ECOPSYCHOlOGY OF EDUCATIONAl ENVIRONMENT: DESIGN AND MONITORING APPROACHES
- Authors: Kislyakov PA1
-
Affiliations:
- Russian State Social University
- Issue: Vol 24, No 4 (2017)
- Pages: 42-50
- Section: Articles
- URL: https://journal-vniispk.ru/1728-0869/article/view/16815
- DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2017-4-42-50
- ID: 16815
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
##article.viewOnOriginalSite##About the authors
P A Kislyakov
Russian State Social University
Email: pack.81@mail.ru
доктор психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии труда и специальной психологии Moscow, Russia
References
- Кисляков П.А. Экопсихология образовательной среды: подходы к проектированию и мониторингу // Экология человека. 2017. № 3. С. 42-50
- Агаджанян Н.А. Экология души: система образования и воспитания // Экология человека. 2012. № 8. С. 15-18.
- Алисов Е. А. Формирование экологически безопасной разноуровневой образовательной среды. Курск: Изд-во РОСИ, 2010. 168 с.
- Асмолов А.Г. Школа жизни с непохожими людьми // Национальный психологический журнал. 2011. № 2. С. 1-3.
- Баева И.А., Тарасов С.В., Лактионова Е.Б., Гаязова Л.А., Шахова Л.И. Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: монография / под научной ред. И.А. Баевой и С.В. Тарасова. СПб.: ЛОИРО, 2014. 269 с.
- Бояров Е.Н. Экология информационной образовательной среды // Астраханский вестник экологического образования. 2012. № 3. С. 78-84.
- Васильева Е.Ю. Компонентный механизм проектирования образовательной среды вуза // Экология человека. 2009. № 9. С. 24-31.
- Волкова И.В., Климова М.В. Проектирование социокультурной среды развития толерантности у подростков // Современные проблемы науки и образования. 2011. № 6. URl: http://www.science-education.гu/гu/aгticle/view?id=4980 (дата обращения 30.1 1.2015).
- Гагарин А.В. Экологоориентированная профессионально-образовательная среда вуза: социально-экологическое проектирование и моделирование // Вестник МГГУ им М.А. Шолохова. Социально-экологические технологии. 2011.№ 1. С. 33-41.
- Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: дис.. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2007. 169 с.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды / под ред. В.П. Лебедевой, В. И. Панова. М.: Молодая гвардия, 1997. 222 с.
- Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 126 с.
- Джига Н.Д. Психолого-акмеологическая концепция созидания продуктивного субъекта образования: автореф. дис.. д-ра психол. наук. Кострома, 2014. 68 с.
- Донцов А.И., Перелыгина Е.Б. Параметры образовательной среды в формате психологии безопасности // Человеческий капитал. 2014. № 7. С. 4-7.
- Залевский Г.В., Кузьмина Ю.В. Экологическая психология: проблемы экологического здоровья // Психология в экономике и управлении. 2012. № 1. С. 17-20.
- Зарубин В.Г., Макаридина В.А., Алмазова Н.И. Социальная комфортность как средство оптимизации образовательной среды // Образование XXI века: проблемы, прогнозы, модели, проекты. СПб.: Речь, 1998. С. 34-41.
- Здоровьесберегающая среда учреждения профессионального образования: Научно-методические рекомендации по организации здоровьесберегающей среды в педагогическом колледже и вузе для обеспечения качества непрерывного профессионального образования / под общ. ред. Т.С. Ивановой, Т.Н. Леван. М.: МГПИ, 2009. 152 с.
- Калашников В.Г. Образовательная среда контекстного типа как экопсихологический проект // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. 2014. № 2. С. 92-97.
- Кисляков П.А., Шмелева Е.А., Толстов С.Н. Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 46-55.
- Лактионова Е.Б. Содержание психологической экспертизы образовательной среды и определение ее эмпирических показателей // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. № 142. С. 42-52.
