Возможно ли замедлить когнитивное старение, или о пользе обучения в зрелом и пожилом возрасте


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируются результаты лонгитюдного исследования влияния обучения в зрелом и пожилом возрасте на изменения в протекании когнитивных процессов. Исследование проводилось в течение двух лет, с октября 2014-го. В нем участвовали 21 человек, 19 женщин в возрасте от 51 до 63 лет и двое мужчин 57 и 59 лет. Все испытуемые были слушателями программы профессиональной переподготовки по специальности «Практическая психология», рассчитанной на 2,5 года. На момент начала исследования все они не работали и имели базовое высшее образование (инженеры, экономисты, учителя). Ни один из участников программы не имел психологического образования (это для программы было ключевым моментом), и обучение психологии являлось для них новой сферой знаний. В ходе исследования изучались характеристики познавательных процессов, которые оценивались в течение всего срока обучения каждые два месяца, а также общее психологическое состояния человека, степень его психологического комфорта. Исследование показало, что обучение в зрелом и пожилом возрасте приводит к положительным изменениям в когнитивной сфере и росту показателей субъективного благополучия. Статистически значимые изменения наблюдались с начала второго семестра первого года обучения. После первого семестра обучения у испытуемых изменились представления о своем собственном когнитивном функционировании, они считали, что их память, внимание, работоспособность, когнитивная осознанность становятся существенно выше, в то время как объективные данные соответствующих когнитивных показателей не подтверждали правильности этих представлений. Реальные улучшения когнитивного функционирования стали заметны только во втором семестре, то есть через полгода после начала обучения. Проведенное исследование показало, что изменение психологического статуса и когнитивного функционирования зрелых и пожилых людей в процессе обучения новой для них сферы знаний возможно.

Об авторах

Е В Беловол

Московский педагогический государственный университет

Злата Викторовна Бойко

Российский университет дружбы народов

Email: boikozv@yandex.ru
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры управление сестринской деятельностью медицинского факультета медицинского института 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 8

