Динамика функции внимания в онтогенезе детей начальных классов Северо-Востока России


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Внимание в учебном процессе является одним из основных психологических факторов, определяющих успешность обучения младших школьников. Цель нашего исследования - изучить динамику функции внимания в онтогенезе младших школьников г. Магадана и оценить эффективность коррекции внимания с помощью биологической обратной связи. Исследование выполнено методом корректурной пробы (модификация В. Н. Аматуни) в онтогенезе школьников 1-4-х классов (n = 190). Результаты. Показано закономерное совершенствование функции внимания к концу каждого учебного года и выявлены изменения в виде снижения времени выполнения задания (р < 0,01), количества ошибок (р < 0,01), увеличения концентрации внимания, что является отражением положительной динамики нейродинамических процессов в центральной нервной системе и нормализации межполушарного взаимодействия. Учащиеся, которые прошли 8-10 уроков биологической обратной связи (компьютерный тренажер «Бос-Пульс» - тренинги «Вира» и «Ралли»), за счет прогресса концентрации внимания, получения навыков саморегуляции и формирования самоконтроля смогли улучшить свои показатели свойств внимания в более короткий промежуток времени (1,5 мес), чем их одногодки (4,5 мес). Так, за 1,5 месяца у школьников, которые занимались на Бос-тренинге, медиана (Ме) количества ошибок значимо уменьшилась в правой и левой половинах таблицы корректурной пробы на 1,5 (р < 0,01) и 2,5 (р < 0,01) соответственно. А Ме показателя концентрации внимания значимо увеличилась на 3,1 усл. ед. (р < 0,05). Вывод: обучение ребенка саморегуляции приводит к более целостной организации его внимания за более короткий период, чем это происходит естественным путем, и, в свою очередь, обусловливает гармоничное развитие психических функций в онтогенезе и ведет к успешности образовательного процесса.

Об авторах

О П Бартош

ФГБУН «Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения Российской академии наук»

Email: olga_bartosh@inbox.ru
кандидат биологических наук, научный сотрудник лаборатории физиологии экстремальных состояний 685000, г. Магадан, пр. Карла Маркса, д. 24

Т П Бартош

ФГБУН «Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения Российской академии наук»

г. Магадан

М В Мычко

ФГБУН «Научно-исследовательский центр «Арктика» Дальневосточного отделения Российской академии наук»

г. Магадан

Список литературы

  1. Бартош Т. П., Бартош О. П. Время реакции и психическая ригидность у подростков Северо-Восточного региона России // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2012. № 4 (45). С. 81-88.
  2. Вассерман Л. И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики: практическое руководство. СПб.: Стройлеспечать, 1997. 360 с.
  3. Гончарова Г. А., Надеждин Д. С. Характеристика нервно-психического здоровья школьников 3-8-х классов в динамике их обучения // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2012. (1). № 1. С. 20-26.
  4. Гребнева О. Л., Джафарова О. А., Даниленко Е. Н. Нарушения внимания у детей и подростков. Диагностика и коррекция с использованием технологии компьютерного нейробиоуправления // Вестник практической психологии образования. Москва. 2005. № 4 (5). C. 53-57.
  5. Даниленко Е. Н., Джафарова О. А., Гребнева О. Л. Игровое биоуправление в адаптации младших школьников // Бюллетень сибирской медицины. 2010. № 2. С. 108-113.
  6. Залевский Г. В. Личность и фиксированные формы поведения. М.: ИП РАН, 2007. 336 с.
  7. Козак Л. М., Коробейников Г. В., Коробейникова Л. Г. Физическое развитие и состояние психофизиологических функций у детей младшего школьного возраста // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 2. С. 35-43.
  8. Лукманова Н. Б., Волокитина Т. В., Гудков А. Б., Сафонова О. А. Динамика параметров психомоторного развития детей 7-9 лет // Экология человека. 2014. № 8. С. 13-19.
  9. Марютина Т. М., Мешкова Т. А., Гавриш Н. В. О связи свойств внимания и успеваемости у учащихся вторых классов // Вопросы психологии. 1988. № 3. С. 36-43.
  10. Немов Р. С. Психология. М., 1995. Т. 1. 688 с.
  11. Понарядова Г. М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. 1982. № 2. С. 51-58.
  12. Петровский В. А., Черепанова Е. М. Индивидуальные особенности самоконтроля при организации внимания // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 48-51.
  13. Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. Питер, 2009. 192 c.
  14. Ромицына Е. Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». СПб.: Речь, 2006. 112 с.
  15. Семенова М. В., Шибкова Д. З. Психофизиологические аспекты обоснования индивидуализации обучения // Актуальные аспекты современной психофизиологии: сб. науч. тр. Межд. научн.-практ. конф. Санкт-Петербург, 22 августа 2014 г. СПб.: НПЦ ПСН, С. 91-94.
  16. Страхов В. И. Психологическая мозаика: проблемы внимания. Саратов: ИЦ «Наука», 2009. 300 с.
  17. Фарбер Д. А., Дубровинская Н. В. Функциональная организация развивающегося мозга. Возрастные особенности и некоторые закономерности // Физиология человека. 1991. Т. 17, № 5. С. 17-27.
  18. Штарк М. Б., Шварц М. С. Некоторые аспекты биоуправления в интерпретации редакторов // Биоуправление-4. Новосибирск. 2002. С. 86-88.
  19. Becker M. G., Isaac W., Hynd G. Neuropsychological development of non-verbal behaviors attributed to frontal lobe functioning // Developmental Neuropsychology. 1987. Vol. 3. P. 275-298.
  20. Weyandt L. L., Willis G. W. Executive functions in school-aged children: potential efficiency of tasks in discriminating clinical groups // Developmental Neuropsychology. 1994. Vol. 10. P 27-38.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2018


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».