Отношение пациентов многопрофильного стационара к процессам цифровизации в современном здравоохранении: одномоментное сплошное исследование
- Авторы: Романова Т.Е.1, Абаева О.П.1, Романов С.В.2, Родина А.А.2
-
Учреждения:
- Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)
- Приволжский окружной медицинский центр ФМБА
- Выпуск: Том 21, № 2 (2022)
- Страницы: 177-181
- Раздел: СОЦИОЛОГИЯ ПАЦИЕНТА
- URL: https://journal-vniispk.ru/1728-2810/article/view/126180
- DOI: https://doi.org/10.17816/socm111928
- ID: 126180
Цитировать
Аннотация
Обоснование. Статья посвящена влиянию цифровизации современного здравоохранения на систему взаимоотношений между врачом и пациентом.
Цель. Произвести оценку оценка уровня готовности пациентов городской больницы к внедрению цифровых технологий в систему предоставления медицинских услуг.
Материалы и методы. Исследование выполнено по результатам анкетного опроса 154 пациентов городских больниц в июле – августе 2022 года в г. Нижнем Новгороде. Вопросы анкеты предусматривали изучение применения современными пациентами различных способов цифровой коммуникации с медицинскими работниками, влияния доступности медицинской информации в сети Интернет на уровень доверия пациента врачу, мнения пациентов о перспективах решения проблем современного здравоохранения путём цифровизации.
Результаты. По итогам опроса выяснилось, что 104 (67,5%), пациента не используют цифровые коммуникации, а 94 (61%) отрицают возможность их применения. Среди перспектив применения цифровых технологий в здравоохранении наиболее востребованным для респондентов оказалось получение направлений для медицинских услуг (n=83, 53,9%), рецепта (n=57, 37%), документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность (n=43, 27,9%). Только 8 (5,2%) респондентов систематически проверяют диагнозы и назначения, полученные от лечащего врача, в сети Интернет, ещё 25 (16,2%) делают это время от времени. О приоритетном уровне доверия к рекомендациям из интернет-источников заявили лишь 2 (1,3%) опрошенных, остальные пациенты больше доверяют своим реальным лечащим врачам.
Заключение. Современный пациент стремится получать медицинскую помощь в режиме реального контакта с врачом, рассматривая цифровые технологии преимущественно как инструмент, облегчающий формальные вопросы, возникающие при посещении медицинских организаций.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Татьяна Евгеньевна Романова
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Email: romanova_te@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-6328-079X
SPIN-код: 4943-6121
к.м.н.
Россия, МоскваОльга Петровна Абаева
Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет)
Автор, ответственный за переписку.
Email: abaevaop@inbox.ru
ORCID iD: 0000-0001-7403-7744
SPIN-код: 5602-2435
д.м.н., доцент
Россия, МоскваСергей Владимирович Романов
Приволжский окружной медицинский центр ФМБА
Email: pomcdpo@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-1815-5436
SPIN-код: 9014-6344
д.м.н., доцент
Россия, Нижний НовгородАнжелика Александровна Родина
Приволжский окружной медицинский центр ФМБА
Email: arodina@pomc.ru
ORCID iD: 0000-0002-7453-5302
SPIN-код: 9110-8648
к.м.н.
Россия, Нижний НовгородСписок литературы
- Присяжная Н.В., Корягин М.О. Восприятие итогов модернизации системы здравоохранения медицинскими специалистами // Социология медицины. 2019. №2. С. 122–127. doi: 10.18821/1728-2810-2019-18-2-122-127
- Решетников А.В., Присяжная Н.В. Образование в условиях пандемии: векторы цифровой трансформации //Социологические исследования. 2022. № 4. С. 149–151. doi: 10.31857/S013216250018694-6
- Решетников А.В. Социальный институт медицины (часть 1) //Социология медицины. 2018. Т. 17, № 1. С. 4–11. doi: 10.18821/1728-2810-2018-17-1-4-11
- Решетников А.В. Социальный институт медицины (часть 2) // Социология медицины. 2018. Т. 17, № 2. С. 68–79. doi: 10.18821/1728-2810-2018-17-2-68-79
Дополнительные файлы
