Кросс-секционное исследование по оценке грамотности в вопросах здоровья населения старше 18 лет в отдельных регионах Российской Федерации: актуальность и дизайн
- Авторы: Лопатина М.В.1, Попович М.В.1, Фомичева М.Л.2, Зиганшина З.Р.3,4, Прищепа Н.Н.5, Концевая А.В.1, Драпкина О.М.1
-
Учреждения:
- Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
- Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики Новосибирской области
- Казанский федеральный университет
- Казанский государственный медицинский университет
- Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Республики Карелия
- Выпуск: Том 29, № 2 (2022)
- Страницы: 89-98
- Раздел: ОРИГИНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1728-0869/article/view/65198
- DOI: https://doi.org/10.17816/humeco65198
- ID: 65198
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Грамотность в вопросах здоровья является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность решений, принимаемых людьми в вопросах, касающихся здорового образа жизни, профилактики и лечения заболеваний. Для лучшего понимания общей ситуации и определения конкретных областей, нуждающихся во вмешательстве, требуются высококачественные, регулярно обновляемые и доступные для сравнения данные. В этой связи к числу инициатив ВОЗ, направленных на развитие грамотности в вопросах здоровья, относится регулярное её измерение в рамках сети действий ВОЗ по оценке грамотности в вопросах здоровья на популяционном и организационном уровне.
Цель. Разработать и представить дизайн популяционного исследования по оценке грамотности в вопросах здоровья населения старше 18 лет в отдельных регионах Российской Федерации.
Материал и методы. Данное исследование являлось одномоментным (поперечным). Для обеспечения надёжности и сопоставимости данных на международном уровне был использован адаптированный для российской популяции международный вопросник HLS19-Q-22-RU_Russian по измерению грамотности в вопросах здоровья. Внутренняя согласованность и надёжность вопросника изучалась с помощью коэффициента альфа Кронбаха. Участники исследования в возрасте 18 лет и старше в трёх субъектах Российской Федерации отбирались методом многоступенчатой случайной выборки. Опрос населения проводился методом личных интервью в домохозяйствах в период с ноября по декабрь 2019 г. Уровни грамотности в вопросах здоровья формировались методом расчёта суммы баллов дихотомированных элементов, которая была стандартизирована в диапазоне от 0 до 100. В качестве пороговых значений для определения уровней грамотности в вопросах здоровья использовались точки отсечения 50,0 — 66,6 — 83,3. Полученные уровни грамотности были обозначены как «низкий», «проблематичный», «достаточный» и «отличный».
Результаты. На основе международного стандарта исследования HLS19 по измерению грамотности населения в вопросах здоровья был разработан дизайн популяционного исследования в России, включающий 5 этапов: адаптация вопросника, формирование выборки, проведение тренингов интервьюеров и супервайзеров, проведение популяционного исследования и анализ данных. Оценка внутренней согласованности и надёжности вопросника с помощью коэффициента альфа Кронбаха продемонстрировала высокий показатель α для вопросника HLS19-Q-22-RU_Russian (α=0,9). В результате была применена адаптированная к российской популяции международная методология измерения грамотности в вопросах здоровья.
Заключение. Полученные данные могут быть использованы исследователями, специалистами в области профилактики заболеваний, укрепления общественного здоровья, а также лицами, пронимающими решения при выборе методов комплексного измерения и оценки грамотности в вопросах здоровья среди взрослого населения на популяционном уровне.
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Мария Владимировна Лопатина
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Автор, ответственный за переписку.
Email: ms.lopatina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6572-0592
SPIN-код: 3982-0150
научный сотрудник
Россия, МоскваМарина Викторовна Попович
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: MPopovich@gnicpm.ru
ORCID iD: 0000-0003-2594-3446
SPIN-код: 8255-0059
кандидат медицинских наук
Россия, МоскваМарина Леонидовна Фомичева
Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики Новосибирской области
Email: mfomicheva@mznso.ru
ORCID iD: 0000-0003-2833-534X
SPIN-код: 5911-4952
кандидат медицинских наук
Россия, НовосибирскЗухра Рашидовна Зиганшина
Казанский федеральный университет; Казанский государственный медицинский университет
Email: zr_ziganshina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5826-6309
SPIN-код: 8552-0679
Scopus Author ID: 627389
кандидат экономических наук
Россия, Казань; КазаньНаталья Николаевна Прищепа
Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Республики Карелия
Email: Natprishhepa@yandex.ru
Россия, Петрозаводск
Анна Васильевна Концевая
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: AKontsevaya@gnicpm.ru
ORCID iD: 0000-0003-2062-1536
Scopus Author ID: 241921
доктор медицинских наук, доцент
Россия, МоскваОксана Михайловна Драпкина
Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины
Email: odrapkina@gnicpm.ru
ORCID iD: 0000-0002-4453-8430
SPIN-код: 4456-1297
доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН
Россия, МоскваСписок литературы
- Kickbusch I., Pelikan J.M., Apfel F., Tsouros A.D. Health literacy: The solid facts. Copenhagen: World Health Organization; 2013. Available at: www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/.../e96854.pdf (assessed: 08.11.2021).
- Shanghai Declaration on promoting health in the 2030 Agenda for Sustainable Development. Geneva: World Health Organization, 2016. Available at: https://www.who.int/healthpromotion/conferences/9gchp/shanghai-declaration/en/ (assessed: 08.11.2021).
