ОЦЕНКА НАСЕЛЕНИЕМ ГОРОДА АЛМАТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ: ПОПЕРЕЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проведено анкетирование 1 194 респондентов в возрасте старше 45 лет среди жителей г. Алматы (Республика Казахстан) для оценки удовлетворенности населения качеством медицинской помощи. Специально обученные интервьюеры посетили респондентов на дому, и те заполнили специализированный опросник, в котором были представлены вопросы относительно социально-демографических характеристик респондента, особенностей обращения за медицинской помощью в течение последнего года, вредных привычек, самооценки здоровья, отношения к врачам и мнения респондента о качестве медицинской помощи в целом. Для анализа данных использовалась бинарная логистическая регрессии, коррекция проводилась на социально-демографические особенности респондентов и особенности обращения за медицинской помощью. Результаты исследования показали, что не удовлетворены качеством медицинской помощи были 55,7 % (95 % ДИ 52,9; 58,5) респондентов. Многомерный анализ обнаружил, что неудовлетворенность качеством медицинской помощи была ассоциирована с уровнем образования респондентов, уровнем дохода, самооценкой здоровья, но наибольшее значение имело недоверие к врачам, которое повышало шансы негативной оценки медицинской помощи в 19 раз (96 % ДИ 12; 30), в то время как сомнения в отношении доверия к врачам - в 7 раз (95 % ДИ 5; 10) по сравнению с ситуацией, когда респондент относился к врачам с доверием. Таким образом, организационные мероприятия, направленные на повышение доверия к врачам, в первую очередь развитие персонифицированной медицины, может повысить степень удовлетворенности населения качеством медицинской помощи. Данное исследование может послужить отправной точкой для проведения панельного исследования для оценки динамики удовлетворенности населения качеством медицинской помощи.

Об авторах

Б С Турдалиева

Казахский национальный медицинский университет

Kazakh Stater National Medical University Алматы, Казахстан

В Ю Байсугурова

Казахский национальный медицинский университет

Kazakh Stater National Medical University Алматы, Казахстан

Г Т Кашафутдинова

Казахский национальный медицинский университет

Kazakh Stater National Medical University Алматы, Казахстан

Г Е Аимбетова

Казахский национальный медицинский университет

Kazakh Stater National Medical University Алматы, Казахстан

М А Рамазанова

Казахский национальный медицинский университет

Kazakh Stater National Medical University Алматы, Казахстан

Н А Талкимбаева

Казахский национальный медицинский университет

Kazakh Stater National Medical University Алматы, Казахстан

Л С Ермуханова

Западно-казахстанский государственный медицинский университет

East Kazakhstan State Medical University Актобе, Казахстан

А А Баймагамбетова

Карагандинский государственный медицинский университет

Karaganda State Medical University Караганда, Казахстан

Г С Каюпова

Карагандинский государственный медицинский университет

Karaganda State Medical University Караганда, Казахстан

Ж М Меирманова

Казахский национальный медицинский университет

Kazakh Stater National Medical University Алматы, Казахстан

М Т Байказакова

Казахский национальный медицинский университет

Kazakh Stater National Medical University Алматы, Казахстан

С В Иванов

Первый медицинский университет им. И. П. Павлова

First Medical University n. a. I. P. Pavlov Санкт-Петербург

Андрей Мечиславович Гржибовский

Национальный институт общественного здравоохранения; Северный государственный медицинский университет; Северо-Восточный федеральный университет; Международный казахско-турецкий университет им. Х. А. Ясави

Email: Andrej.Grjibovski@gmail.com
доктор медицины, старший советник заведующий ЦНИЛ профессор почетный доктор почетный профессор INFA, Nasjonalt folkehelseinstitutt, Postboks 4404 Nydalen, 0403 Oslo, Norway Архангельск, Россия Якутск Туркестан, Казахстан Семей

