Кросс-секционное исследование по оценке грамотности в вопросах здоровья населения старше 18 лет в отдельных регионах Российской Федерации: актуальность и дизайн

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Грамотность в вопросах здоровья является одним из ключевых факторов, определяющих эффективность решений, принимаемых людьми в вопросах, касающихся здорового образа жизни, профилактики и лечения заболеваний. Для лучшего понимания общей ситуации и определения конкретных областей, нуждающихся во вмешательстве, требуются высококачественные, регулярно обновляемые и доступные для сравнения данные. В этой связи к числу инициатив ВОЗ, направленных на развитие грамотности в вопросах здоровья, относится регулярное её измерение в рамках сети действий ВОЗ по оценке грамотности в вопросах здоровья на популяционном и организационном уровне.

Цель. Разработать и представить дизайн популяционного исследования по оценке грамотности в вопросах здоровья населения старше 18 лет в отдельных регионах Российской Федерации.

Материал и методы. Данное исследование являлось одномоментным (поперечным). Для обеспечения надёжности и сопоставимости данных на международном уровне был использован адаптированный для российской популяции международный вопросник HLS19-Q-22-RU_Russian по измерению грамотности в вопросах здоровья. Внутренняя согласованность и надёжность вопросника изучалась с помощью коэффициента альфа Кронбаха. Участники исследования в возрасте 18 лет и старше в трёх субъектах Российской Федерации отбирались методом многоступенчатой случайной выборки. Опрос населения проводился методом личных интервью в домохозяйствах в период с ноября по декабрь 2019 г. Уровни грамотности в вопросах здоровья формировались методом расчёта суммы баллов дихотомированных элементов, которая была стандартизирована в диапазоне от 0 до 100. В качестве пороговых значений для определения уровней грамотности в вопросах здоровья использовались точки отсечения 50,0 — 66,6 — 83,3. Полученные уровни грамотности были обозначены как «низкий», «проблематичный», «достаточный» и «отличный».

Результаты. На основе международного стандарта исследования HLS19 по измерению грамотности населения в вопросах здоровья был разработан дизайн популяционного исследования в России, включающий 5 этапов: адаптация вопросника, формирование выборки, проведение тренингов интервьюеров и супервайзеров, проведение популяционного исследования и анализ данных. Оценка внутренней согласованности и надёжности вопросника с помощью коэффициента альфа Кронбаха продемонстрировала высокий показатель α для вопросника HLS19-Q-22-RU_Russian (α=0,9). В результате была применена адаптированная к российской популяции международная методология измерения грамотности в вопросах здоровья.

Заключение. Полученные данные могут быть использованы исследователями, специалистами в области профилактики заболеваний, укрепления общественного здоровья, а также лицами, пронимающими решения при выборе методов комплексного измерения и оценки грамотности в вопросах здоровья среди взрослого населения на популяционном уровне.

Об авторах

Мария Владимировна Лопатина

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины

Автор, ответственный за переписку.
Email: ms.lopatina@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-6572-0592
SPIN-код: 3982-0150

научный сотрудник

Россия, Москва

Марина Викторовна Попович

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины

Email: MPopovich@gnicpm.ru
ORCID iD: 0000-0003-2594-3446
SPIN-код: 8255-0059

кандидат медицинских наук

Россия, Москва

Марина Леонидовна Фомичева

Региональный центр общественного здоровья и медицинской профилактики Новосибирской области

Email: mfomicheva@mznso.ru
ORCID iD: 0000-0003-2833-534X
SPIN-код: 5911-4952

кандидат медицинских наук

Россия, Новосибирск

Зухра Рашидовна Зиганшина

Казанский федеральный университет; Казанский государственный медицинский университет

Email: zr_ziganshina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-5826-6309
SPIN-код: 8552-0679
Scopus Author ID: 627389

кандидат экономических наук

Россия, Казань; Казань

Наталья Николаевна Прищепа

Центр общественного здоровья и медицинской профилактики Республики Карелия

Email: Natprishhepa@yandex.ru
Россия, Петрозаводск

Анна Васильевна Концевая

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины

Email: AKontsevaya@gnicpm.ru
ORCID iD: 0000-0003-2062-1536
Scopus Author ID: 241921

