Brief discussion of several interactive teaching methods in listening classes in an African audience

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article summarizes effective methods of teaching this type of Russian speech acquisition to foreign listeners, in particular Africans, based on the principles of teaching listening and practical teaching experience. The purpose of this study is to consider interactive methods in the listening process and modify language skills and techniques. To achieve the set goal, the following research methods were used: observation, statistical methods of processing the results, comparison, generalization of the practical experience of teaching Russian to foreign students. The study of the process of teaching listening can be carried out using content analysis and methodological, psychological, linguistic and psycholinguistic analysis of literature; empirical research methods (observation, comparison, experiment); quantitative and qualitative methods of data processing; theoretical methods (analysis, synthesis, generalization, forecasting, formulating hypotheses); practical methods (description, questionnaires, surveys, modeling of materials). Research results: an important principle of teaching listening is to provide foreigners with understandable information. The purpose of teaching listening is to improve the micro-skills of listening in foreign citizens, in our case, in African students. Interactive listening methods include word training, which includes repetition after listening, listening and explanation of words, word association, sequential pronunciation of numbers, pronunciation of dissimilar words and identification of an extra word, as well as sentence training, which is a replacement of the sentence structure, answers to questions, rewriting sentences in accordance with the requirements. The authors of the article come to the conclusion that the adaptation of the presented methods in teaching Russian as a foreign language can improve the effectiveness of listening to spoken Russian. We believe that teaching listening is still very superficial and requires constant study and refinement, testing of new methods and use of additional tools, exchange of experience with other colleagues.

About the authors

Olga Nikolaevna Boldyreva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

Email: olya.boldyreva2013@yandex.ru
Elista, Russian Federation

Evgeniya Vladimirovna Golubeva

Kalmyk State University named after B.B. Gorodovikov

Email: lisa101@yandex.ru
Elista, Russian Federation

References

  1. Савина И.С. Развитие критического мышления с помощью визуализации грамматического материала в процессе изучения русского языка как иностранного // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2024. Вып. 5 (235). С. 138–146. doi: 10.23951/1609-624X-2024-5-138-146
  2. Азимов Э.Г., Кулибина Н.В., Ван В. Лингводидактический потенциал социальных сетей в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. 2023. Т. 21, № 2. C. 133–147. doi: 10.22363/2618-8163-2023-21-2-133-147
  3. Вишняков С.А., Махаева Р.С. Современная парадигма преподавания и изучения русского языка как иностранного в России и европейских странах // Наука и школа. 2020. № 1. С. 90–94.
  4. Максимова В.Д., Восковская А.С. Использование интерактивных методов при обучении иностранному языку в неязыковом вузе // Мир науки, культуры, образования. 2023. № 2 (99). С. 82–85.
  5. Горбенко В.Д., Доминов Т.Н., Ильина Н.О., Кумбашева Ю.А., Митяков М.В. Актуальные направления методики преподавания русского языка как иностранного: результаты контент-анализа // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 249–264. doi: 10.32744/pse.2021.1.17
  6. Антонова В.Е., Нахабина М.М., Толстых А.А. Дорога в Россию: учебник русского языка: в 2 ч. Ч. 1–2: элементарный уровень. СПб., 2019. 344 с.
  7. Коншина С.Г., Марьина Е.С. Диалог. Русский язык для начинающих: практический курс (элементарный уровень). М., 2019. 191 с.
  8. Караванова Н.Б. Слушаем живую русскую речь. Пособие по аудированию для иностранцев, изучающих русский язык. М.: Русский язык. Курсы, 2009. 120 с.
  9. Новак М. Культурно-семиотический анализ идеологем общества потребления // Современный дискурс-анализ: электронный научный журнал. 2012. Вып. 2 (7). С. 53–60
  10. Morley J. The Pronunciation Component in Teaching English to Speakers of Other Languages // TESOL Quarterly 25. 1991. Р. 481–520.
  11. Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. М.: Изд-во АН СССР, 1961. 416 с.
  12. Boldyreva O.N., Suntsova M.V., Vidanov E.Yu., Staroverkina L.A., Abeeva O.N. Innovative methods, technologies and techniques for teaching Russian as a foreign language // International Conference “Humanity in the Era of Uncertainty” (ICHEU 2021). Proceedings of the International Conference “Humanity in the Era of Uncertainty” (ICHEU 2021). European Publisher, 2021. С. 174–179.
  13. Важенина М.С. Особенности преподавания русского языка как иностранного курсантам из стран Африки // Научно-практическая конференция профессорско-преподавательского и научного составов Военного института физической культуры: сборник статей материалов конференции, Санкт-Петербург, 1 марта 2023 года: в 2 ч. / под ред. В.Л. Пашута. Ч. 2. СПб.: Воен. ин-т физкультуры, 2023. С. 98–102.
  14. Голубева Е.В. Трудности в формировании произносительных навыков у франкофонов // РКИ: лингвометодическая образовательная платформа: материалы III Междунар. науч.-практ. конф. Белгородский государственный национальный исследовательский университет. Белгород, 24 мая 2024 года. 250 с. С. 39–43.
  15. Староверкина Л.А., Болдырева О.Н. Актуальность использования дистанционных технологий в обучении РКИ на довузовском этапе (на примере КалмГУ) // Русский язык как родной, неродной и иностранный в трансграничном Прикаспийском регионе: материалы Междунар. науч.-практ. конф. Элиста, 2023. С. 152–156.
  16. Староверкина Л.А., Болдырева О.Н. Применение дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному на довузовском этапе (на примере Калмыцкого государственного университета им. Б.Б. Городовикова) // Довузовская подготовка иностранных граждан: проблемы и перспективы: сб. науч. материалов II Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2023. С. 246–248.
  17. Сокол М.А., Лукьянова К.А. Особенности преподавания русского языка в африканской аудитории // Морозовские чтения: Международный научно-практический семинар, Иваново, 10 декабря 2021 года. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2022. С. 151–156
  18. Гапонова Ж.К., Серогодская А.А. Обучение студентов-африканцев русскому языку как иностранному в Центре открытого образования в Республике Кот-д’Ивуар // Педагогика и просвещение. 2023. № 4. С. 137–147.
  19. Сухова О.В., Думбия С. Обучение русскому языку как иностранному за рубежом (на примере образовательных учреждений Республики Мали) // Международный научно-исследовательский журнал. 2023. № 8 (134). URL: https://research-journal.org/archive/8-134-2023-augustA0.23670ZIRJ.2023.134.93 (дата обращения: 28.03.2025).
  20. Сатретдинова А.Х. Специфика обучения русскому произношению иностранных студентов из стран Африки // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2020. № 4. С. 98–106.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».