Функциональное состояние школьников при напряженной информационной нагрузке в начальный период адаптации к образовательной среде


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Цель исследования - выявить особенности функционального состояния (ФС) учащихся первых классов при напряженной информационной нагрузке в различные фазы адаптации к образовательной среде. Методы. Изучение ФС детей в покое и при тестовой информационной нагрузке проводили на 2-3, 6-7 и 15-16-й неделях обучения в школе. Использовали комплекс показателей, пригодных для оценки ФС школьников. Результаты. Полученные данные свидетельствуют о том, что в начале систематического обучения в школе дополнительные информационные нагрузки, выполняемые с комфортной и максимальной скоростью, вызывают у детей 6-7 лет существенное (р < 0,05-0,001) повышение уровня общей активации центральной нервной системы, напряженность механизмов регуляции ФС, сдвиг вегетативного баланса в сторону преобладания активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, усиление центральных регуляторных влияний на сердечный ритм, стимуляцию системной гемодинамики, а также возрастание уровня ситуативной тревожности. Установлено, что в разные фазы адаптации детей к обучению в школе дополнительные информационные нагрузки приводят в целом к сходным изменениям используемых физиологических и психологических показателей. Их сдвиги при выполнении тестовых заданий имели одинаковую направленность как на 2-3, так и на 6-7 и 15-16-й неделях обучения в школе, при этом наиболее выраженное изменение комплекса показателей ФС приходилось на первые недели систематического обучения. В последующем изменения большинства из рассматриваемых показателей были менее существенными (р < 0,05-0,001). Выводы. По мере развития процесса адаптации к образовательной среде у детей в условиях тестовых нагрузок наблюдалась тенденция менее значительных изменений вегетативных показателей ФС на фоне повышения эффективности деятельности. Вместе с тем на всех этапах исследования нагрузки, выполняемые с максимальной скоростью, носили стрессогенный характер.

Об авторах

Игорь Альлерович Криволапчук

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии» РАО

Email: i.krivolapchuk@mail.ru
доктор биологических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания 119121, г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, корп. 2

М Б Чернова

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии» РАО

г. Москва

Список литературы

  1. Адаптация организма учащихся к учебной и физической нагрузкам / под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой. М.: Педагогика, 1982. 240 с.
  2. Брязгунов И. П., Михайлов А. Н., Cтолярова Е. В. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей и подростков. М.: ИД «МЕДПРАКТИКА-М», 2008. 144 с.
  3. Данилова Н. Н. Психофизиология. М.: Аспект Пресс, 2012.368 с.
  4. Дубровинская Н. В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология развития: психофизиологические основы детской валеологии. М.: Владос, 2000. 144 с.
  5. Илюхина В. А. Психофизиология функциональных состояний и познавательной деятельности здорового и больного человека. СПб.: Изд-во Н-Л, 2010. 368 с.
  6. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 176 с.
  7. Кучма В. Р., Ткачук Е. А., Тармаева И. Ю. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации образования // Гигиена и санитария. 2016. Т. 95, № 12. С. 1 183-1188.
  8. Мачинская Р. И. Управляющие системы мозга // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. 2015. Т. 65, № 1. С. 33-60.
  9. Поляшова Н. В., Соловьев А. Г., Новикова И. А. Адаптационный потенциал младших школьников и его взаимосвязь с параметрами физического развития // Экология человека. 2008. № 2. С. 34-38.
  10. Развитие мозга и формирование познавательной деятельности ребенка / под ред. Д. А. Фарбер, М. М. Безруких. М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2009. 432 с.
  11. Физиология развития ребенка: руководство по возрастной физиологии / под ред. М. М. Безруких, Д. А. Фарбер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. 2010. 768 с.
  12. Чайнова Л. Д., Назарова К. А., Чайнов В. И. Концепция функционального комфорта работающего человека - теоретическая основа современного дизайна // Вестник РГГУ. Серия: психология, педагогика, образование. 2015. № 1. С. 125-133.
  13. Boyce W. T., Quas J., Alkon A., Smider N. A., Essex M. J., Kupfer D. J. Autonomic reactivity and psychopathology in middle childhood // Br. J. Psychiatry. 2001. Vol. 179, N 2. P. 144-150.
  14. Chen E., Matthews K. A., Salomon K., Ewart C. K. Cardiovascular reactivity during social and nonsocial stressors: do children’s personal goals and expressive skills matter? // Health Psychol. 2002. Vol. 21, N 1. P 16-24.
  15. Escobar M., Alarcon R., Blanca M. J., Fernandez-Baena F. J., Rosel J. F., Trianes M. V. Daily stressors in school-age children: a multilevel approach // Sch. Psychol. Q. 2013. Vol. 28, N 3. P. 227-238.
  16. Everly G., Latin J. A Clinical Guide to the Treatment of the Human Stress Pesponse. NY: Springer, 2013. 486 p.
  17. Galanti M. R., Hultin H., Dalman C., Engström K., Ferrer-Wreder L., Forsell Y., Karlberg M., Lavebratt C., Magnusson C., Sundell K., Zhou J., Almroth M., Raffetti E. School environment and mental health in early adolescence - a longitudinal study in Sweden (KUPOL) // BMC Psychiatry. 2016. Vol. 16, N 16. Р 243.
  18. Obradovic J., Bush N. R., Stamperdahl J., Adler N. E., Boyce W. T. Biological sensitivity to context: the interactive effects of stress reactivity and family adversity on socioemotional behavior and school readiness // Child Dev. 2010. Vol. 81, N 1. P. 270-289.
  19. Quas J. A., Yim I. S., Oberlander T. F., Nordstokke D., Essex M. J., Armstrong J. M., Bush N., Obradovic J., Boyce W. T. The symphonic structure of childhood stress reactivity: patterns of sympathetic, parasympathetic, andadrenocortical responses to psychological challenge // Dev. Psychopathol. 2014. Vol. 26, N 4. P. 963-982.
  20. Verhaaren H. A., Schieken R. M., Schwartz P., Mosteller M., Matthys D., Maes H., Beunen G., Vlietinck R., Derom R. Cardiovascular reactivity in isometric exercise and mental arithmetic in children // J. Appl. Physiol. 1994. Vol. 76, N 1. P. 146-150.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Экология человека, 2018


 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».