Гигиеническая оценка напряженности учебного труда школьников


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Информатизация общественной жизни определяет преобладание труда в сфере производства, хранения, переработки и реализации информации. С увеличением информационных потоков возрастает учебная информация, которую должен освоить школьник. В связи с этим изучение факторов интенсификации образования с гигиенической точки зрения является весьма актуальным. Целью исследования стало изучение напряженности учебного труда и оценка развития интеллекта учащихся младших классов инновационной (55 детей) и традиционной (47 детей) школы. Предложен адаптированный вариант оценки напряженности труда (Н. Ф. Измеров) для учебной деятельности. Интеллектуальное развитие изучалось в тесте Равена. Исследования показали, что напряженность учебного труда в школе инновационного типа относится к 3 классу, а в школе традиционного типа - ко 2. Высокие показатели напряженности учебного труда не способствуют развитию интеллекта младших школьников. Адаптированная нами методика для оценки напряженности учебного труда показала хорошие результаты и может быть использована в гигиенической оценке интенсификации образовательного процесса.

Об авторах

Е А Ткачук

Иркутский институт повышения квалификации работников образования

И В Мыльникова

Восточно-Сибирский научный центр экологии человека

Наталья Васильевна Ефимова

Восточно-Сибирский научный центр экологии человека

Email: medecolab@inbox.ru
зав. лабораторией медицинской экологии, доктор медицинских наук, профессор

Список литературы

  1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды : научное издание. М. : Педагогика, 1989. 560 с.
  2. Гафурова Н. В. Информатизация образования как педагогическая проблема // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. [Электронный ресурс] URL: www.science-education.ru/103-6199 (дата обращения: 11.10.2013).
  3. Гончаров В. Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект // Фундаментальные исследования. 2009. № 1. С. 87-88.
  4. Гончаров В. Н. Информатизация российского образования как форма социально-культурной деятельности // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 17-21.
  5. Давыдова Ю. А., Птуха М. В. Индивидуальные особенности невербального интеллекта у младших школьников // Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2013. Т. 13, № 3. С. 94-98.
  6. Дегтева Г. Н., Зубов Л. А. Здоровая образовательная среда - здоровый ребенок (К итогам Всероссийской конференции с международным участием) // Экология человека. 2003. № 6. С. 52-55.
  7. Зубов Л. А., Дегтева Г. Н., Волокитина Т. В. Образование и здоровье: проблемы и пути решения // Вестник Поморского университета. Серия: Физиологические и психолого-педагогические науки. 2003. № 2. С. 111.
  8. Колмагорова, А. В., Слободская Е. Р. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте // Психотерапия. 2007. № 2. С. 13-14.
  9. Кучма В. Р., Степанова М. И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика // Медицина труда и промышленная экология. 2001. № 8. С. 32-37.
  10. Малых Т. В. Влияние интенсивности учебной нагрузки на умственную работоспособность, функциональное состояние кардиореспираторной системы и физическую подготовленность учащихся 1-3-х классов : автореф. дис.. канд биол. наук. Киров, 2005. 25 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 10.02.2014)
  11. Мухина С. Н. Профилактика, диагностика и коррекция недостатков двигательной сферы дошкольников на этапе подготовки к школе // Коррекционно-развивающее образование. 2011. № 3. С. 49-59.
  12. Осипова С. И., Баранова И. А., Игнатова В. А. Информатизация образования как объект педагогического анализа // Фундаментальные исследования. 2011. № 12 (Ч. 3). С. 506-510.
  13. Попова Е. В., Волокитина Т. В. Особенности развития структуры интеллекта школьников 11 - 18 лет // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2012. № 1. С. 77-86.
  14. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда. Р 2.2.2006-05 [Электронный ресурс]. URL: http://www.rosteplo.ru/Npb_files/npb_shablon.php?id=174 (дата обращения: 10.05.2013).
  15. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. Кн. 1. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2008. 384 с.
  16. Чернов А. А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы. М. : Изд.-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. 232 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2014


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».