THE ATTENTION FUNCTION DYNAMICS IN ONTOGENESIS OF PRIMARY SCHOOL PUPILS IN RUSSIA’S NORTHEAST


Cite item

Full Text

Abstract

Attention is one of the main psychoLogicaL factors that influence the study progress of primary schoolchildren. Our research was aimed at studying the dynamics of attention function in ontogenesis of primary schoolchildren Living in Magadan city and assessing effectiveness of attention correction by means of biofeedback. The study was carried out using correction task method (version by V. N. Amatuni) in ontogenesis of primary schoolchildren (1-4 grades) (n = 190). Results: the obtained findings testified to regular improvement of attention function by the end of every academic year and revealed such positive changes as shortened time for doing exercises (р < 0.01) , fewer mistakes (р < 0.01), attention densification, that was an indicative of positive dynamics of neurodynamic processes in CNC and normalization of interhemispheric correlation. Pupils who took 8-10 session course of biofeedback (computer simulator "Bos-Puls" - trainings "Vira" and "Ralli") were able to improve the attention properties for a shorter time (6 weeks) than their agemates (18 weeks) by means of progress in attention concentration, self-regulation and self-control skills learning. Thus, for the 6 weeks period the median (Me) of error rate decreased considerably in right and left parts of correction task to 1,5 (p< 0,01) and 2,5 (p< 0,01) respectively in pupils who passed Bos-training. And the median of attention concentration values increased significantly to 3.1 y.e. (p< 0,05). Conclusion: training a child self-regulation resulted in his/her more comprehensive attention organization for a shorter period of time which in its tern stipulated harmonious development of psychic functions in ontogenesis and led to a successful implementation of a training process.

About the authors

O P Bartosh

Scientific-Research Center "Arktika" Fareastern Branch Russian Academy of Sciences

Email: olga_bartosh@inbox.ru
кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории физиологии экстремальных состояний Magadan, Russia

T P Bartosh

Scientific-Research Center "Arktika" Fareastern Branch Russian Academy of Sciences

Magadan, Russia

M V Mychko

Scientific-Research Center "Arktika" Fareastern Branch Russian Academy of Sciences

Magadan, Russia

References

  1. Бартош Т. П., Бартош О. П. Время реакции и психическая ригидность у подростков Северо-Восточного региона России // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2012. № 4 (45). С. 81-88.
  2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики: практическое руководство. СПб.: Стройлеспечать, 1997. 360 с.
  3. Гончарова Г. А., Надеждин Д. С. Характеристика нервно-психического здоровья школьников 3-8-х классов в динамике их обучения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012. (1). № 1. С. 20-26.
  4. Гребнева О. Л., Джафарова О. А., Даниленко Е. Н. Нарушения внимания у детей и подростков. Диагностика и коррекция с использованием технологии компьютерного нейробиоуправления // Вестник практической психологии образования. Москва. 2005. № 4 (5). C. 53-57.
  5. Даниленко Е. Н., Джафарова О. А., Гребнева О. Л. Игровое биоуправление в адаптации младших школьников // Бюллетень сибирской медицины. 2010. № 2. С. 108-113.
  6. Залевский Г. В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: ИП РАН, 2007. 336 с.
  7. Козак Л. М., Коробейников Г. В., Коробейникова Л. Г. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 2. С. 35-43.
  8. Лукманова Н. Б., Волокитина Т. В., Гудков А. Б., Сафонова О. А. Динамика параметров психомоторного развития детей 7-9 лет // Экология человека. 2014. № 8. С. 13-19.
  9. Марютина Т. М., Мешкова Т. А., Гавриш Н. В. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 36-43.
  10. Немов Р. С. Психология. М., 1995. Т. 1. 688 с.
  11. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 51-58.
  12. Петровский В. А., Черепанова Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 48-51.
  13. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Питер, 2009. 192 c.
  14. Ромицына Е. Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». СПб.: Речь, 2006. 112 с.
  15. Семенова М. В., Шибкова Д. З. Психофизиологические аспекты обоснования индивидуализации обучения // Актуальные аспекты современной психофизиологии: сб. науч. тр. Межд. научн.-практ. конф. Санкт-Петербург, 22 августа 2014 г. СПб.: НПЦ ПСН, С. 91-94.
  16. Страхов В. И. Психологическая мозаика: проблемы внимания. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. 300 с.
  17. Фарбер Д. А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга. Возрастные особенности и некоторые закономерности // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 5. С. 17-27.
  18. Штарк М. Б., Шварц М. С. Некоторые аспекты биоуправления в интерпретации редакторов // Биоуправление-4. Новосибирск. 2002. С. 86-88.
  19. Becker M. G., Isaac W., Hynd G. Neuropsychological development of non-verbal behaviors attributed to frontal lobe functioning // Developmental Neuropsychology. 1987. Vol. 3. P. 275-298.
  20. Weyandt L. L., Willis G. W. Executive functions in school-aged children: potential efficiency of tasks in discriminating clinical groups // Developmental Neuropsychology. 1994. Vol. 10. P 27-38.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2018 Human Ecology


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».