Отзывчивость системы здравоохранения: определение, структура, понятия, методические подходы к проведению исследования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Соответствие оказания медицинской помощи потребностям населения является важным компонентом социальной оценки деятельности системы здравоохранения. Изменения условий оказания медицинской помощи в результате реформирования социальной сферы и сохраняющееся в обществе недовольство требует детального изучения взаимосвязи между мероприятиями реформ и ожиданиями населения. В настоящее время отсутствует единство взглядов на определение критериев и факторов, влияющих на формирование мнения населения о медицинском обслуживании. Целью работы явилось изучение методических подходов к исследованию социальной эффективности в здравоохранении и анализ методов оценки отзывчивости системы к запросам населения. В статье акцентировано внимание на критериях, составляющих понятие отзывчивости системы здравоохранения к потребностям населения, и вариантах их применения в различных странах. В обобщенном виде представлены результаты анализа методов, используемых при оценке отзывчивости системы здравоохранения в медико-социальных и социологических исследованиях российскими и зарубежными учеными.

Об авторах

Светлана Викторовна Шульгина

ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации; ГБУЗ АО «Архангельская клиническая офтальмологическая больница»

Email: s.shulgina@list.ru
аспирант; врач-методист 163002, г. Архангельск, пр. Обводный канал, д. 9