- Sørensen K., Pelikan J.M., Röthlin F., et al. Health literacy in Europe: Comparative results of the European health literacy survey (HLS-EU)// European Journal of Public Health. 2015. Vol. 25. N 6. Р. 1053-1058. doi: 0.1093/eurpub/ckv043
- Doyle G., Cafferkey K., Fullam J. The European Health Literacy Survey: Results from Ireland, Dublin // The European Journal of Public Health. 2012. № 22. Р. 46.
- Duong V.T., Aringazina A., Baisunova G., et al. Measuring health literacy in Asia: Validation of the HLS-EU-Q47 survey tool in six Asian countries’ // Journal of Epidemiology. 2017. Vol. 27. № 2. Р. 80-86. doi: 10.1016/j.je.2016.09.005
- Levin-Zamir D., Baron-Epel O.B., Cohen V., Elhayany A. The association of health literacy with health behavior, socioeconomic indicators, and self-assessed health from a national adult survey in Israel// Journal of Health Communication. 2016. Vol. 21. № 2. Р. 61-68. doi: 10.1080/10810730.2016.1207115
- Van der Heide I., Wang J., Droomers M. et al. The relationship between health, education, and health literacy: Results from the Dutch Adult Literacy and Life Skills Survey // Journal of Health Communication. 2013. Vol. 18. № 1. Р. 172-184. doi: 10.1080/10810730.2013.825668
- Berens E.V., Vogt D., Messer M., et al. Health literacy among different age groups in Germany: Results of a crosssectional survey // BMC Public Health. 2016. Vol. 16. № 1. Р. 1151. doi: 10.1186/s12889-016-3810-6
- Duong V.T., Lin I.-F., Sørensen K., et al. Health literacy in Taiwan: A population-based study // Asia-Pacific Journal of Public Health. 2015. Vol. 27. № 8. Р. 871-80. doi: 10.1177/1010539515607962
- Nakayama K., Osaka W., Togari T., et al. Comprehensive health literacy in Japan is lower than in Europe: A validated Japanese-language assessment of health literac // BMC Public Health. 2015. Vol. 1. № 1. Р. 505. doi: 10.1186/s12889-015-1835-x
- Friis K., Lasgaard M., Rowlands G., Osborne R.H., Maindal H.T. Health Literacy Mediates the Relationship Between Educational Attainment and Health Behavior: A Danish Population-Based Study // Journal of Health Communication. 2016. Vol. 21, № 2. Р. 54-60. doi: 10.1080/10810730.2016.1201175
- Paasche-Orlow M.K. The causal pathways linking health literacy with health outcomes // American Journal of Health Behavior. 2007. № 31. Р. 19-26. doi: 10.5555/ajhb.2007.31.supp.S19
- Vandenbosch J., Van den Broucke S., Vancorenland S., et al. Health literacy and the use of healthcare services in Belgium // Journal of Epidemiology and Community Health. 2016. Vol. 70, №10. Р. 1032-1038. doi: 10.1136/jech-2015-206910
- Nutbeam D. The evolving concept of Health Literacy // Social Science and Medicine. 2008. Vol. 67, № 12. Р. 2072-2078. doi: 10.1016/j.socscimed.2008.09.050
- M-POHL Network Concept Note, WHO Action Network on Measuring Population and Organizational Health Literacy within the European Health Information Initiative. Vienna: M-POHL, 2018. Available at: https://m-pohl.net (assessed: 08.11.2021)
- Pelikan J.M., Ganahl K., Roethlin F. Health literacy as a determinant, mediator and/or moderator of health: empirical models using the European Health Literacy Survey dataset // Global Health Promotion. 2018, 25 (4), pp. 57-66. doi: 10.1177/1757975918788300
- Лопатина М.В., Попович М.В., Карамнова Н.С., и др. Измерение функциональной грамотности в вопросах здоровья во взрослой популяции: обзор методов и оценка применимости теста NewestVitalSign для российского населения // Профилактическая медицина. 2020. Т. 23. № 6. С. 126-134. doi: 10.17116/profmed202023062126
- Лопатина М.В., Попович М.В., Концевая А.В., Драпкина О.М. Адаптация европейского вопросника HLS19 по измерению грамотности в вопросах здоровья для России // Экология человека. 2021. №1. C. 57-64. doi: 10.33396/1728-0869-2021-1-57-64
- Kish L. A procedure for objective respondent selection within the household // Journal of the American statistical association. 1949. № 247. Р. 380–387. doi: 10.2307/2280236
- Баланова Ю.А., Имаева А.Э., Концевая А.В., и др. Эпидемиологический мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении на региональном уровне // Методические рекомендации под редакцией С.А. Бойцова. М., 2016. Интернет-ресурс: http://www.gnicpm.ru
- Hulley S.B., Cummings S.R., Browner W.S., et al. Designing clinical research: an epidemiologic approach. 4th ed. Philadelphia, PA: Lippincott Williams & Wilkins; 2013.
- Pelikan J.M., Nowak P., Bobek J. A methodology for monitoring population health literacy in Europe — the HLS19 project // European Journal of Public Health. 2019. Vol. 29. № 4. Р. 185.233. doi: 10.1093/eurpub/ckz185.233
- Taber K. The Use of Cronbach’s Alpha when developing and reporting research instruments in science education // Research in Science Education, 2017. doi: 10.1007/s11165-016-9602-2
- United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). International Standard Classification of Education (ISCED), 2011. Available at: http://uis.unesco.org (assessed: 08.11.2021).
Дополнительные файлы