И В Радыш

Российский университет дружбы народов

Е Ю Шурупова

Центр психолого-педагогической поддержки детей и подростков

Москва

В И Торшин

Российский университет дружбы народов

Б Б Радыш

Российский университет дружбы народов

Список литературы

  1. Агаджанян Н. А. Стресс и теория адаптации. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. 190 с.
  2. Беловол Е. В., Бойко З. В., Радыш И. В., Радыш Б. Б., Шурупова Е. Ю. Здоровье лиц «третьего возраста»: объективное и субъективное в представлениях пожилых людей о своем здоровье // Экология человека. 2016. № 4. C. 45-49.
  3. Беловол Е. В., Бойко З. В., Радыш И. В., Шурупова Е. Ю. Влияние образования в третьем возрасте на эффективность социального взаимодействия // Гуманітарний вісник ДВНЗ «Переяслав-Хмельніцькій державній педагогічній універсітет імені Григорія Сковороди» Додаток 2 до Вип. 35, Т. I (13): Тематичний випуск «Міжнародні Челпанівські психолого-педагогічні читання». Украина, Киев: Гнозис, 2015. С. 75-83
  4. Беловол Е. В., Бойко З. В., Радыш И. В., Шурупова Е. Ю. Образование как способ повышения рефлексии в межличностной коммуникации в пожилом возрасте // Технологии живых систем. 2015. Т. 12, № 3. С. 29-32.
  5. Беловол Е. В., Бойко З. В., Радыш И. В., Шурупова Е. Ю. Повышение качества жизни и динамика познавательных процессов как результат обучения в «третьем возрасте» // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 4. C. 77-84.
  6. Беловол Е. В., Бойко З. В., Радыш И. В., Шурупова Е. Ю. Повышение уровня самореализации личности как результат образования в третьем возрасте // Технологии живых систем. 2016. Т. 13, № 7. С. 48-54.
  7. Беловол Е. В., Бойко З. В., Радыш И. В., Шурупова Е. Ю., Радыш Б. Б. Соотношение объективного и субъективного в представлении о собственном здоровье // Технологии живых систем. 2016. Т. 13, № 4. С. 24-28.
  8. Бойко З. В. Пожилой возраст и старость как биологическая и социальная категории // Технологии живых систем. 2014. Т. 11, № 5. С. 36-39.
  9. Гудков А. Б., Дёмин А. В. Особенности постурального баланса у мужчин пожилого и старческого возраста с синдромом страха падения // Успехи геронтологии. 2012. Т. 25, № 1. С. 166-170.
  10. Дёмин А. В., Гудков А. Б., Грибанов А. В. Особенности постуральной стабильности у мужчин пожилого и старческого возраста // Экология человека. 2010. № 12. С. 50-54.
  11. Дерягина Л. Е., Цыганок Т. В., Рувинова Л. Г., Гудков А. Б. Психофизиологические свойства личности и особенности регуляции сердечного ритма под влиянием трудовой деятельности // Медицинская техника. 2001. № 3. С. 40-44.
  12. Коробицын А. А., Банникова Р. В., Гудков А. Б., Вязьмин А. М., Шихова В. А. Медико-экологические аспекты образа жизни северян // Экология человека. 1999. № 2. С. 46-49.
  13. Никифоров Г. С. Диагностика здоровья. СПб.: Речь, 2007. C. 863-865.
  14. Arking R. Biology of aging: Observations and principles. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1991. 334 p.
  15. Commoner Barry. The Closing Circle: Nature, Man, and Technology. NY: Alfred A. Knopf Publ., 1971. 339 p.
  16. Glanzman D. L. Common mechanisms of synaptic plasticity in vertebrates and invertebrates? // Current Biology, 20, R31-R36, 2010, http://dx.doi.org/10.1016/j. cub.2009.10.023.
  17. Glanzman D. L. PKM and the maintenance of memory // F 1000 Biology Reports, 5, 4, 2013, http:// dx.doi.org/10.3410/B5-4
  18. Scholz Jan, Klein Miriam C., Behrens1 Timothy E. J. & Johansen-Berg Heidi. Training induces changes in white-matter architecture // Nat Neuroscience. 2009, 12, 1370 - 1371 [PMC free article] [PubMed] Published online: 11 October 2009 | doi: 10.1038/nn.2412
  19. Spalding Kirsty L., Bergmann Olaf, Alkass Kanar, Bernard Samuel, Salehpour Mehran, Huttner Hagen B., Boström Emil, Westerlund Isabelle, Vial Celine, Buchholz Bruce A., Possnert Göran, Mash Deborah C., Druid Henrik, Frisen Jonas. Dynamics of Hippocampal Neurogenesis in Adult Humans. 2013 Elsevier Inc. Published by Elsevier Inc. DOI: http://dx.doi.org/10.1016/j.cell.2013.05.002
  20. Raz N., Gunning F. M., Head D., Dupuis J. H., McQuain J. M., Briggs S. D., Thornton A. E., Loken W. J., Acker J. D. Selective aging of human cerebral cortex observed in vivo: Differential vulnerability of the prefrontal gray matter // Cerebral Cortex. 1997. N 7. Р. 268-282.
  21. Spada M. M., Mohiyeddini C., & Wells A. Measuring metacognitions associated with emotional distress: Factor structure and predictive validity of the metacognitions questionnaire 30 // Personality and Individual Differences. 2008, 45 (3), 238-242. doi: 10.1016/j.paid.2008.04.005 Publication link: a0db06ab-38a1-4d9e-806b-2fcedc6ee704
  22. Tosun A., Irak M. Adaptation, validity, and reliability of the Metacognitions Questionaire-30 for the turkish population and its relationship to anxiety and Obsessive-Compulsive Symptoms // Turk J Psychiatry. 2008. Vol. 19. P. 67-80.
  23. Typaldou G. M., Konstantakopoulos G., Roxanis I., Nidos A., Vaidakis N., Papadimitriou G. N., Wells A. Assessment of the Greek worry-related metacognitions: The Greek version of the Metacognitions Questionnaire (MCQ-30) // PSYCHIATRIKI. 2014. Vol. 25 (1).
  24. Wells A., Cartwright-Hatton S. A short form of the meta-cognitions questionnaire: Properties of the MCQ-30 // Behaviour Research and Therapy. 2004. Vol. 42. P. 385-396.
  25. Yu B. P., Yang R. Critical evaluation of the free radical theory of aging: A proposal for the oxidative stress hypothesis // Annals of New York Academy of Science. 1996. N 786. P. 1-11.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2018


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».