ВОСПРИЯТИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО ПОЛОЖЕНИЯ В СВЯЗИ С КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ УЧАЩИМИСЯ И СОТРУДНИКАМИ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В КАЗАХСТАНЕ

Обложка
  • Авторы: Прилуцкая М.В.1, Гржибовский А.М.2,3,4,5
  • Учреждения:
    1. Павлодарский филиал некоммерческого акционерного общества «Медицинский университет Семей»
    2. ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»
    3. ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»
    4. Казахский национальный университет им. Аль-Фараби
    5. Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова
  • Выпуск: Том 27, № 6 (2020)
  • Страницы: 4-12
  • Раздел: Статьи
  • URL: https://journal-vniispk.ru/1728-0869/article/view/42407
  • DOI: https://doi.org/10.33396/1728-0869-2020-6-4-12
  • ID: 42407

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель: оценить восприятие ограничительных условий чрезвычайного положения (ЧП) в связи с коронавирусной инфекцией (COVID-19) сотрудниками и учащимися медицинских вузов Республики Казахстан. Методы. Поперечное исследование с онлайн анкетированием 228 учащихся и сотрудников Павлодарского филиала Медицинского университета Семей. Визуально-аналоговыми шкалами оценивались трудность поддержания режима изоляции/ограничения, интенсивность потока поступающей информации, выраженность психологического стресса. Использована Госпитальная шкала оценки тревоги и депрессии. Категориальные и количественные переменные сравнивали критерием χ2 Пирсона/точным критерием Фишера и критерием Манна - Уитни соответственно. Связь между условиями ЧП и их восприятием оценивали с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Результаты. Выраженные трудности с изоляцией/ограничением испытывали 30,3 % респондентов. Их доля была выше среди часто просматривающих новостные ленты (41,7 % против 20,0, р < 0,001), получающих информацию от онлайн блогеров (42,9 % против 26,8, р = 0,03). О психологическом стрессе сообщили 92,7 % респондентов. Респонденты с трудностями изоляции чаще остальных сообщали о выраженном стрессе от ограничения передвижений (30,4 % против 6,9, р = 0,001) и живого общения (37,7 % против 17,0, р < 0,001), дистанционной формы обучения (26,1 % против 11,3, р = 0,006), прекращения/ограничения клинической практики (33,3 % против 20,1, р = 0,044). Они чаще обнаруживали субклинически/клинически выраженные тревогу (26,1 % против 11,9, р = 0,008) и депрессию (40,6 % против 22,0, р = 0,004). Выявлены прямые связи между трудностями с изоляцией, частотой просмотра новостей о COVID-19 (r = 0,26 p < 0,001), тревожными (r = 0,36, p < 0,001) и депрессивными симптомами (r = 0,25, p < 0,001), стрессом от ограничений передвижения (r = 0,50, p < 0,001) и живого общения (r = 0,39, p < 0,001), дистанционного обучения (r = 0,31, p < 0,001). Выводы. Абсолютное большинство респондентов испытывали психологический стресс в условиях ЧП, интенсивность которого варьировала от воздействия конкретного компонента изоляции. Трудности с изоляцией и психологический стресс были значимо связаны с субклинически/клинически выраженными тревогой и депрессией.

Об авторах

Мария Валерьевна Прилуцкая

Павлодарский филиал некоммерческого акционерного общества «Медицинский университет Семей»

Email: mariyapril2407@gmail.com
доктор философии (PhD), ассистент кафедры персонализированной медицины и педиатрии 140002, Казахстан, г. Павлодар, ул. Торайгырова, д. 72/1

Андрей Мечиславович Гржибовский

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет»; ФГАОУ ВО «Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова»; Казахский национальный университет им. Аль-Фараби; Западно-Казахстанский медицинский университет им. Марата Оспанова

г. Архангельск, Россия; г. Якутск, Россия; г. Алматы, Казахстан; г. Актобе, Казахстан