Список литературы

  1. Алексеев В.А., Вартанян Ф.Е., Шурандина И.С. Оценка систем здравоохранения с позиций Всемирной организации здравоохранения // Здравоохранение. 2009. № 11. С. 57-67.
  2. Андриянова Е.А., Позднова Ю.А. Стратегия взаимодействия населения с учреждениями амбулаторнополиклинической помощи // Вестник медицинского института РЕАВИЗ. 2013. № 1. С. 44 47.
  3. Бьюкман Дж.В. Реформы продолжаются: поиски продолжаются // Управление здравоохранением. 2010. № 2. С. 15-26.
  4. Ващенков В.В., Петров С.В., Резванцев М.В. Выявление критериев удовлетворенности пациентов медицинскими услугами // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением». Москва: РЦ ФАРМЕДИНГО, 2012. С. 107-108.
  5. Гареева И.А. Доступность системы здравоохранения для населения в условиях социальной дифференциации // Власть и управление на востоке России. 2012. № 1 (58). С. 15-25.
  6. Камалиев М.А. Методические основы мониторинга и оценки системы здравоохранения / Казахский национальный медицинский университет им. С.Д. Асфендиярова. URL: http://ksmumpf.ru/publ/konferencija_aktualnye_voprosy_vedenija_sgm_quot/prinjatye_k_publikacii_materialy/kamaliev_m_a/22-1-0-291 (дата обращения 15.01.2013).
  7. Максимова Т.М., Лушкина Н.П. Особенности восприятия пациентами разных стран условий оказания медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2011. № 3. С. 8-10.
  8. Москвина С.С., Нуженкова М.В. Оценка удовлетворенности пациентов оказанием медицинской помощи // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением». Москва: РЦ ФАРМЕДИНГО, 2012. С. 137-138.
  9. Наумова Е.А., Шварц Ю.Г., Тарасенко Е.В. Сравнительный анализ удовлетворенности от лечения пациентов терапевтического профиля в клиниках Саратова и Массачусетса // Современные проблемы науки и образования. 2007. № 2. С. 25-31
  10. Панова Л.В. Русинова Н.Л., Балохина С.А., Мартиросян М.М., Комличенко Э.В., Петров М.В. Доступ к услугам здравоохранения: методологические подходы и методы измерения // Журнал социологии и социальной антропологии. 2002. № 4. С. 147-163.
  11. Практический опыт проведения оценки деятельности систем здравоохранения. Многолетний процесс в европейском регионе / Copenhagen, Denmark: ВОЗ, 2012. 95 с.
  12. Светличная Т.Г., Цыганова О.А., Борчанинова Е.Л. Пациенты о качестве стационарного обслуживания // СОЦИС. 2010. № 7. С. 69-75.
  13. Серёгина И.Ф., Линденбратен А.Л., Гришина Н.К. Результаты социологического исследования мнения населения Российской Федерации о качестве и доступности медицинской помощи // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009. № 5. С. 3-7.
  14. Сибурина Т.А., Барскова Г.Н., Лактионова Л.В. Методические подходы к исследованию удовлетворенности пациентов высокотехнологичной медицинской помощью // Электронный научный журнал «Социальные аспекты здоровья населения». 2013. URL: http://vestnik.mednet.ru (дата обращения 07.05.2013)
  15. Солодовников В.П. Изучение мнения населения о качествах врача в организациях первичной медикосанитарной помощи // Материалы научно-практической конференции «Современные проблемы эффективности управления здравоохранением». М.: РЦ ФАРМЕДИНГО, 2012. С. 243-244.
  16. Шкиндер Н.Л., Шкиндер В.И. Возможности нормативного подхода к социальному обслуживанию населения: взгляд на проблему стандартизации социальных услуг // Отечественный журнал социальной работы. 2007. № 3. С. 71-82.
  17. Шишкин С.В., Ермаков С.П., Какорина Е.П., Попович Л.Д., Фрид Э.М., Шейман И.М. Методика оценки эффективности функционирования территориальных систем здравоохранения в Российской Федерации. М., 2007. 64 с.
  18. Ameneh Setareh Forouzan, Mehdi Ghazinour, Masoumeh Dejman, Hassan Rafeiey, and Miguel San Sebastian. Testing the WHO responsiveness concept in the Iranian mental healthcare system: a qualitative study of service users // BMC Health Serv Res. 2011. N 11.Р. 325.
  19. Conklin A., Morris Z., Nolte E. What is the evidence base for public involvement in health-care policy?: results of a systematic scoping review [PubMed] // Health Expect. 2012. Dec 18.
  20. Chih-Cheng Hsu, Likwang Chen, Yu-Whuei Hu, Winnie Yip, Chen-Chun Shu. The dimensions of responsiveness of a health system: a Taiwanese perspective // BMC Public Health. 2006. N 6. P. 72.
  21. Curtin L. L. The impact of market-based 'reform' on cultural values in health care // Semin Nurse Manag. 1999. Vol. 7 (4). P. 198-202.
  22. Douangvichit D., Liabsuetrakul T. Obstetric care and health system responsiveness for hospital-based delivery in Lao People's Democratic Republic // J. Med. Assoc Thai. 2012. Vol. 95 (9). Р. 1126-1135.
  23. Grignon M. A democratic responsiveness approach to real reform: an exploration of health care systems' resilience // J. Health Polit. Policy Law. 2012. Vol. 37 (4). Р. 665-676.
  24. Karl Peltzer, Nancy Phaswana-Mafuya. Patient experiences and health system responsiveness among older adults in South Africa [PubMed] / 2012. PMID: 23195515.
  25. Liabsuetrakul T., Petmanee P., Sanguanchua S., Oumudee N. Health system responsiveness for delivery care in Southern Thailand // Int. J. Qual. Health Care. 2012. Vol. 24 (2). Р. 169-175.
  26. Malhotra C., Do Y.K. Socio-economic disparities in health system responsiveness in India [PubMed] // Health Policy Plan. 2012. Jun 17.
  27. Rashidian A., Kavosi Z., Majdzadeh R., Pourteza A., Pourmalek F., Arab M., Mohammad K. Assessing health system responsiveness: a household survey in 17th district of Tehran // Iran Red. Crescent. Med. J. 2011. Vol. 13 (5). Р. 302-308.
  28. Rice N., Robone S., Smith P. Analysis of the validity of the vignette approach to correct for heterogeneity in reporting health system responsiveness // Eur. J. Health Econ. 2011. Vol. 12 (2). Р. 141-162.
  29. Robone S., Rice N., Smith P. C. Health systems' responsiveness and its characteristics: a cross-country comparative analysis // Health Serv. Res. 2011. Vol. 46 (6 pt. 2). Р 2079-2100.
  30. Willging C.E., Goodkind J., Lamphere L., Saul G., Fluder S., Seanez P. The impact of state behavioral health reform on Native American individuals, families, and communities [PubMed] // Qual. Health Res. Author manuscript; available in PMC. 2012. December 5.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2015


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».