ECOPSYCHOlOGY OF EDUCATIONAl ENVIRONMENT: DESIGN AND MONITORING APPROACHES


Cite item

Full Text

Abstract

In the article actualized the problem of human ecology in modern conditions. The main study approaches of environmental psychology "man-environment" relationship have been generalized. Educational environment as a set of spatially-objective, social, information, psychological and pedagogical influences and conditions of personality formation serves as an object of the analysis. The risk factors that negatively affect the development and health of students have been generalized. Functions of educational environment: adaptive, formative, educational have been discovered. The approaches to education environment monitoring: expertise and diagnostics have been described. The results of empirical study of the ecology of the university educational environment, conducted via questionnaires have been presented. The study revealed the risks of the educational environment of the university, as well as its comfort degree. Ecopsychological models (segments) which conceptualizes the relationship of the subjects of education and educational environment: health-saving environment, tolerant environment, psychologically safe environment, safe information-virtual environment, constructive communicative (verbal) space, creative environment, ecological environment have been described. The eco-psychological designing of educational environment will allow to minimize social risk factors, negative psychophysical impact and provide students with adequate conditions for development, safety, identity, self-actualization.

About the authors

P A Kislyakov

Russian State Social University

Email: pack.81@mail.ru
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии Moscow, Russia

References

  1. Кисляков П.А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу // Экология человека. 2017. № 3. С. 42-50
  2. Агаджанян Н.А. Экология души: система образования и воспитания // Экология человека. 2012. № 8. С. 15-18.
  3. Алисов Е. А. Формирование экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Курск: Изд-во РОСИ, 2010. 168 с.
  4. Асмолов А.Г. Школа жизни с непохожими людьми // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 1-3.
  5. Баева И.А., Тарасов С.В., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Шахова Л.И. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: монография / под научной ред. И.А. Баевой и С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2014. 269 с.
  6. Бояров Е.Н. Экология информационной образовательной среды // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3. С. 78-84.
  7. Васильева Е.Ю. Компонентный механизм проектирования образовательной среды вуза // Экология человека. 2009. № 9. С. 24-31.
  8. Волкова И.В., Климова М.В. Проектирование социокультурной среды развития толерантности у подростков // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URl: http://www.science-education.гu/гu/aгticle/view?id=4980 (дата обращения 30.1 1.2015).
  9. Гагарин А.В. Экологоориентированная профессионально-образовательная среда вуза: социально-экологическое проектирование и моделирование // Вестник МГГУ им М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2011.№ 1. С. 33-41.
  10. Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 169 с.
  11. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / под ред. В.П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 222 с.
  12. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 126 с.
  13. Джига Н.Д. Психолого-акмеологическая концепция созидания продуктивного субъекта образования: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Кострома, 2014. 68 с.
  14. Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Параметры образовательной среды в формате психологии безопасности // Человеческий капитал. 2014. № 7. С. 4-7.
  15. Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Экологическая психология: проблемы экологического здоровья // Психология в экономике и управлении. 2012. № 1. С. 17-20.
  16. Зарубин В.Г., Макаридина В.А., Алмазова Н.И. Социальная комфортность как средство оптимизации образовательной среды // Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты. СПб.: Речь, 1998. С. 34-41.
  17. Здоровьесберегающая среда учреждения профессионального образования: Научно-методические рекомендации по организации здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже и вузе для обеспечения качества непрерывного профессионального образования / под общ. ред. Т.С. Ивановой, Т.Н. Леван. М.: МГПИ, 2009. 152 с.
  18. Калашников В.Г. Образовательная среда контекстного типа как экопсихологический проект // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 92-97.
  19. Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Толстов С.Н. Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 46-55.
  20. Лактионова Е.Б. Содержание психологической экспертизы образовательной среды и определение ее эмпирических показателей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 42-52.
  21. Леонова О.И. Интегральные характеристики психологической безопасности образовательной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 88-91.
  22. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Изд. 2-е, перераб. М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
  23. Мовчан В.Н. Экология человека: учебное пособие. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 292 с.
  24. Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. 352 с.
  25. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
  26. Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: учебное пособие. М.: Русский журнал, 201 1. 327 С.
  27. Россова Ю.И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URl: http://www.science-education.гu/гu/aгticle/view?id=23777 (дата обращения 30.1 1.2015).
  28. Сидорова Л.З. Пути формирования безопасной образовательной среды педагогического колледжа // Материалы всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». URl: http://festival.1septembeг.гu/ articles/312855 (дата обращения 30.1 1.2015).
  29. Смирнов Н. К. Здоровьеберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. 320 с
  30. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой // Экология человека. 2007 № 6. С. 30-33
  31. Штейнбах Х., Еленский В.И. Психология жизненного пространства. СПб.: Речь, 2004. 239 с.
  32. Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: учебно-методический комплекс. Ч. 2 / под общ. ред. А.В. Гагарина, А.В. Иващенко. М.: Изд-во РУДН, 2011. 226 с.
  33. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
  34. Ясвин В.А. Экологическая психология образования как направление психолого-педагогической науки // Вестник МПГУ. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 42-49.
  35. Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 125 с.
  36. Altman I. Environment and social behavior. Privacy, personal space, territory and crowding Moberaty, CA Brooks / Cole. 1975.
  37. Barker R.G. Ecological psychology: Concept and methods for studying the environment of human behavior. Stanford University Press, 1968.
  38. Craik K.H. Environmental psychology // Annual Review of psychology. 1973. Vol. 24, P. 403-422.
  39. Glew G.M., Fan M-Y., Katon W., & Rivara F.P. Bulling and school safety // The Journal of Pediatrics. 2008. Vol. 152 (1). P. 123-128.
  40. Ittelson W.H. Environmental and cognition. New York: Seminar Press, 1973.
  41. Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Karaseva T.V., Silaeva O.A. Monitoring of education environment according to the social-psychological safety criterion // Asian Social Science. 2014. Vol. 10, N 17. P. 285-291.
  42. Miller R. Umweltpsychologie. EineEinfuehrung. Kohlhammer, Stuttgart, 1998.
  43. Moos R.H. The human context: Environmental determinants of behavior. New York: Wiley & Sons, 1976.
  44. Newman O. Defensible space: Crime prevention through urban desing. New York: Macmillan, 1973.
  45. Pawlik K., Stapf K. Okologische Psychologie: Entwicklung, Perspektive und Aufbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992. P. 9-24.
  46. Proshansky H.M. The city and self identity // Environment and Behavior. 1978. Vol. 10. P. 147-169.
  47. Saegert S., Winkel G. H. Environmental psychology // Annual Review of psychology. 1990. Vol. 41. P. 441-477.
  48. Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Maltseva l.D., luneva l.F. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8, N 1. P. 74-85.
  49. Sommer R. Personal space: The behavioral basis of desing. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1969.
  50. Stokols D. The paradox of environmental psychology // Amer. psychologist. 1995. Vol. 50, N 10. P. 821-837.
  51. Willems E.P. Naturalistic viewpoints in psychological research. N. Y., 1969.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2017 Human Ecology


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».