Механизмы памяти в ментальной экологии народов Севера


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность, теоретическая и практическая значимость изучения проблем ментальной экологии культурной памяти народов Севера обусловлена как отсутствием специальных исследований в данной области, так и необходимостью разработки научно обоснованной региональной политики памяти, которая учитывала бы, с одной стороны, современный дрейф культурных, этнических, идеологических идентичностей и, с другой, опиралась бы на традиционные механизмы, формы и институции культуры памяти на Европейском Севере России. Исходя из анализа сложившейся историографической ситуации, можно сделать вывод, что предметная область трансдисциплинарного научного направления «экология памяти» находится еще в стадии становления, и потому представленное исследование необходимо рассматривать как первую попытку тематизации и проблематизации эколого-коммеморативного дискурса. Целью статьи является презентация научных результатов исследования ментально-экологического функционала хранителей этнической памяти, связанного с мифопоэтическими алгоритмами и ритуальными практиками сохранения, интерпретации и трансляции социокультурных ценностей, кодов и смыслов в ментальном пространстве этнокультурной традиции народов Севера. Методологическую базу исследования составили теория коммуникации, методы структурно-семиотического анализа, феноменологический подход. Изучение форм, механизмов и функций этнической экологии памяти в ментальном пространстве архаических и традиционных социумов Севера и Арктики позволило получить ряд новых научных результатов, связанных, во-первых, с определением ментально-экологического функционала носителей и хранителей «обожествленной памяти» этноса, и, во-вторых, с раскрытием ключевой роли памятников православной иеротопии в священной ментальной экологии Поморья, геокультурное пространство которого являлось «территорией памяти и смыслов», выполняло высокую прообразовательную миссию памятника отечественной и мировой культуры.

Об авторах

Н М Теребихин

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»

Email: terebihinn@mail.ru
доктор философских наук, профессор, директор Центра сравнительного религиоведения и этносемиотики 163002, г. Архангельск, пр. Ломоносова, д. 2, каб. 216

А М Тамицкий

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»

г. Архангельск

А С Худяев

Высшая школа социально-гуманитарных наук и международной коммуникации ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова»

г. Архангельск

П С Журавлев

Отдел науки и высшей школы министерства образования и науки Архангельской области