Список литературы

  1. Алтыбаева Г. К., Оспанова Н. Н., Молдагалиев Т. М., Сарсембина Ж. Ж., Сексенбаев Н. Ж., Докенова С. В. Факторы аддиктивной предрасположенности у студентов первого курса Государственного медицинского университета города Семей // Наука и Здравоохранение. 2018. № 20 (5). C. 135-144
  2. Гельд А. Л., Кремлева О. В. Ассоциации тревоги и депрессии при количественной оценке по HADS у пациентов с тревожной симптоматикой // Уральский медицинский журнал. 2010. № 74 (9). C. 54-60.
  3. Гржибовский А. М., Горбатова М. А., Маркевич А. Н., Виноградов К. А. Объем выборки для корреляционного анализа // Морская медицина. 2020. Т. 6, № 1. С. 101-106.
  4. Гржибовский А. М., Иванов С. В., Горбатова М. А. Корреляционный анализ данных с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS // Наука и Здравоохранение. 2017. № 1. С. 7-36.
  5. Ермасов Е. В. Психологический стресс в условиях изоляции // Развитие личности. 2009. № 2. C. 84-99.
  6. Ишеков А. Н., Ишеков Н. С. Показатели энцефалографии у моряков и студентов в динамике арктического рейса // Морская медицина. 2017. № 3 (3). C. 55-62.
  7. Abraham T. Lessons from the pandemic: the need for new tools for risk and outbreak communication // Emerging Health Threats Journal. 2011. N 1 (4). P 7160.
  8. Andrews B., Hejdenberg J., Wilding J. Student anxiety and depression: Comparison of questionnaire and interview assessments // Journal of Affective Disorders. 2006. N 1-3 (95). P 29-34.
  9. Brooks S. K., WebsterR. K., Smith L. E., Woodland L., Wessely S., Greenberg N., Rubin G. J. The psychological impact of quarantine and how to reduce it: rapid review of the evidence // The Lancet. 2020. N 395 (10227). P 912-920.
  10. Cao W. Fang Z., Hou G., Han M., Xu X., Dong J., Zheng J. The psychological impact of the COVID-19 epidemic on college students in China // Psychiatry Research. 2020. N 287 (1 12934). P 1 12934.
  11. Gao J., Zheng P., Jia Y., Chen H., Mao Y., Chen S., Wang Y., Fu H., Dai J. Mental health problems and social media exposure during COVID-19 outbreak // PloS one. 2020. N 4 (15). P e0231924.
  12. Horesh D., Brown A. D. Traumatic stress in the age of COVID-19: A call to close critical gaps and adapt to new realities // Psychological trauma: theory, research, practice and policy. 2020. N 4 (12). P 331-335.
  13. Jakovljevic M., Bjedov S., Jaksic N., Jakovljevic I. COVID-19 Pandemia and public and global mental health from the perspective of global health securit // Psychiatria Danubina. 2020. N 1 (32). P 6-14.
  14. Magaard J. L., Seeralan T., Schulz H., Brütt A. L. Factors associated with help-seeking behaviour among individuals with major depression: A systematic review // PloS one. 2017. N 5 (12). P e0176730.
  15. Mo Y., Deng L., Zhang L., Lang Q., Liao C., Wang N., Qin M., Huang H. Work stress among Chinese nurses to support Wuhan for fighting against the COVID-19 epidemic // Journal of nursing management. 2020. В печати. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/epdf/10.1111/jonm.13014 (дата обращения: 26.04.2020).
  16. Petzold M. B., Plag J., Ströhle A. Umgang mit psychischer Belastung bei Gesundheitsfachkr ften im Rahmen der Covid-19-Pandemie // Der Nervenarzt. 2020. March 27. P 1-5.
  17. Rose S. Medical Student Education in the Time of COVID-19 // JAMA. 2020. В печати. URL: https://jamanetwork.com/journals/jama/fullarticle/2764138 (дата обращения: 26.04.2020).
  18. Soled D., Goel S., Barry D., Erfani P., Joseph N., Kochis M., Uppal N., Velasquez D., Vora K., Scott K. W. Medical student mobilization during a crisis: lessons from a COVID-19 medical student response team // Academic Medicine: Journal of the Association of American Medical Colleges. 2020. В печати. URL: https://journals.lww.com/academicmedicine/Abstract/publishahead/Medical_Student_ Mobilization_During_A_Crisis_.97220.aspx (дата обращения: 26.04.2020).
  19. Streiner D. L., Norman G. R., Cairney J. Health Measurement Scales: A practical guide to their development and use, 4th ed. Oxford University Press New York, 2008. 431 p.
  20. World Health Organization. Mental health and psychosocial considerations during the COVID-19 outbreak. WHO briefing note. 2020. URL: https://www.who.int/docs/default-source/coronaviruse/mental-health-considerations.pdf (дата обращения: 26.04.2020).
  21. Zhai Y., Du X. Mental health care for international Chinese students affected by the COVID-19 outbreak // The Lancet Psychiatry. 2020. Vol. 7, N 4. P e22.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Прилуцкая М.В., Гржибовский А.М., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».