доктор медицинских наук, доцент

Россия, Москва

Оксана Михайловна Драпкина

Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины

Email: odrapkina@gnicpm.ru
ORCID iD: 0000-0002-4453-8430
SPIN-код: 4456-1297

доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент РАН

Россия, Москва

Список литературы

  1. Kickbusch I., Pelikan J.M., Apfel F., Tsouros A.D. Health literacy: The solid facts. Copenhagen: World Health Organization; 2013. Available at: www.euro.who.int/__data/assets/pdf_file/.../e96854.pdf (assessed: 08.11.2021).
  2. Shanghai Declaration on promoting health in the 2030 Agenda for Sustainable Development. Geneva: World Health Organization, 2016. Available at: https://www.who.int/healthpromotion/conferences/9gchp/shanghai-declaration/en/ (assessed: 08.11.2021).
  3. Sørensen K., Pelikan J.M., Röthlin F., et al. Health literacy in Europe: Comparative results of the European health literacy survey (HLS-EU)// European Journal of Public Health. 2015. Vol. 25. N 6. Р. 1053-1058. doi: 0.1093/eurpub/ckv043
  4. Doyle G., Cafferkey K., Fullam J. The European Health Literacy Survey: Results from Ireland, Dublin // The European Journal of Public Health. 2012. № 22. Р. 46.
  5. Duong V.T., Aringazina A., Baisunova G., et al. Measuring health literacy in Asia: Validation of the HLS-EU-Q47 survey tool in six Asian countries’ // Journal of Epidemiology. 2017. Vol. 27. № 2. Р. 80-86. doi: 10.1016/j.je.2016.09.005
  6. Levin-Zamir D., Baron-Epel O.B., Cohen V., Elhayany A. The association of health literacy with health behavior, socioeconomic indicators, and self-assessed health from a national adult survey in Israel// Journal of Health Communication. 2016. Vol. 21. № 2. Р. 61-68. doi: 10.1080/10810730.2016.1207115
  7. Van der Heide I., Wang J., Droomers M. et al. The relationship between health, education, and health literacy: Results from the Dutch Adult Literacy and Life Skills Survey // Journal of Health Communication. 2013. Vol. 18. № 1. Р. 172-184. doi: 10.1080/10810730.2013.825668
  8. Berens E.V., Vogt D., Messer M., et al. Health literacy among different age groups in Germany: Results of a crosssectional survey // BMC Public Health. 2016. Vol. 16. № 1. Р. 1151. doi: 10.1186/s12889-016-3810-6
  9. Duong V.T., Lin I.-F., Sørensen K., et al. Health literacy in Taiwan: A population-based study // Asia-Pacific Journal of Public Health. 2015. Vol. 27. № 8. Р. 871-80. doi: 10.1177/1010539515607962
  10. Nakayama K., Osaka W., Togari T., et al. Comprehensive health literacy in Japan is lower than in Europe: A validated Japanese-language assessment of health literac // BMC Public Health. 2015. Vol. 1. № 1. Р. 505. doi: 10.1186/s12889-015-1835-x
  11. Friis K., Lasgaard M., Rowlands G., Osborne R.H., Maindal H.T. Health Literacy Mediates the Relationship Between Educational Attainment and Health Behavior: A Danish Population-Based Study // Journal of Health Communication. 2016. Vol. 21, № 2. Р. 54-60. doi: 10.1080/10810730.2016.1201175
  12. Paasche-Orlow M.K. The causal pathways linking health literacy with health outcomes // American Journal of Health Behavior. 2007. № 31. Р. 19-26. doi: 10.5555/ajhb.2007.31.supp.S19
  13. Vandenbosch J., Van den Broucke S., Vancorenland S., et al. Health literacy and the use of healthcare services in Belgium // Journal of Epidemiology and Community Health. 2016. Vol. 70, №10. Р. 1032-1038. doi: 10.1136/jech-2015-206910
  14. Nutbeam D. The evolving concept of Health Literacy // Social Science and Medicine. 2008. Vol. 67, № 12. Р. 2072-2078. doi: 10.1016/j.socscimed.2008.09.050
  15. M-POHL Network Concept Note, WHO Action Network on Measuring Population and Organizational Health Literacy within the European Health Information Initiative. Vienna: M-POHL, 2018. Available at: https://m-pohl.net (assessed: 08.11.2021)
  16. Pelikan J.M., Ganahl K., Roethlin F. Health literacy as a determinant, mediator and/or moderator of health: empirical models using the European Health Literacy Survey dataset // Global Health Promotion. 2018, 25 (4), pp. 57-66. doi: 10.1177/1757975918788300
  17. Лопатина М.В., Попович М.В., Карамнова Н.С., и др. Измерение функциональной грамотности в вопросах здоровья во взрослой популяции: обзор методов и оценка применимости теста NewestVitalSign для российского населения // Профилактическая медицина. 2020. Т. 23. № 6. С. 126-134. doi: 10.17116/profmed202023062126
  18. Лопатина М.В., Попович М.В., Концевая А.В., Драпкина О.М. Адаптация европейского вопросника HLS19 по измерению грамотности в вопросах здоровья для России // Экология человека. 2021. №1. C. 57-64. doi: 10.33396/1728-0869-2021-1-57-64
  19. Kish L. A procedure for objective respondent selection within the household // Journal of the American statistical association. 1949. № 247. Р. 380–387. doi: 10.2307/2280236
  20. Баланова Ю.А., Имаева А.Э., Концевая А.В., и др. Эпидемиологический мониторинг факторов риска хронических неинфекционных заболеваний в практическом здравоохранении на региональном уровне // Методические рекомендации под редакцией С.А. Бойцова. М., 2016. Интернет-ресурс: http://www.gnicpm.ru
  21. Hulley S.B., Cummings S.R., Browner W.S., et al. Designing clinical research: an epidemiologic approach. 4th ed. Philadelphia, PA: Lippincott Williams & Wilkins; 2013.
  22. Pelikan J.M., Nowak P., Bobek J. A methodology for monitoring population health literacy in Europe — the HLS19 project // European Journal of Public Health. 2019. Vol. 29. № 4. Р. 185.233. doi: 10.1093/eurpub/ckz185.233
  23. Taber K. The Use of Cronbach’s Alpha when developing and reporting research instruments in science education // Research in Science Education, 2017. doi: 10.1007/s11165-016-9602-2
  24. United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization (UNESCO). International Standard Classification of Education (ISCED), 2011. Available at: http://uis.unesco.org (assessed: 08.11.2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Дизайн исследования.

Скачать (191KB)

© Лопатина М.В., Попович М.В., Фомичева М.Л., Зиганшина З.Р., Прищепа Н.Н., Концевая А.В., Драпкина О.М., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».