individual world picture of the author. The word snow has a rich and diverse semantics in Russian poetry. The purpose of the article is to consider semantic and stylistic features of the image of snow in the poetry by a contemporary poet Tatiana Nikolaeva (1956–2021) based on analyzing lexical structure of a poetic text. Semantic and stylistic analysis is based on ideas of M.N. Kozhina (the concept of imaginative literary concretization) and N. S. Bolotnova (the concept of lexical structure of a poetic text). Description of textual syntagmatics and paradigmatics considers expressive means representing different levels, although the lexical level is recognized as the main one. Associative and verbal network of the text is studied in accordance with the author’s idea and the reader’s reception patterns. Each associative direction, as a contextual “group of associations with a common strategy” (A. P. Klimenko), creates a specific aspect of the image. Verses and poems of T.N. Nikolaeva’s first collection Where are you, the descendant of The First?..: The drama of love (2004) are material for semantic and stylistic analysis. The authors of the article selected 11 (from total 83) texts containing lexical representants of the image of snow, which were analyzed regarding their contextual syntagmatic and paradigmatic connections. In T. Nikolaeva’s poetry, snow is more a reflection of the heroine’s internal world than a landscape detail. Snow is not only a part of winter nature, but also of summer pictures and nature between seasons. There are three main aspects in associative and semantic development of the image of snow. They are united through the principle of gradation typical for T. Nikolaeva’s poetics. A dominating associative complex "snow element" includes the image of an intensive snowfall with chaotic nature tied to a symbolic topic of a lost way; this image also reflects expressive topics of passion and lost love. The second aspect of the image of snow is "snow nothingness", the cold of loss and emptiness. While in the first case various expressive means are emphasizing dynamic character of the image, in this case the central image is statics, absence of life. The third aspect of the image of snow is "divine snow": spiritual senses, a way to the higher light. Thus, the “snow triad” of T. Nikolaeva relates to her poetics of gradation and Christian worldview, in which a human is going through passions to God.

About the authors

Irina Alekseevna Pushkareva

Kuzbass Institute of Humanities and Pedagogy, Kemerovo State University

Email: Irina_Pushkareva2016@mail.ru
Novokuznetsk, Russian Federation

Yuliya Evgenyevna Pushkareva

North-West Management Institute, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Email: j.e.pushkareva2016@yandex.ru
Saint Petersburg, Russian Federation

References

  1. Эпштейн М.Н. Стихи и стихии. Природа в русской поэзии XVIII – XX вв. Самара: БАХРАХ-М, 2007. 352 с.
  2. Горностаева С.А. Символика мокрого снега в творчестве Ф.М. Достоевского // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 306–310.
  3. Бигильдинская О.В., Беляева И.А. По поводу белого снега: А.П. Чехов, Б.К. Зайцев // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 266–272.
  4. Командина Я.Ю. Поэтика «зимних» образов и мотивов в цикле «Снежная маска» А.А. Блока // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 311–315.
  5. Дробинин Г.Д. «Падал теплый снег…»: зима и апокалипсис в творчестве И.В. Кормильцева // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 323–331.
  6. Джанумов С.А. Зима в творческом сознании А.С. Пушкина // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 233–244.
  7. Калашников С.Б., Сварт Д.С. Семантика образа зимы в ранней поэзии Александра Васильева // Семантика времен года в русской словесности / отв. ред. А.И. Смирнова. М.: Книгодел, 2021. С. 316–322.
  8. Морозова Н.С. Первый снег в русской поэтической модели мира // Гуманитарный вектор. 2013. № 4 (36). С. 96–101.
  9. Морозова Н.С. Эволюция эстетического поля денотативного класса «снег» (на материале русской поэзии XVIII–XX вв.): автореф. дис. … канд. филол. наук. Архангельск, 2010. 21 с.
  10. Левина В.Н., Лю Яньпин. Взаимодействие заглавия и текста в функционально-семантическом аспекте (на примере стихотворения в прозе «Снег» С.Н. Сергеева-Ценского) // Научный диалог. 2017. № 8. С. 73–88.
  11. Маслова А.Г., Фалеева А.С. Мифопоэтика снега в лирике Бориса Пастернака // Вестник гуманитарного образования. 2018. № 4 (12). С. 68–73.
  12. Современная литература Кузбасса // Классика земли Кузнецкой: в 3 т. / сост.: Б.В. Бурмистров, С.Л. Донбай, Г.И. Карпова. Т. 3. Кемерово: Кузбасский центр искусств, 2022. 594 с.
  13. Кожина М.Н. Художественно-образная речевая конкретизация // Стилистический энциклопедический словарь / под ред. М.Н. Кожиной. М.: Флинта: Наука, 2002. С. 585–594.
  14. Болотнова Н.С. Лексическая структура художественного текста в ассоциативном аспекте. Томск: Изд-во ТГПИ, 1994. 212 с.
  15. Болотнова Н.С. Лексическая структура поэтического текста как ключ к постижению его ценностных смыслов // Русский язык в школе. 2019. Т. 80, № 1. С. 20–25.
  16. Болотнова Н.С. Коммуникативная стилистика текста: Словарь-тезаурус. Томск: Изд-во ЦНТИ, 2008. 383 с.
  17. Пушкарева И.А., Пушкарева Ю.Е. Мотив полета в лирике А.Д. Раевского // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2024. Т 23, № 2. С. 115–125.
  18. Пушкарева И.А., Пушкарева Ю.Е. Образ солнца в лирике П. Майского: семантико-стилистический анализ // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2024. № 4 (70). С. 134–145.
  19. Клименко А.П. Проблема лексической системности в психолингвистическом освещении: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Минск, 1980. 41 с.
  20. Николаева Т., Башарина Е. «Где ты, потомок первого?..»: драматургия любви». Новокузнецк, 2004. 144 с.
  21. Нагина К.А. Траектории «метельного» текста (толстовское присутствие в творчестве Б. Пастернака) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2011. Т. 1, № 1-1. С. 31–40.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».