Траектории профессиональной социализации врача: нарративное интервью. Часть 2

Обложка

Цитировать

Полный текст

Открытый доступ Открытый доступ
Доступ закрыт Доступ предоставлен
Доступ закрыт Только для подписчиков

Аннотация

Обоснование. Настоящая статья представляет собой продолжение статьи: Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Траектории профессиональной социализации врача: нарративное интервью. Часть 1 // Социология медицины. 2023. Т. 22, № 2. С. 183–201. doi: https://doi.org/10.17816/socm632475

Подготовка кадрового ресурса (специалистов) системы здравоохранения является одной из стратегических задач государственного уровня. На современном этапе сохраняется высокий интерес к получению медицинского образования, как одного из наиболее престижных и социально значимых. В свою очередь это требует серьёзной подготовки абитуриента по профильным дисциплинам на этапе довузовского образования, а главное — мотивации к получению профессии врача и наличия таких личностных качеств, как эмпатия, сочувствие к пациентам, ответственность, скрупулёзность, высокая работоспособность. Однако в начале трудовой деятельности молодые врачи сталкиваются с рядом проблем (высокий уровень нагрузки и ответственности, сложности адаптации к условиям работы и недостаточный уровень оплаты труда), что может повлиять на их решение об уходе в смежные области трудовой деятельности или отказе от работы по полученной специальности.

Цель. Изучение траекторий профессионального становления молодых врачей в российской системе здравоохранения в современных условиях.

Методы. Изучение траекторий профессионального становления молодых врачей было реализовано методом нарративного интервью (n=52) в сентябре–декабре 2022 года на базе Института социальных наук Сеченовского Университета. В исследовании приняли участие молодые врачи: терапевты (n=11), педиатры (n=11), акушеры-гинекологи (n=10), стоматологи (n=10), хирурги (n=10). Средний возраст опрошенных составил 28,2 года (медиана — 28 лет), средний стаж работы респондентов по специальности — 2,8 года (медиана — 3 года).

Результаты. Анализ данных исследования включал выделение ключевых нарративных стратегий, сюжета, персоналий (респондент, члены его семьи, учителя в школе, представители профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения, коллеги) и темпоральных характеристик историй. Анализ массива нарративов позволил выделить 3 ключевых, семантико-смысловых блока данных (включающих 7 подгрупп), которые выступили эмпирической основой стандартного сюжета нарративов. Первые 2 ключевых семантико-смысловых блока (этапа) были описаны ранее [1]: довузовский этап [«игра в профессию» (3–7 лет), «предчувствие» профессионального выбора (8–11 лет), профессиональное самоопределение или формирование профессиональных намерений (12–17 лет)]; вузовский этап [получение медицинского образования как «фундамента» профессиональной социализации (1–2 курс), определение желаемой траектории профессионального пути (3–6 курс)]. В данной статье раскрывается третий блок сюжета нарративов, включающий послевузовский этап [дебют профессиональной деятельности (ординатура), «вызовы профессиональной автономности»].

Заключение. Траектории профессиональной социализации врача на современном этапе получают новое звучание, обусловленное трансформацией профессиональной среды и цифровизацией практического здравоохранения, которое определяет эти изменения.

Об авторах

Надежда Владимировна Присяжная

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Автор, ответственный за переписку.
Email: prisyazhnaya_n_v@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0002-5251-130X
SPIN-код: 6930-9377

канд. социол. наук

Россия, Москва

Надежда Юрьевна Вяткина

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Email: vyatkina_n_yu@staff.sechenov.ru
ORCID iD: 0000-0003-3647-0066
SPIN-код: 7649-2912
Россия, Москва; Москва