Список литературы

  1. Бююль А., Цефель П. SPSS: искусство обработки информации. Анализ статистических данных и восстановление скрытых закономерностей: пер. с нем. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2005. 608 с.
  2. Гржибовский А. М., Иванов С. В. Поперечные (одномоментные) исследования в здравоохранении // Наука и здравоохранение. 2015. № 2. С. 5-18.
  3. Гржибовский А. М., Иванов С. В., Горбатова М. А. Анализ номинальных и ранговых переменных данных с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS // Наука и здравоохранение. 2016. № 6. С. 5-39.
  4. Дзуцев Х. В., Хугаева А. А. Качество медицинской помощи в Республике Северная Осетия - Алания // Социология медицины. 2013. № 1 (22). С. 26-30.
  5. Искакова А. М., Горемыкина М. В. Результаты социологического исследования мнения населения города Семей о качестве и доступности предоставления медицинской помощи // Наука и здравоохранение. 2013. № 1. С. 8-9.
  6. Карпова О. В., Татарников М. А., Марочкина Е. Б. Социологические исследования в системе управления качеством медицинской помощи // Социология медицины. 2013. № 1. С. 11-15.
  7. Кирик Ю. В. Проблемы доступности и качества медицинских услуг на Дальнем Востоке России по данным социологических опросов населения // Дальневосточный медицинский журнал. 2016. № 2. С. 103-108.
  8. Матицын Н. О., Богачанская Н. Н., Слюсарь И. В., Аверченко Е. А., Баранов А. И., Казакова А. А. Анализ факторов, определяющих качество медицинской помощи: использование социологического опроса врачей // Социология медицины. 2014. № 2. С. 37-42.
  9. Редюков А. В. Изучение мнения населения по удовлетворенности качеством медицинской помощи муниципального городского округа // Бюллетень национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н. А. Семашко. 2012. № 4. С. 122-124.
  10. Решетников А. В. Эволюция социологии медицины // Социология медицины. 2012. № 2. (21). С. 4-10.
  11. Салахутдинова И. С. Социологический опрос как один из методов повышения качества организации медицинской помощи // Общество: социология, психология, педагогика. 2016. № 11. С. 24-28.
  12. Тажибаева К. Н., Булешов М. А., Булешова А. М., Жанабаев Н. С., Булешов Д. М., Иванов С. В., Гржибовский А. М. Оценка качества медицинской помощи пациентам с онкологическими заболеваниями в амбулаторно-поликлинических учреждениях Южно-Казахстанской области Республики Казахстан // Экология человека. 2017. № 3. С. 49-55.
  13. Фоменко А. Г. Удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи и их ожидания относительно перспектив развития здравоохранения // Медицинские новости. 2011. № 11. С. 31-38.
  14. Холматова К. К., Гржибовский А. М. Панельные исследования и исследования тренда в медицине и общественном здравоохранении // Экология человека. 2016. № 10. С. 57-64.
  15. Холматова К. К., Харькова О. А., Гржибовский А. М. Классификация научных исследований в здравоохранении // Экология человека. 2016. № 1. С. 57-64.
  16. Anderson R. T., Camacho F. T., Balkrishnan R. Willing to wait?: the influence of patient wait time on satisfaction with primary care // BMC Health Services Research. 2007. N 7. P. 1-5.
  17. Billing K., Newland H., Selva D. Improving patient satisfaction through information provision // Clinical and experimental ophthalmoljgy. 2007. N 35 (5). P. 439-447.
  18. Blomhoj G. et al. Continuous quality development : a proposed national policy: a collaborative project. Copenhagen: WHO Regional Office for Europe, 1993.
  19. Jangland E., Gunningberg L., Carlsson M. Patients’ and relatives’ complaints about encounters and communication in health care: evidence for quality improvement // Patient Education and counseling. 2009. N 75 (2). Р. 199-204.
  20. Lachter J., Raldow A., Molin N. Optimizing your reception area // The journal of medical practice management. 2012. N 28 (1). Р. 58-63.
  21. LaVela S. L., Gering J., Schectman G., Weaver F. M. Optimizing primary care telephone access and patient satisfaction // Evaluation and the health professions. 2012. N 35 (1). Р. 77-86.
  22. McMullen M., Netland P. A. Wait time as a driver of overall patient satisfaction in an ophthalmology clinic // Clinical Ophthalmology. 2013. N 7. P. 1655-1660.
  23. Naidu A. Factors affecting patient satisfaction and healthcare quality // International journal of health care quality assurance. 2009. N 22 (4). P. 366-381.
  24. Nissanholtz-Gannot R., Rosen B. The Quality Monitoring Study Group. Monitoring quality in Israeli primary care: The primary care physicians’ perspective // Israel Journal of Health Policy Research. 2012. N 1. Р. 26.
  25. Pitrou I., Lecourt A. C., Bailly L., Brousse B., Dauchet L., Ladner J. Waiting time and assessment of patient satisfaction in a large reference emergency department: a prospective cohort study, France // European journal of emergency medicine. 2009. N 16 (4). Р. 77-82.
  26. Zopf D., Joseph A. W., Thorne M. C. Patient and family satisfaction in a pediatric otolaryngology clinic // International journal of pediatric otorhinolaryngology. 2012. N 76 (9). P. 1339-1342.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2017


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».