Представления студентов о благополучии
- Авторы: Васильева И.В.1,2, Чумаков М.В.3,4, Чумакова Д.М.3
-
Учреждения:
- Тюменский государственный университет
- Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации
- Курганский государственный университет
- Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
- Выпуск: Том 30, № 12 (2023)
- Страницы: 909-918
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1728-0869/article/view/262166
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco627147
- ID: 262166
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Обоснование. В обществе существует потребность в понимании путей достижения и повышения благополучия. Для этого необходимо рассмотреть представления о благополучии в различных социальных группах. Студенты 1–2-го курсов высших учебных заведений являются социальным капиталом страны. Важно понимать, что для них является содержанием благополучия, поскольку это может определять их дальнейшее социальное поведение.
Цель. Выявление содержания представлений студентов о благополучии.
Материал и методы. В исследовании принимали участие 258 студентов 1–2-го курсов университетов. Метод исследования — методика свободных ассоциаций в модификации: студентам предлагали дать по три ассоциации в виде глаголов, прилагательных, существительных (девять ассоциаций). Обработка данных: частотный анализ, расчёт рангов.
Результаты. В результате сбора данных у студентов выявлено 2322 ассоциации, структурирование которых позволило получить 51 ассоциативную группу, которые впоследствии были объединены в 16 семантических групп и проинтерпретированы содержательно. Смысловое пространство концепта «благополучие» структурировано по эмоциональному и мотивационно-потребностному признакам. В эмоциональном компоненте благополучия представлены положительные эмоции разной степени интенсивности, в мотивационно-потребностном компоненте — преимущественно потребности, связанные с удовлетворением физического комфорта, безопасности, базового и материального обеспечения жизнедеятельности.
Заключение. В содержании представлений студентов вузов о благополучии наиболее значимую позицию занимают параметры эмоциональной сферы. В представлениях студентов благополучие — это, прежде всего, спокойная радость или счастье, сопряжённые с эмоциональной стабильностью. Также в содержательном плане представлений о благополучии проявляется ориентированность на базовые и материальные потребности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Инна Витальевна Васильева
Тюменский государственный университет; Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации
Email: i.v.vasileva@utmn.ru
ORCID iD: 0000-0003-0740-7260
SPIN-код: 8706-1517
доктор психол. наук, доцент
Россия, 625007, Тюмень, проезд 9 Мая, 5; ТюменьМихаил Владиславович Чумаков
Курганский государственный университет; Уральский федеральный университет им. Б.Н. Ельцина
Email: mihailchv@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-4381-5133
SPIN-код: 2121-9058
доктор психол. наук, доцент
Россия, Курган; ЕкатеринбургДарья Михайловна Чумакова
Курганский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ch-darya@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8763-0106
SPIN-код: 6521-4070
кандидат психол. наук, доцент
Россия, КурганСписок литературы
- Topp C.W., Østergaard S.D., Søndergaard S., Bech P. The WHO-5 well-being index: a systematic review of the literature // Psychother Psychosom. 2015. Vol. 84, N 3. P. 167–176. doi: 10.1159/000376585
- Ryff C.D., Singer B.H. Know thyself and become what you are: a eudaimonic approach to psychological well-being // Journal of Happiness Studies. 2008. Vol. 9. P. 13–39. doi: 10.1007/s10902-006-9019-0
- Friedman H.S., Kern M.L. Personality, well-being, and health // Annual review of psychology. 2014. Vol. 65. P. 719–742. doi: 10.1146/annurev-psych-010213-115123
- Diener E., Wirtz D., Biswas-Diener R., et al. New Measures of Well-Being // Assessing well-being: Social Indicators Research Series. 2009. Vol. 39. P. 247–266. doi: 10.1007/978-90-481-2354-4_12
- Васильева И.В., Чумаков М.В. Динамика субъективного благополучия студентов в период пандемии COVID-19 // Экология человека. 2022. Т. 29, № 9. С. 643–651. EDN: KYWACP doi: 10.17816/humeco106980
- Bradburn N. The Structure of Psychological well-being. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969.
- Соколова М.В. Шкала субъективного благополучия. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1996.
