Logical-content lines between physics and mathematics as a basis for professional teacher training in a modern pedagogical university

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the problem of formation of professional competencies related to applied and functional aspects of the respective disciplines in a modern teacher of mathematics and physics. Justifications of the necessity to take into account the interrelation between mathematics and physics are given. The authors, emphasizing the logical and substantive interdisciplinary links between physics and mathematics, offer to solve methodological problems, which are illustrated by the example of considering such concepts as «function» and «motion». In accordance with the theoretical analysis of logical and substantive interdisciplinary lines between mathematics and physics, the necessity of coordinated formation of mathematical and physical concepts in the process of teaching students in accordance with specially developed organizational and methodological conditions is substantiated, and the developed program model for mechanics and the levels of its implementation in the practice of teaching students of a pedagogical university are proposed. In this case, the logical and content interdisciplinary lines are determined, first of all, by the presence of common fundamental and applied areas. The development of logical and content lines of interdisciplinary links between mathematics and physics was carried out on the basis of the methodology of systematic review, which allows to exclude subjective approach in interpreting data on the relationship between mathematics and physics, to identify trends in the development of the problem under study and to determine its significant theoretical and applied aspects. This methodology implies the use of a set of complementary methods: qualitative and quantitative analysis in order to identify the relationship between the program content of mathematics and physics; system analysis to identify structural and functional elements in describing the relationship between mathematics and physics; analytical grouping of programmatic teaching material and qualitative and quantitative characteristics of mathematics and physics sections. Implementation of the design of logical and content lines of interdisciplinary links between mathematics and physics was carried out on the basis of the logical approach. At the first stage, based on the practice of teaching students at the pedagogical university, an evidence-based approach to the problem under study was formulated. The selection of program material was carried out on the basis of a special model, for the implementation of which the logical and content lines of interdisciplinary links between mathematics and physics were developed. The systemstructural approach made it possible to develop the levels of program model implementation and develop a system of individual calculation and graphic tasks for training future teachers in a modern pedagogical university.

About the authors

Irina Vladimirovna Bogomaz

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev

Email: i_bogomaz@mail.ru
Krasnoyarsk, Russian Federation

Valentina Ivanovna Teslenko

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafyev

Email: tiof_@mail.ru
Krasnoyarsk, Russian Federation

References

  1. Богомаз И.В., Степанова И.Ю., Математическое знание как фундаментальный элемент пропедевтики инженерной подготовки в общеобразовательной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 96–99.
  2. Костенко И.П. Динамика качества математического образования. Причины деградации // Математическое образование. 2011. Вып. 2. С. 2–13.
  3. Алексеевнина А.К. К вопросам непрерывного образования инженерных кадров: необходимость формирования функциональной грамотности школьников на уроках физики и математики // Инженерное образование. 2022. Вып. 32. C. 7–14.
  4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (Зарегистрирован в Минюсте России 07.06.2012 № 24480) (ред. от 29.06.2017) // СПС «Консультант Плюс».
  5. Шурыгин В.Ю., Шурыгина И.В. Активизация межпредметных связей физики и математики как средство формирования метапредметных компетенций школьников // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5, № 4 (17). C. 41–44.
  6. Милинский А.Ю., Днепровская О.А. Реализация междисциплинарной подготовки будущих учителей математики и физики // Школа будущего. 2022. № 4. С. 172–179.
  7. Богомаз И.В., Степанова И.Ю., Песковский Е.А. Концептуальное осмысление педагогических вопросов для развития инновационного общества // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 96–99.
  8. Богомаз И.В., Степанов Е.А., Чабан Е.А. Графическая компетентность студентов, обучающихся в педагогических вузах // Вестник Томского государственного педагогического университета (TSPU Bulletin). 2020. Вып. 6. С. 108–117.
  9. Богомаз И.В., Песковский Е.А., Фомина Л.Ю. Формирование межпредметных понятий как аспект практико-ориентированности школьного обучения // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 96–99.
  10. Маркеев А.П. Теоретическая механика: учебное пособие для университетов. М.: Наука, 1990. 416 с.
  11. Пиларова О.Ф. Теоретические основы оптимизации обучения профессиональным дисциплинам в условиях современного технического вуза. М.: Академия естествознания, 2011. 195 c.
  12. Вареников С.В. К вопросу изучения общетехнических дисциплин будущими учителями технологии // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59. С. 163–167.
  13. Становление и развитие системы университетского технического образования России / под ред. И.Б. Федорова, В.К. Балтяна. М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. 187 c.
  14. Тесленко В.И., Прокопьева Н.В. Организационно-дидактические условия воспитания мировоззренческой активности будущего учителя физики в процессе обучения // Физическое образование в вузах. 2020. Т. 6, № 3. С. 102–109.
  15. Тесленко В.И., Прокопьева Н.В. Методологические основы проектирования индивидуальной траектории непрерывного профессионального образования // Инновации в образовании. 2021. № 7. С. 66–74.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».