г. Архангельск

Список литературы

  1. Агаджанян Н. А. Экология души: культура, нравственность, духовность // Экология человека. 2011. № 2. С. 35-38.
  2. Ассман Я. Культурная память. Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности. М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
  3. Васильев А. Г. Memory studies: единство парадигмы - многообразие объектов // Новое литературное обозрение. 2012. № 117. С. 461-480.
  4. Васильев А. Г. Воплощенная память: коммеморативный ритуал в социологии Э. Дюркгейма // Социологическое обозрение. 2014. № 2. С. 141 - 167.
  5. Владыкина Т. Г. Знающий (туно) в удмуртской традиционной культуре // Удмуртская мифология / под ред. В. Е. Владыкина. Ижевск: Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН, 2004. С. 97-102.
  6. Дугин А. Г. Этносоциология. М.: Академический Проект, 2011. 639 с.
  7. Зайков К. С., Тамицкий А. М. Финский фактор в истории Северного Фронтира Российской империи 1809-1855 гг. // Былые годы. 2016. № 3. С. 629-641.
  8. Зайков К. С., Тамицкий А. М. Лопарские промыслы в истории российско-норвежского пограничья 1855-1900 гг. // Былые годы. 2017. № 3. С. 915-927.
  9. Замятин Д. Н. Геокультурное пространство Арктики: онтологические модели воображения // Мир психологии. 2015. № 4. С. 135-142.
  10. Ильина И. В., Уляшов О. И. Рождение тодысь: наследование дара в колдовской традиции верхневычегодских и сысольских коми // Проблемы духовной культуры народов Европейского Севера и Сибири. Сборник статей памяти Юго Юльевича Сурхаско. Гуманитарные исследования. Вып. 2. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2009. С. 200-205.
  11. Каныгина Н. В. Историко-этимологический анализ глаголов лексико-семантического поля интеллектуальной деятельности // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. Серия «Филология». 2012. № 4, Т. 1. С. 83-92.
  12. Культура Арктики: коллективная монография / под общ. ред. У. А. Винокуровой. Якутск: ИД СВФУ, 2014. 344 с.
  13. Лар Л. А. Шаманы и боги. Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1998. 126 с.
  14. Лихачев Д. С. Письмо сороковое. О памяти // Письма о добром. СПб.: Русско-Балтийский центр БЛИЦ, 1999. С. 142-147.
  15. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи. В 3-х томах. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллин: «Александра», 1992. С. 201-202.
  16. Макаров В. В. Избранные лекции по психотерапии. М.: Академический проект, 1999. 416 с.
  17. Пермиловская А. Б. Русский Север - специфический код культурной памяти // Культура и искусство. № 2. 2016. С. 155-163.
  18. Разлогов К. Э. Память и идентичность // Культурная память в контексте формирования национальной идентичности России в XXI веке: коллективная монография / отв. ред. Н. А. Кочеляева. М.: Совпадение, 2012. С. 11-28.
  19. Репина Л. П. «Новая историческая наука» и социальная история. М.: Издательство ЛКИ, 2009. 320 с.
  20. Рикёр П. Память, история, забвение. М.: Издательство гуманитарной литературы, 2004. 728 с.
  21. Рыков В. Шаманы Лапландии // Наука и религия. 1991. № 8. С. 59-60.
  22. Святославский А. В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. М.: «Древлехранилище», 2013. 593 с.
  23. Сидоров П. И. Ментальная экология общественного сознания // Экология человека. 2014. № 4. С. 45-51.
  24. Сидоров П. И., Медведева В. В., Давыдов А. Н. Ментальная этноэкология истеродемонических расстройств // Экология человека. 2014. № 2. С. 33-44.
  25. Сидоров П. И., Медведева В. В., Давыдов А. Н. История и феноменология ренессанса // История медицины. 2014. № 1. С. 169-185.
  26. Теребихин Н. М. Сакральная экология и традиционные знания народов Севера (к постановке проблемы) // Экология человека. 2014. № 8. С. 57-64.
  27. Теребихин Н. М. Ритуалы природных и социальных катастроф в традиционной ментальной экологии и этно-медицине Русского Севера // Экология человека. 2016. № 8. С. 21-25.
  28. Теребихин Н. М. Сакральная география и антропология Поморья // Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования: монография / отв. ред. Д. Н. Замятин, Е. Н. Романова. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. С. 165-213.
  29. Толкачев В. Ф. Россия. Крайний Север. Власть // Ненецкий край. Сквозь вьюги лет: Очерки. Статьи. Документы / ред.-сост. В. Ф. Толкачев. Архангельск: Поморский государственный ун-т им. М. В. Ломоносова, 2000. С. 260-312.
  30. Топоров В. Н. К этимологии славянского myslь // Этимология: Исследования по русскому и другим языкам / отв. ред. О. Н. Трубачев. М.: Академия наук СССР, 1963. С. 5-13.
  31. Топоров В. Н. Поэт // Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. Т. 2. М.: Сов. Энциклопедия, 1992. С. 327-328.
  32. Успенский Б. А. Избранные труды. Том I. Семиотика истории. Семиотикакультуры. М.: Школа «Языки русской культуры», 1996. 608 с.
  33. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. М.: Новое издательство, 2007. 348 с.
  34. Худяев А. С. Образы северных ландшафтов и архаического культурного наследия в маргинальных областях скандинавского музыкального дискурса конца XX века // Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования. Монография / отв. ред. Д. Н. Замятин, Е. Н. Романова. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2017. С. 214-228.
  35. Чащин В. П., Ковшов А. А., Гудков А. Б., Моргунов Б. А. Социально-экономические и поведенческие факторы риска нарушений здоровья среди коренного населения Крайнего Севера // Экология человека. 2016. № 6. С. 3-8.
  36. Человек - место - память: мемориальная культура старожильческого населения северных районов Кольского полуострова в условиях социальных трансформаций: материалы научных исследований / под. ред. П. В. Фёдорова и др. Мурманск: Мурм. гос. гуманит. ун-т, 2013. 409 с.
  37. Шабаев Ю. П., Жеребцов И. Л., Журавлев П. С. Русский Север: культурные границы и культурные смыслы // Мир России. 2012. № 4. С. 134-153.
  38. Шергин Б. В. Изящные мастера. Поморские были и сказания. М.: Молодая Гвардия, 1990. 430 с.
  39. Элиаде М. Миф о вечном возвращении // Элиаде М. Избранные сочинения: Миф о вечном возвращении; Образы и символы; Священное и мирское. М.: Ладомир, 2000. С. 23-126.
  40. Eliade M. Shamanism: Archaic Techniques of Ecstasy. Princeton; New York: Princeton University Press, 2004. 648 p.
  41. Holmberg U. Finno-Ugric, Siberian (The Mythology of all Races. Vol. IV). New York: Cooper Square Publishers, 1964. 722 p.
  42. Hoppál M. Studies on Mythology and Uralic Shamanism. Budapest: AkadémiaiKiadô, 2000. 185 p.
  43. Hoppál M. Shamans and Traditions. Budapest: AkadémiaiKiadô, 2007. 188 p.
  44. Hoppál M. Shaman Traditions in Transition. Budapest: International Society for Shamanistic Research, 2010. 110 p.
  45. Hoppál M. Uralic Mythologies and Shamans. Budapest: Institute of Ethnology, 2010. 185 p.
  46. Pentikainen Ju. Shamanism and Northern Ecology (Religion & Society). Berlin; New York: Mouton de Gruyter, 1996. 396 p.
  47. Siikala A.-L., Hoppal M. Studies on shamanism. Budapest: AkademiaiKiado, 1998. 230 p.
  48. Siikala A.-L. Mythic Images and Shamanism. A Perspective on Kalevala Poetry. (FF Communications, 28). Helsinki: Finnish Acad of Sci& Letters, 2002. 423 p.
  49. Terebikhin N. M. Cultural Geography and Cosmography of the Sami // ActaBorealia. 1993. Vol. 10. Iss.1. P. 3-17.
  50. Terebikhin N. M., Ovsyannikov O. V. Sacred space in the Arctic culture // Sacred Sites, Sacred Places / eds. David L. Carmichael, Jane Hubert, Brian Reeves and AudhildSchanche. London and New York: Routlege, 1997. P. 44-81.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2019


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».