Список литературы

  1. Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Траектории профессиональной социализации врача: нарративное интервью. Часть 1 // Социология медицины. 2023. Т. 22, № 2 С. 185–203. doi: 10.17816/socm632475
  2. Чумаков В.И., Чумаков И.В. Саморазвитие студента — будущего врача в условиях образовательной среды медицинского вуза // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № S5. С. 23–29. EDN: KQHIZP doi: 10.15829/1728-8800-2022-3500
  3. Алексеенко С.Н., Гайворонская Т.В., Дробот Н.Н. Динамика мотивационных детерминант в выборе профессии врача студентами медицинского вуза // Образовательный вестник «Сознание». 2022. Т. 24, № 2. 4–13. EDN: RDJGOR doi: 10.26787/nydha-2686-6846-2022-24-2-4-13
  4. Вайсбург А.В. Модель процесса профессиональной социализации специалиста // Профессиональная ориентация. 2014. № 1. С. 32–43. EDN: TOBWHL
  5. Данилевский В.Я. Врач, его призвание и образование. Харьков: Госиздат Украины, 1921. Вып. 1–2.
  6. Костикова Л.П., Сиваков М.А., Илюшина А.В. Формирование профессиональной идентичности: предпочтения и оценки студентов медицинского вуза // Перспективы науки и образования. 2023. № 2. С. 85–101. EDN: NFHWER doi: 10.32744/pse.2023.2.5
  7. Мирошниченко А.Г., Смышляева Л.Г., Подкладова Т.Д., и др. Пациентское сообщество как актор развития практик медицинского образования в современной России // Образование и наука. 2022. Т. 24, № 10. С. 33–63. EDN: SYLOFZ doi: 10.17853/1994-5639-2022-10-33-63
  8. Байков Н.М., Литвинцева С.А. Профессиональная социализация и социальная практика в представлениях врачей и оценках населения // Власть и управление на Востоке России. 2020. № 2. С. 106–117. EDN: KLSXAL doi: 10.22394/1818-4049-2020-91-2-106-117
  9. Доника А.Д. Современные тенденции исследований проблемы профессиогенеза на модели медицинских специальностей // Экология человека. 2017. № 2. С. 52–57. EDN: VMQEIB doi: 10.33396/1728-0869-2017-2-52-57
  10. Большова Т.В., Кириллова Е.В., Медведева О.В. Организационный алгоритм обучения, трудоустройства и адаптации врачей // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. 2023. № 2. С. 522–536. EDN: WMOFRI doi: 10.24412/2312-2935-2023-2-522-536
  11. Барабанова Л.В. Соответствие между мероприятиями по закреплению молодых специалистов в государственных медицинских организациях и их фактической мотивацией // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 4–1. С. 185–188. EDN: TGWHBA doi: 10.24412/2500-1000-2023-4-1-185-188
  12. Ткаченко П.В., Черней С.В., Ковалева Е.А. Погружение в атмосферу профессии: из опыта профориентационной работы медицинского вуза // Высшее образование в России. 2020. № 1. С. 125–134. EDN: PQAHPD doi: 10.31992/0869-3617-2020-29-1-125-134
  13. Sawatsky A.P., Matchett C.L., Hafferty F.W., et al. Professional identity struggle and ideology: A qualitative study of residents’ experiences // Med Educ. 2023. Vol. 57, N 11. P. 1092–1101. doi: 10.1111/medu.15142
  14. McCullough L.B., Coverdale J., Chervenak F.A. Professional virtue of civility and the responsibilities of medical educators and academic leaders // J Med Ethics. 2023. Vol. 49, N 10. P. 674–678. doi: 10.1136/jme-2022-108735
  15. O’Sullivan T.A., Allen R.A., Bacci J.L., O’Sullivan A.C. A Qualitative Study of Experiences Contributing to Professional Identity Formation in Recent Pharmacy Graduates // Am J Pharm Educ. 2023. Vol. 87, N 10. P. 100070. doi: 10.1016/j.ajpe.2023.100070
  16. Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Трудоустройство молодого медицинского специалиста: уровни проявления проблемы // Вестник Института социологии. 2023. Т. 14, № 1. С. 101–114. EDN: GFWFWC doi: 10.19181/vis.2023.14.1.6
  17. Журавлев В.Ф. Нарративное интервью в биографических исследованиях // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 1994. № 3–4. С. 34–43. EDN: PFTWDP
