ЭКОЛОГО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - изучение экологичности длительной работы на компьютере по результатам оценки уровня психофизиологических функций у студентов с разным объемом учебных нагрузок с применением компьютерных технологий в процессе обучения. Методы: компьютерный анализ психомоторных реакций, самооценки личностной и ситуационной тревожности, измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления до и после локальной нагрузки. Обследованы 86 студентов-добровольцев в возрасте 18-23 лет с разным объемом компьютерных технологий в учебном плане. Результаты показали, что адаптация к учебным нагрузкам у студентов с большим объемом компьютерных технологий выражается в статистически значимом повышении таких показателей, как скорость простых сенсомоторных реакций, скорость сложных сенсомоторных реакций у девушек, и снижении показателей концентрации внимания, скорости реакций выбора и различения у всех испытуемых. Показатели тревожности были выше у студентов с меньшим объемом работы на компьютере. Реакция ЧСС на локальную нагрузку у девушек обеих групп была выражена больше, чем у юношей. Вывод. Сформулировано теоретическое положение о неравномерности изменений адаптационных процессов к учебным нагрузкам у студентов с большим объемом компьютерных технологий, выражающейся в стимулировании отдельных нейродинамических функций и компенсаторном снижении других. Напряжение адаптации у девушек выражено больше, чем у юношей. Данные исследования свидетельствуют об экологически неблагоприятном характере высоких компьютерных нагрузок на организм, что проявляется в функциональном напряжении. Необходимо внедрение коррекционно-оздоровительных мероприятий в учебный процесс с большим объемом компьютерных технологий.

Об авторах

Ольга Германовна Коурова

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»

г. Челябинск

Татьяна Владимировна Попова

ФГАОУ ВО «Южно-Уральский государственный университет»

Email: tati.popova2010@yandex.ru
доктор биологических наук, профессор, ведущий эксперт НИЦ спортивной науки 454080, г. Челябинск, п/о 80, а/я 12385

Елена Геннадьевна Кокорева

ФГБОУ ВО «Уральский государственный университет физической культуры»

г. Челябинск

Наталья Викторовна Парская

ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный аграрный университет

г. Челябинск

Елена Александровна Крапивина

ФГБОУ ВО Южно-Уральский государственный аграрный университет

г. Челябинск

Список литературы

  1. Васильева И. А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2008. № 3. С. 89.
  2. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. СПб.: Питер. 2009. 336 с.
  3. Марокко Д. А., Попова Т. В., Корюкалов Ю. И. Компьютерная программа для психоневрологического тестирования // Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ № 2007610943 от 1 марта 2007г. (Реестр программ для ЭВМ РФ).
  4. Медведев М. А., Загулова Д. В., Нестеренко А. И., Васильев В. Н. Значимость сердечных особенностей при интерпретации показателей спектральных составляющих сердечного ритма // Физиология человека. 2002. Т. 28, № 23. С. 54-60.
  5. Павлов С. Е. Адаптация. М.: Паруса, 2000. 282 с.
  6. Судаков К. В. Общие закономерности динамической организации функциональных систем // Курский научнопрактический вестник «Человек и его здоровье». 2005. № 2. С. 413.
  7. Шаханова А. В., Челышкова Т. В., Хасанова Н. Н. Функциональные и адаптивные изменения сердечно-сосудистой системы студентов в динамике обучения // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. № 9. С. 57-67.
  8. Allen D. K. and Wilson T. D. Information overload: context and causes. New Overview of Information Development // Behavior Studies. 2003. N 4. Р. 31-44.
  9. Bakker A. B., Demerouti E. The job demands-resources model: State of the art // Journal of Managerial Psychology. 2007. Vol. 22. P. 309-328.
  10. Beutel M. E., Hoch C., Woelflng K., Mueller K. W. Clinical characteristics of computer game and Internet addiction in persons seeking treatment in an outpatient clinic for computer game addiction // Z. Psychosom. Med. Psychother. 2011. Vol. 57. Р. 77-90.
  11. Covington M. V. Intrinsic Versus Extrinsic Motivation in Schools. A Reconciliation // Current Directions in Psychological Science, Vol. 9, N 1. Р. 22-25.
  12. Dawley D. D., & Anthony W. P. User perceptions of email at work // Journal of Business and Technical Communication. 2003. Vol. 17, N 2. Р. 170-200.
  13. Demerouti E., Bakker A. B., Nachreiner F., Schaufeli W. B. A model of burnout and life satisfaction among nurses // Journal of Advanced Nursing. 2000. N 32. P. 454-464.
  14. Derks D., & Bakker A. B. The Impact of E-mail Communication on Organizational Life. Cyberpsychology // Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2010. Vol. 4, N 1, article 1:http://cyberpsychology.eu/view.phpcisloclanku=2010052401&article=1
  15. Dzhebrailova T. D., Syleimanova R. G. Dynamics of Heart Rate Parameters in Students with Various Personal Anxiety Levels during Computerized Testing // Bulletin of Experimental Biology and Medicine. September. 2012. Vol. 153, N 5. P. 627-629.
  16. Jakovčić Ines, Živčić-Bećirević Ivanka, Birovljević Gorana. Efficacy of Psychological Treatments of Students at the University of Rijeka // Psihologijsketeme. 2015. Vol. 24, N 3. P. 495-516.
  17. Jin Y. Z., Yan S., Yuan W. X. Effect of isometric handgrip training on resting blood pressure in adults: a meta-analysis of randomized controlled trial // The Journal of Sports Medicine and Physical Fitness. 2017. Vol. 57 (1-2). P. 154-160. doi: 10.23736/S0022-4707.16.05887-4
  18. Kuss Daria J. and Griffiths Mark D. Internet and Gaming Addiction: A Systematic Literature eview of Neuroimaging Studies // Brain Sci. 2012. N 2. Р. 347-374. doi: 10.3390/brainsci2030347
  19. Lewig K., Xanthopoulou D., Bakker A. B., Dollard M., Metzer J. Burnout and connectedness among Australian volunteers: A test of the Job Demands-Resources model // Journal of Vocational Behavior. 2007. N 71. P. 429-445.
  20. Orlikowski W. J. Using technology and constituting structures: A practice lens for studying technology in organizations // Organization Science. 2000. N 11. Р. 404-428.
  21. Popova T., Dovbiy I. P., Kourova O. G., Koryukalov Yu. I. Psychophysical training course for students // Theory and Practice of Physical Culture. 2016, N 1. Р. 43-45.
  22. Sonnentag S. Recovery, work engagement, and proactive behavior: A new look at the interface between nonwork and work // Journal of Applied Psychology. 2003. N 88. Р. 518-528.
  23. Spielberger C. D. Cross-cultural assessment of emotional states and personality traits // European Psychologist. 2006. N 11. Р. 297-303. doi: 10.1027/10169040.11.4.297
  24. Travers P. H., Stanton B. A. Office workers and video display terminals: physical, psychological and ergonomic factors // AAOHN J. 2002. Vol. 50, N 11. Р. 489-493.
  25. Waldstein S. R., Neumann S. A., Drossman D. A. Teaching psychosomatic (biopsychosocial) medicine in United States medical schools: survey findings // Psychosom. Med. 2001. Vol. 63. P. 335-343.
  26. Westman M., & Etzion D. The impact of vacation and job stress on burnout and absenteeism // Psychology and Health. 2001. N 16. Р. 595-606.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Коурова О.Г., Попова Т.В., Кокорева Е.Г., Парская Н.В., Крапивина Е.А., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».