- Леонова О.И. Интегральные характеристики психологической безопасности образовательной среды образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2013. № 6. С. 88-91.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Изд. 2-е, перераб. М.; Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии государственной службы, 2002. 157 с.
- Мовчан В.Н. Экология человека: учебное пособие. СПб: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. 292 с.
- Панов В.И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. СПб., 2007. 352 с.
- Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004. 197 с.
- Петров С.В., Кисляков П.А. Информационная безопасность: учебное пособие. М.: Русский журнал, 201 1. 327 С.
- Россова Ю.И. Проблема экологии души в современном образовании // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URl: http://www.science-education.гu/гu/aгticle/view?id=23777 (дата обращения 30.1 1.2015).
- Сидорова Л.З. Пути формирования безопасной образовательной среды педагогического колледжа // Материалы всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок». URl: http://festival.1septembeг.гu/ articles/312855 (дата обращения 30.1 1.2015).
- Смирнов Н. К. Здоровьеберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.: АРКТИ, 2005. 320 с
- Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой // Экология человека. 2007 № 6. С. 30-33
- Штейнбах Х., Еленский В.И. Психология жизненного пространства. СПб.: Речь, 2004. 239 с.
- Экопсихология, экопедагогика, экоакмеология: учебно-методический комплекс. Ч. 2 / под общ. ред. А.В. Гагарина, А.В. Иващенко. М.: Изд-во РУДН, 2011. 226 с.
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. 365 с.
- Ясвин В.А. Экологическая психология образования как направление психолого-педагогической науки // Вестник МПГУ. Серия: Педагогика и психология. 2013. № 4. С. 42-49.
- Ясвин В.А. Экспертиза школьной образовательной среды. М.: Сентябрь, 2000. 125 с.
- Altman I. Environment and social behavior. Privacy, personal space, territory and crowding Moberaty, CA Brooks / Cole. 1975.
- Barker R.G. Ecological psychology: Concept and methods for studying the environment of human behavior. Stanford University Press, 1968.
- Craik K.H. Environmental psychology // Annual Review of psychology. 1973. Vol. 24, P. 403-422.
- Glew G.M., Fan M-Y., Katon W., & Rivara F.P. Bulling and school safety // The Journal of Pediatrics. 2008. Vol. 152 (1). P. 123-128.
- Ittelson W.H. Environmental and cognition. New York: Seminar Press, 1973.
- Kislyakov P.A., Shmeleva E.A., Karaseva T.V., Silaeva O.A. Monitoring of education environment according to the social-psychological safety criterion // Asian Social Science. 2014. Vol. 10, N 17. P. 285-291.
- Miller R. Umweltpsychologie. EineEinfuehrung. Kohlhammer, Stuttgart, 1998.
- Moos R.H. The human context: Environmental determinants of behavior. New York: Wiley & Sons, 1976.
- Newman O. Defensible space: Crime prevention through urban desing. New York: Macmillan, 1973.
- Pawlik K., Stapf K. Okologische Psychologie: Entwicklung, Perspektive und Aufbaueines Forschungsprogramms // Umwelt und Verhalten. Bern, 1992. P. 9-24.
- Proshansky H.M. The city and self identity // Environment and Behavior. 1978. Vol. 10. P. 147-169.
- Saegert S., Winkel G. H. Environmental psychology // Annual Review of psychology. 1990. Vol. 41. P. 441-477.
- Shmeleva E.A., Kislyakov P.A., Maltseva l.D., luneva l.F. Psychological factors of the readiness of teachers to ensure social security in the educational environment // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8, N 1. P. 74-85.
- Sommer R. Personal space: The behavioral basis of desing. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall, 1969.
- Stokols D. The paradox of environmental psychology // Amer. psychologist. 1995. Vol. 50, N 10. P. 821-837.
- Willems E.P. Naturalistic viewpoints in psychological research. N. Y., 1969.
Supplementary files