  18. Рождественская Е.Ю. ИНТЕР-энциклопедия: нарративное интервью // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12, № 4. С. 114–127. EDN: FDKZEU doi: 10.19181/inter.2020.12.4.8
  19. Schütze F. Biographieforschung und narratives Interview // Lahnstein: Neue Praxis, 1983. Vol. 13, N 3. P. 283–293. (In German)
  20. Labov W. Narrative pre-construction // Narrative Inquiry. 2006. Vol. 16, N 1. P. 37–45.
  21. Милехин С.М., Дербенев Д.П., Орлов Д.А. Распространенность компонентов профессиональной социализации среди молодых врачей и её медикосоциальная и психологическая обусловленность // Вятский медицинский вестник. 2019. № 3. С. 72–77. EDN: MPQBSB doi: 10.24411/2220-7880-2019-10016
  22. Астанина С.Ю. Вопросы реформирования профессионального медицинского образования в России // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2022. Т. 21, № 1. С. 107–109. EDN: PFWXNZ doi: 10.15829/1728-8800-2022-3192
  23. Решетников А.В., Присяжная Н.В. Образование в условиях пандемии: векторы цифровой трансформации // Социологические исследования. 2022. № 4. С. 149–151. EDN: IVSVOX doi: 10.31857/S013216250018694-6
  24. Решетников А.В., Присяжная Н.В., Вяткина Н.Ю. Переход на дистанционный формат обучения в медицинском ВУЗе: мнение студентов о трансформации учебного процесса в начале пандемии COVID-19 // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2022. Т. 30, № 3. C. 364–370. EDN: AMNIGW doi: 10.32687/0869-866X-2022-30-3-364-370
  25. Скрябина Е.Н., Никитина Н.М. Преемственность и направленность педагогического процесса в медицинском ВУЗе // Кардиоваскулярная терапия и профилактика. 2023. Т. 22, № 1S. С. 3494. EDN: RTGNTI doi: 10.15829/1728-8800-2023-3494
  26. Темницкий А.Л. Мотивационная структура профессиональной деятельности медицинских работников России // Мир России. Социология. Этнология. 2021. Т. 30, № 4. С. 30–52. EDN: QTGWTU doi: 10.17323/1811-038X-2021-30-4-30-52
  27. Howkinns E.J., Ewens A. How students experience professional socialization // International Journal Nurse Students. 1999. Vol. 35, N 1. P. 41–49. doi: 10.1016/s0020-7489(98)00055-8
  28. Deppoliti D. Exploring how new registered nurses construct professional identy in hospital settings // Journal of continuing educational in nursing. 2008. Vol. 39, N 6. P. 255–262. doi: 10.3928/00220124-20080601-03
  29. Macintosh J. Reworking professional nursing identity // West Journal of Nurse Res. 2003. Vol. 25, N 6. P. 725–745. doi: 10.1177/0193945903252419
  30. Чернышков Д.В., Андриянова Е.А. Специфика профессиональной социализации в медицине: теоретические обоснования // Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18, № 2. С. 394–397. EDN: WDCOAD
  31. Byszewski A., Gill J.S., Lochnan H. Socialization to professionalism in medical schools: a Canadian experience // BMC Med Educ. 2015. Vol. 15. P. 204. doi: 10.1186/s12909-015-0486-z
  32. Александрова М.Ю., Воронина (Мастикова) Н., Говорова А.Д., и др. Практики анализа качественных данных в социальных науках: учеб. пособие / отв. ред. Е.В. Полухина. Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. 383 с. EDN: MGGNHP doi: 10.17323/978-5-7598-2542-5
  33. Riessman C.K. Narrative Analysis. Newbury Park: Sage Publications, 1993.
  34. Готлиб А.С. Анализ нарративов в социологии: возможности и проблемы использования // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 1. С. 9–14. EDN: RTALVV
  35. Вяткина Н.Ю., Манукян А.А., Гоел П.С., Калиберда Т.Е. «Ты можешь что-то делать, и ты просто берешь и делаешь»: личный опыт работы студентов медицинских вузов с заболевшими COVID-19 // Социология медицины. 2021. Т. 20, № 1. С. 49–56. EDN: CCNWCL doi: 10.17816/1728-2810-20-1-51

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Модель профессиональной социализации врача.

Скачать (469KB)

© Эко-Вектор, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.
 


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».