Влияние теракта 17 октября 2018 г. в Керчи на ментальную экологию российского общества по данным массового опроса населения Иркутской области и контент-анализа Интернет-ресурсов и СМИ

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель: Оценить разрушение ментальной экологии общества под влиянием массового насилия. Изучить изменения ценностей, представлений и установок населения после террористического акта под влиянием информационной подпитки через средства массовой информации (СМИ) и Интернет-ресурсы. Методы: В ходе популяционного поперечного исследования проведен опрос жителей Иркутской области (n = 1 200), контент-анализ СМИ и Интернет-ресурсов (n = 61). В методах анализа данных использовался эксплораторный факторный анализ и непарный критерий Стьюдента для сравнения ответов в разных группах респондентов. Результаты: Выявлено значимое воздействие расстрела студентов колледжа своим однокурсником 17 октября 2018 года на личные и общественные установки, представления и ожидания, которые в основном имеют негативный характер, усиливают страхи, отчуждение и тревожность, все вместе разрушают ментальную экологию общества. (P = 0,004) и активность (P = 0,002); для женщин более значимы тревожность (P = 0,05), безразличие (P = 0,007) и сопереживание (P = 0,002). Для младшего и для старшего поколений доминирующим состоянием при массовом насилии является страх (у младшего поколения P = 0,05, у старшего -P = 0,04). При этом для младшего поколения характерны активность (P = 0,006), безразличие (P = 0,004) и сопереживание (P = 0,005); для старшего - депрессивность (P = 0,003) и тревожность (P = 0,004). Выводы: массовое насилие, постоянно обсуждаемое в СМИ и Интернет-пространстве, повышает уровень тревоги, депрессивности и в целом разрушает ментальную экологию общества и человека.

Об авторах

Оксана Александровна Полюшкевич

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

Email: okwook@mail.ru
доцент, кандидат философских наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления Института социальных наук Иркутск

Роман Викторович Иванов

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

Иркутск

Ирина Александровна Журавлева

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»

Иркутск

Андрей Владимирович Завьялов

ФГБОУ ВО «Иркутский государственный медицинский университет»

