Обоснование. Информация об объективных данных и референтных показателях, характеризующих состояние и связь органов челюстно-лицевой области (ЧЛО) с общим адаптационным синдромом и стрессом, мало изучена. Цель работы - экспериментально-клиническое обоснование метода комплексной и экспресс-диагностики стресса как проявления АОС у студентов по метаболическим, морфометрическим и функциональным показателям тканей челюстно-лицевой области. Материал и методы. В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте от 18 лет до 21 года (17 лиц женского пола и 13 лиц мужского пола) в период до и после учебных занятий с умственной нагрузкой, после физической разгрузки, а также после окончания первого года обучения, в начале и в середине первого семестра второго года обучения. Были проведены электроодонтодиагностика, pH-метрия и флуоресцентная диагностика слюны, термометрия тканей пародонта, проба Штанге, вычисления формулы Шейх-Заде, психологический тест Спилбергера. Статистический анализ результатов проведен с использованием стандартных статистических комплексов в Microsoft Excel. Результаты. ЭОД: после двух занятий с умственной нагрузкой - увеличение показателя на 46,5 % (p < 0,01). После физической разгрузки - восстановление на 23,2 % (p < 0,05). pH-метрия слюны: в конце учебного года - 6,41 ± 0,19, после двух месяцев летнего отдыха - 6,87 ± 0,11, а в середине первого семестра II курса - 6,63 ± 0,11. Сравнительного анализ показателей термометрии тканей пародонта у студентов в конце учебного года и после двухмесячного отдыха - увеличение значений температуры десны, в среднем, на 0,62 °C (p < 0,05). При измерении интенсивности флуоресценции проб слюны до и после учебной нагрузки в сравнении с исходным состоянием выявлено её достоверное увеличение в диапазоне длин волн 600-650 нм и повышение интегральной интенсивности в 10-30 раз, а после ночного отдыха - снижение в 7-10 раз. Проба Штанге: после двух занятий с умственной нагрузкой - ухудшение на 31,5 % (p < 0,001), после физической разгрузки - улучшение на 19,3 % (p < 0,001). Формула Шейх-Заде: после двух занятий с умственной нагрузкой - увеличение на 57,2 % (p < 0,001), после физической разгрузки - динамика к снижению на 18,6 % (p < 0,05). Психологический тест Спилбергера после летнего отдыха: превалирование среднего уровня личностной тревожности и высокий уровень реактивной тревожности. Заключение: указанные методы обследования обоснованно могут быть включены в метод комплексной диагностики ОАС и его коррекции у широкого круга студентов на всех этапах учебного процесса. Представленные показатели челюстно-лицевой области объективно и многофакторно отражают стоматологический статус ЧЛО и могут быть использованы в качестве референтных при оценке стрессовых нагрузок у студентов на этапах их обучения.