- Ryff C.D., Keyes C.L.M. The structure of psychological well-being revisited // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 69, N 4. P. 719–727. doi: 10.1037/0022-3514.69.4.719
- Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14–37. EDN: TBBDGH doi: 10.14515/monitoring.2020.1.02
- Kelly G. The Psychology of Personal Constructs: Volume One: Theory and Personality . London: Routledge, 1991. doi: 10.4324/9780203405970
- Арестова О.Н., Митина О.В., Чукарин Б.А. Уровень эмоционального благополучия и строение иерархии личностных ценностей // Вопросы психологии. 2021. № 3. С. 85–93. EDN DJQEEY
- Чемерской Г.С., Тюлюпо С.В., Дашиева Б.А. Влияние локации поселения и объёма школы на субъективную оценку благополучия и поведенческие установки подростков // Экология человека. 2023. Т. 30, № 6. C. 439–456. EDN: GLFHIM doi: 10.17816/humeco501763
- Васильева И.В., Чумаков М.В., Чумакова Д.М., Булатова О.В. Субъективное благополучие студентов психолого-педагогических направлений в период эпидемии COVID-19 // Образование и наука. 2021. Т. 23, № 10. С. 129–154. EDN: ZGSBZJ doi: 10.17853/1994-5639-2021-10-129-154
- Ворожейкин С.А. Представления о счастье как предикторы субъективного благополучия курсантов войск национальной гвардии Российской Федерации // Проблемы современного образования. 2023. № 2. С. 90–104. EDN: WLEMRY doi: 10.31862/2218-8711-2023-2-90-104
- Ворожейкин С.А. Теоретические подходы к изучению феномена субъективного благополучия // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2022. Т. 11, № 4. С. 316–327. EDN: UKZQCJ doi: 10.18500/2304-9790-2022-11-4-316-327
- Ермакова Е.С. Креативность, самоактуализация и субъективное благополучие студентов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2023. № 2. С. 169–186. EDN: GYRPWO doi: 10.35231/18186653_2023_2_169
- Абдуллаева М.М., Титова М.А., Емелин В.А., Печковская Е.М. Векторная модель развития профессиональной идентичности современных специалистов с разным уровнем психологического благополучия в условиях цифровизации профессиональных сред // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. Т. 46, № 4. C. 11–35. EDN: CSPSCG doi: 10.11621/LPJ-23-37
- Дехтяренко А.А. Шлягина Е.И., Гусев А.Н. Предикторы психологического благополучия // Вопросы психологии. 2022. Т. 68, № 2. С. 135–146. EDN XAMTNT
- Васильева И.В., Чумаков М.В. Субъективное благополучие студентов в период пандемии COVID-19 // Ярославский педагогический вестник. 2023. № 3. С. 113–120. EDN: HNPLUU doi: 10.20323/1813-145X_2023_3_132_113
- Чумаков М.В., Васильева И.В. Взаимосвязь чувства безопасности, самоорганизации и субъективного благополучия студентов в условиях пандемии. В кн.: Актуальные проблемы экстремальной и кризисной психологии. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. С. 126–128. EDN: GRAFZC
- Белинская Е.П., Шаехов З.Д. Взаимосвязь психологического благополучия и адаптации к рискам цифрового мира в молодёжном возрасте // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2023. Т. 46. № 3. С. 239–260. EDN: FKJOXF doi: 10.10.11621/LPJ-23-35
- Гордеева Т.О., Сычёв О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. С. 35а–45. EDN: RVVJID
- Самохвалова А.Г., Шипова Н.С., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н. Психологическое благополучие современных студентов: типология и мишени психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2022. Т. 30, № 1. С. 29–48. EDN: FSYQKQ doi: 10.17759/cpp.2022300103
- Самохвалова А.Г., Тихомирова Е.В., Вишневская О.Н., и др. Структурно-функциональная модель психологического благополучия современных студентов // Российский психологический журнал. 2021. Т. 18, № 4. С. 47–63. EDN: QKFDLX doi: 10.21702/rpj.2021.4.4
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. EDN: YXELJU
- Харькова О.А., Холматова К.К., Кузнецов В.Н., и др. Качественные исследования в медицине и общественном здравоохранении // Экология человека. 2016. Т. 23, № 12. C. 54–59. EDN: XCTCFX doi: 10.33396/1728-0869-2016-12-54-59
- Доценко Е.Л., Вахитова З.З. Психосемантика. Тюмень: ТюмГУ, 2014. EDN: SAONCH
- Бусыгина Н.П. Качественные исследования в психологии как вызов классическим методологиям. В кн.: Парадигмы в психологии: науковедческий анализ / отв. ред. А.Л. Журавлев, Т.В. Корнилова, А.В. Юревич. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. С. 308–334. EDN: SLICSR
- Пятницкий Н.Ю. Качественное исследование с применением контент-анализа и программы OpenCode // Психическое здоровье. 2018. Т. 16, № 11. С. 81–87. EDN YORWLZ
- He Q., Tong H., Liu J.-B. How does inequality affect the residents' subjective well-being: inequality of opportunity and inequality of effort // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. P. 843854. doi: 10.3389/fpsyg.2022.843854
- Arrondo R., Cárcaba A., González E. Drivers of subjective well-being under different economic scenarios // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. P. 696184. doi: 10.3389/fpsyg.2021.696184
- Малышев К.Б., Малышева О.А. Психологическое благополучие личности // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2021. Т. 2, № 8. С. 50–62. EDN: IBMSPX
- Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Научная книга, 2008. EDN: PXNNMN
Дополнительные файлы