Иркутск

Список литературы

  1. Давыдов Д. Г., Хломов К. Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал. 2018. № 4 (32). С. 62-76
  2. Иванов Р. В. Источники формирования идеологического пространства в России // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2018. № 9. С. 239-245
  3. Полюшкевич О. А. Нормы солидарности после массового насилия // Проблема соотношения естественного и социального в обществе и человеке. 2019. № 10. С. 120-122
  4. Полюшкевич О. А. Социальная эмпатия: вопросы консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 6 (130). С. 3-18
  5. Полюшкевич О. А. Философия благодарности // Гуманитарный вектор. 2017. Т. 12, № 1. С. 67-74
  6. Сидоров П. И. Системный синтез ментальной медицины // Экология человека. 2013. № 10. С. 37-48
  7. Урываев В. А., Мазилов В. А., Сенин И. Г., Слепко Ю. Н., Золотарева В. В. Динамика показателей самоактуализации личности в транзитивном обществе // Экология человека. 2018. № 8. С. 27-31
  8. Aitken L., Oosthuizen P., Emsley R., & Seedat S. Mass Murders: Implications for Mental Health Professionals. The International Journal of Psychiatry in Medicine. 2008, 38 (3), pp. 261-269.
  9. Borum R., Cornell D. G., Modzeleski W., & Jimerson S. R. What Can Be Done About School Shootings? A Review of the Evidence. Educational Researcher. 2010, 39 (1), pp. 27-37.
  10. Bowers T. G., Holmes E. S., & Rhom A. The Nature of Mass Murder and Autogenic Massacre. Journal of Police and Criminal Psychology. 2010, 25 (2), pp. 59-66.
  11. Dahmen N. S. Visually Reporting Mass Shootings: U. S. Newspaper Photographic Coverage of Three Mass School Shootings. American Behavioral Scientist. 2018, 62 (2), pp. 163-180.
  12. Davydov D. G. The Causes of Youth Extremism and Ways to Prevent It in the Educational Environment. Russian Education & Society, 2015, 57 (3), pp. 146-162.
  13. Duwe G. The patterns and prevalence of mass murder in twentieth-century America. Justice Quarterly. 2004, 21 (4), pp. 729-761.
  14. Erikson K. T. Everything in its path: Destruction of community in the Buffalo Creek Flood. N. Y., Simon & Schuster, 1976, pp. 153-154.
  15. Fritz C. E. Disasters. Contemporary social problems, ed. by R. K. Merton, R. Nisbet. N. Y., Harcourt, Brace & World, 1961, pp. 651-694.
  16. Kaiser D. A. School Shootings, High School Size, and Neurobiological Considerations. Journal of Neurotherapy. 2006, 9 (3), pp. 101-115.
  17. Katsiyannis A., Whitford D. K., & Ennis R. P. Historical Examination of United States Intentional Mass School Shootings in the 20thand 21st Centuries: Implications for Students, Schools, and Society. Journal of Child and Family Studies. 2018, 27 (Iss. 8), pp. 2562-2573.
  18. Kimmel M. S., & Mahler M. Adolescent masculinity, homophobia, and violence: Random school shootings, 1982-2001. American Behavioral Scientis. 2003, 46 (10), pp. 1439-1458.
  19. Klein J. The bully society: school shootings and the crisis of bullying in America’s schools. N. Y., New York University Press, 2012, 318 p.
  20. Kupchik A., Bracy N. The News Media on School Crime and Violence: Constructing Dangerousness and Fueling Fear. Youth Violence and Juvenile Justice. 2009, 7, pp. 136-155.
  21. Langman P Rampage school shooters: A typology. Aggression and Violent Behavior. 2012, 14 (1), pp. 79-86.
  22. Lankford A. Mass Shooters in the USA, 1966-2010: Differences Between Attackers Who Live and Die. Justice Quarterly. 2015, 32 (2), pp. 360-379.
  23. Leary M. R., Kowalski R. M., Smith L., & Phillips S. Teasing, rejection and violence: Case studies of the school shootings. Aggressive Behavior. 2003, 29, pp. 202-214.
  24. Levin J., & Madfis E. Mass Murder at School and Cumulative Strain A Sequential Model. American Behavioral Scientist. 2009, 52 (9), pp. 1227-1245.
  25. Littleton H., Axsom D., & Grills-Taquechel A. E. Longitudinal evaluation of the relationship between maladaptive trauma coping and distress: examination following the mass shooting at Virginia Tech. Anxiety Stress and Coping. 2011, 24 (3), pp. 273-290.
  26. Malkki L. Political Elements in Post-Columbine School Shootings in Europe and North America. Terrorism and Political Violence. 2014, 26 (1), pp. 185-210.
  27. McCauley C., & Moskalenko S. Toward a Profile of Lone Wolf Terrorists: What Moves an Individual From Radical Opinion to Radical Action. Terrorism and Political Violence. 2014, 26 (1), pp. 69-85.
  28. Newman K., & Fox C. Repeat Tragedy Rampage Shootings in American High School and College Settings, 2002-2008. American Behavioral Scientist. 2009, 52 (9), pp. 1286-1308.
  29. Nurmi J., Räsänen P, Oksanen A. The norm of solidarity: Experiencing negative aspects of community life after a school shooting tragedy. J. of social work L. 2012, 12 (3), pp. 300-319.
  30. Olweus D. Bullying at School: What We Know and What We Can Do (Understanding Children’s Worlds). UK, Oxford, Blackwell Publishing, 1995, 140 р.
  31. Robertz F. J. Deadly Dreams: What Motivates School Shootings? Scientific American. 2007, 18 (4), pp. 52-59.
  32. Rocque M. Exploring school rampage shootings: Research, theory, and policy. The Social Science Journal. 2012, 49 (3), pp. 304-313.
  33. Seguin M., Chawky N., Lesage A., Boyer R., Guay S. S., Bleau P., & Roy D. Evaluation of the Dawson College Shooting Psychological Intervention: Moving Toward a Multimodal Extensive Plan. Psychological Trauma-Theory Research Practice and Policy. 2013, 5 (3), pp. 268-276.
  34. Sommer F., Fiedler N., Leuschner V., & Scheithauer H. Strukturen zur Identifikation, Bewertung und Intervention krisenhafter Entwicklungen im Kindes- und Jugendalter. Zeitschrift Für Kinder- Und Jugendpsychiatrie Und Psychotherapie. 2016, 44 (3), pp. 198-207.
  35. Sorensen E. Violent computer games in the German press. New Media & Society. 2013, 15 (6), pp. 963-981.
  36. Vicary A. M., & Fraley R. C. Student Reactions to the Shootings at Virginia Tech and Northern Illinois University: Does Sharing Grief and SuPort Over the Internet Affect Recovery? Personality and Social Psychology Bulletin. 2010, 36 (11), pp. 1555-1563.
  37. Weatherby G. A., Strachila S., & McMahon B. School Shootings: The Deadly Result of Teasing and Ostracism? Journal of Criminology and Criminal Research & Education. 2010, 2 (1), pp. 1-15.
  38. Webb G. R. Sociology, disasters and terrorism: Understanding threats of the new millennium. Sociological focus L. 2002, 35 (1), pp. 87-95.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Полюшкевич О.А., Иванов Р.В., Журавлева И.А., Завьялов А.В., 2021

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».