Представления студентов о благополучии

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Обоснование. В обществе существует потребность в понимании путей достижения и повышения благополучия. Для этого необходимо рассмотреть представления о благополучии в различных социальных группах. Студенты 1–2-го курсов высших учебных заведений являются социальным капиталом страны. Важно понимать, что для них является содержанием благополучия, поскольку это может определять их дальнейшее социальное поведение.

Цель. Выявление содержания представлений студентов о благополучии.

Материал и методы. В исследовании принимали участие 258 студентов 1–2-го курсов университетов. Метод исследования — методика свободных ассоциаций в модификации: студентам предлагали дать по три ассоциации в виде глаголов, прилагательных, существительных (девять ассоциаций). Обработка данных: частотный анализ, расчёт рангов.

Результаты. В результате сбора данных у студентов выявлено 2322 ассоциации, структурирование которых позволило получить 51 ассоциативную группу, которые впоследствии были объединены в 16 семантических групп и проинтерпретированы содержательно. Смысловое пространство концепта «благополучие» структурировано по эмоциональному и мотивационно-потребностному признакам. В эмоциональном компоненте благополучия представлены положительные эмоции разной степени интенсивности, в мотивационно-потребностном компоненте — преимущественно потребности, связанные с удовлетворением физического комфорта, безопасности, базового и материального обеспечения жизнедеятельности.

Заключение. В содержании представлений студентов вузов о благополучии наиболее значимую позицию занимают параметры эмоциональной сферы. В представлениях студентов благополучие — это, прежде всего, спокойная радость или счастье, сопряжённые с эмоциональной стабильностью. Также в содержательном плане представлений о благополучии проявляется ориентированность на базовые и материальные потребности.

Об авторах

Инна Витальевна Васильева

Тюменский государственный университет; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации

Email: i.v.vasileva@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0740-7260
SPIN-код: 8706-1517

доктор психол. наук, доцент

Россия, 625007, Тюмень, проезд 9 Мая, 5; Тюмень

Михаил Владиславович Чумаков

Курганский государственный университет; Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина

Email: mihailchv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4381-5133
SPIN-код: 2121-9058

доктор психол. наук, доцент

Россия, Курган; Екатеринбург

Дарья Михайловна Чумакова

Курганский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ch-darya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8763-0106
SPIN-код: 6521-4070

кандидат психол. наук, доцент

Россия, Курган

Список литературы

  1. Topp C.W., Østergaard S.D., Søndergaard S., Bech P. The WHO-5 well-being index: a systematic review of the literature // Psychother Psychosom. 2015. Vol. 84, N 3. P. 167–176. doi: 10.1159/000376585
  2. Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: a eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9. P. 13–39. doi: 10.1007/s10902-006-9019-0
  3. Friedman H.S., Kern M.L. Personality, well-being, and health // Annual review of psychology. 2014. Vol. 65. P. 719–742. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115123
  4. Diener E., Wirtz D., Biswas-Diener R., et al. New Measures of Well-Being // Assessing well-being: Social Indicators Research Series. 2009. Vol. 39. P. 247–266. doi: 10.1007/978-90-481-2354-4_12
  5. Васильева И.В., Чумаков М.В. Динамика субъективного благополучия студентов в период пандемии COVID-19 // Экология человека. 2022. Т. 29, № 9. С. 643–651. EDN: KYWACP doi: 10.17816/humeco106980
  6. Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969.
  7. Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996.
  8. Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, N 4. P. 719–727. doi: 10.1037/0022-3514.69.4.719
  9. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14–37. EDN: TBBDGH doi: 10.14515/monitoring.2020.1.02
  10. Kelly G. The Psychology of Personal Constructs: Volume One: Theory and Personality . London: Routledge, 1991. doi: 10.4324/9780203405970
  11. Арестова О.Н., Митина О.В., Чукарин Б.А. Уровень эмоционального благополучия и строение иерархии личностных ценностей // Вопросы психологии. 2021. № 3. С. 85–93. EDN DJQEEY
  12. Чемерской Г.С., Тюлюпо С.В., Дашиева Б.А. Влияние локации поселения и объёма школы на субъективную оценку благополучия и поведенческие установки подростков // Экология человека. 2023. Т. 30, № 6. C. 439–456. EDN: GLFHIM doi: 10.17816/humeco501763
  13. Васильева И.В., Чумаков М.В., Чумакова Д.М., Булатова О.В. Субъективное благополучие студентов психолого-педагогических направлений в период эпидемии COVID-19 // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 10. С. 129–154. EDN: ZGSBZJ doi: 10.17853/1994-5639-2021-10-129-154
  14. Ворожейкин С.А. Представления о счастье как предикторы субъективного благополучия курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 90–104. EDN: WLEMRY doi: 10.31862/2218-8711-2023-2-90-104
  15. Ворожейкин С.А. Теоретические подходы к изучению феномена субъективного благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 4. С. 316–327. EDN: UKZQCJ doi: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-316-327
  16. Ермакова Е.С. Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 2. С. 169–186. EDN: GYRPWO doi: 10.35231/18186653_2023_2_169
  17. Абдуллаева М.М., Титова М.А., Емелин В.А., Печковская Е.М. Векторная модель развития профессиональной идентичности современных специалистов с разным уровнем психологического благополучия в условиях цифровизации профессиональных сред // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. Т. 46, № 4. C. 11–35. EDN: CSPSCG doi: 10.11621/LPJ-23-37
  18. Дехтяренко А.А. Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Предикторы психологического благополучия // Вопросы психологии. 2022. Т. 68, № 2. С. 135–146. EDN XAMTNT
  19. Васильева И.В., Чумаков М.В. Субъективное благополучие студентов в период пандемии COVID-19 // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3. С. 113–120. EDN: HNPLUU doi: 10.20323/1813-145X_2023_3_132_113
  20. Чумаков М.В., Васильева И.В. Взаимосвязь чувства безопасности, самоорганизации и субъективного благополучия студентов в условиях пандемии. В кн.: Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. С. 126–128. EDN: GRAFZC
  21. Белинская Е.П., Шаехов З.Д. Взаимосвязь психологического благополучия и адаптации к рискам цифрового мира в молодёжном возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. Т. 46. № 3. С. 239–260. EDN: FKJOXF doi: 10.10.11621/LPJ-23-35
  22. Гордеева Т.О., Сычёв О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35а–45. EDN: RVVJID
  23. Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 1. С. 29–48. EDN: FSYQKQ doi: 10.17759/cpp.2022300103
  24. Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., и др. Структурно-функциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 47–63. EDN: QKFDLX doi: 10.21702/rpj.2021.4.4
  25. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. EDN: YXELJU
  26. Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., и др. Качественные исследования в медицине и общественном здравоохранении // Экология человека. 2016. Т. 23, № 12. C. 54–59. EDN: XCTCFX doi: 10.33396/1728-0869-2016-12-54-59
  27. Доценко Е.Л., Вахитова З.З. Психосемантика. Тюмень: ТюмГУ, 2014. EDN: SAONCH
  28. Бусыгина Н.П. Качественные исследования в психологии как вызов классическим методологиям. В кн.: Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 308–334. EDN: SLICSR
  29. Пятницкий Н.Ю. Качественное исследование с применением контент-анализа и программы OpenCode // Психическое здоровье. 2018. Т. 16, № 11. С. 81–87. EDN YORWLZ
  30. He Q., Tong H., Liu J.-B. How does inequality affect the residents' subjective well-being: inequality of opportunity and inequality of effort // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. P. 843854. doi: 10.3389/fpsyg.2022.843854
  31. Arrondo R., Cárcaba A., González E. Drivers of subjective well-being under different economic scenarios // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 696184. doi: 10.3389/fpsyg.2021.696184
  32. Малышев К.Б., Малышева О.А. Психологическое благополучие личности // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Т. 2, № 8. С. 50–62. EDN: IBMSPX
  33. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Научная книга, 2008. EDN: PXNNMN

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Приложение 1. Наиболее часто встречающиеся ассоциации по всей выборке
Скачать (11KB)
3. Таблица 2. Распределение по семантическим группам наиболее часто встречающихся ассоциаций на слово «благополучие»
Скачать (12KB)

© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».