Динамическая вязкость наножидкостей с полидисперсными наночастицами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен подход для интерпретации экспериментальных данных по динамической вязкости наножидкостей на водной основе с учетом полидисперсности наночастиц. Существующие теоретические представления о динамической вязкости наножидкостей не дают полной информации о ее зависимости от степени полидисперсности наночастиц. Это связано с тем, что одностадийный и двухстадийный способы генерации наночастиц в настоящее время не могут быть проконтролированы с помощью аппаратурно-измерительных средств в виду их малого характерного масштаба. Кроме того, имеют место быть такие осложняющие факторы, как броуновская диффузия, миграционный поток, термофорез, диффузиофорез и седиментация. На сегодняшний момент экспериментальные данные по динамической вязкости жидкостных наносистем не отображают гранулометрический состав наночасти, а вместо него указывается медианная составляющая. Предложено степень полидисперсности наночастиц описать классической функцией распределения зависимости концентрации от размеров элементов дисперсной фазы и идентифицировать сопряженную связь с аналогичной счетной функцией их распределения. Это позволило на основе эмпирического соотношения, обобщающего большой массив экспериментальных данных, получить модифицированное выражение для прогнозирования динамической вязкости наножидкостей с последующим специальным нормированием по монодисперсному случаю и осреднением на интервале размеров. В предположении распределения наночастиц по размерам, в соответствии с Гауссовским законом, показано, что с увеличением дисперсии динамическая вязкость наножидкостей уменьшается и, следовательно, возможно через управление гранулометрическим составом наночастиц уменьшить потери энергии на транспортирование в различных технических и технологических системах.

Полный текст

Введение

Вязкость наножидкостей определяет мощность перекачки теплоносителя, перепад давления и прямо влияет на теплообмен [1]. В этой связи необходима информация о влиянии размера наночастиц, температуры, объемной концентрации дисперсной фазы и др. на величину вязкости наножидкостей. Эйнштейн впервые предложил соотношение для вязкости разбавленных суспензий [2]

,

где ,  – вязкость суспензии и базовой жидкости;  – объемная доля монодисперсных сферических частиц. Однако эта зависимость в явном виде не учитывает размер дисперсной фазы. Более развернутая информация о теоретико-эмпирических соотношениях представлено в [3].

Вязкость наножидкостей определяется наномасштабом монодисперсных частиц [4]: при концентрации наночастиц больше 4 % вязкость с большими по размеру частицами выше, но при этом диапазон гранулометрического состава был смещен вправо от критической границы в 100нм, что было подтверждено экспериментально в [5]. Для докритического диапазона размеров частиц, на примере наножидкости SiO2/H2O, оказалось, что вязкость наножидкостей снижается с увеличением размера наночастиц [6]. Аналогичные выводы были сделаны относительно других наножидкостей [7]. Попытка объяснения этого противоречия была дана в [8]: поведение наножидкостей обусловливается возникновением более высокого сопротивления на границе раздела фаз из-за наличия большей площади поверхности наночастиц меньшего размера. Более того в [9] экспериментально показано, что вязкость наножидкостей не зависит от диаметра наночастиц.

Существующие технологии генерации наночастиц пока не позволяют управлять их гранулометрическим составом [10], что приводит к проблеме определения взаимосвязи полидисперсности наночастиц и вязкости наножидкостей [11]: при этом, чем больше диапазон разброса от среднечисленного размера, тем компактнее в базовой жидкости локализуются нановключения, т.е. полидисперсность формирует лучшее условия для перемещения дисперсионной фазы, а это в свою очередь уменьшает внутренне трение в гетерогенной среде. Тем не менее этот вопрос остается дискуссионным из-за отсутствия экспериментальных данных.

В данной работе делается попытка разработать модельные представления обработки имеющихся экспериментальных данных относительно широкого спектра наночастиц путем модификации регрессионного соотношения, в котором структурно присутствует локация, учитывающая степень полидисперсности.

 Модель

Формулировка априорной гипотезы масштабирования нановключений в наножидкости имеет следующий вид

,                                       (1)

где  – долевое присутствие нановключений размером l;  – долевое присутствие  нановключений фракции dl;  – удельная интегративная компонента нановключений в представительном объеме V.

Классическая формулировка размерной нормированной функции, характеризующей численное присутствие нановключений в наножидкости есть [12]

,                                        (2)

где  – количественная характеристика наночастиц размера l;  – численный интегратор фракции dl; N – суммарное количество нановключений в характерном объеме V базовой жидкости. Связь между долевым присутствием нановключений размера l и численным интегратором фракции dl такова

,

где  учитывает форму нановключений. Т.к.  и , где

,

то из (1) и (2) следует

или

.                                       (3)

Соотношение (3) в безразмерном виде с помощью относительных переменных

,        ,         

с предварительной нормировкой таково

  .                 (4)

Если выбрана эмпирическая зависимость

,

где t – температура, то ее можно представить следующим образом

 ,                                       (5)

где , k – нормировочная константа, определяемая из условия монодисперсности наночастиц. Итоговое выражение для динамической вязкости записывается, как

.

  .                        (6)

Анализ

Удельная Гауссовская функция распределения имеет вид [13]

 ,                                  (7)

где ,  – среднеквадратическое отклонение от . Рис. 1 демонстрирует ситуацию, когда взвесь наночастиц приближенно можно считать монодисперсной, т.е. при .

 

Рис. 1. Влияние параметра  на вид  (кривая 1) и  (кривая 2): а – 0,5; б – 0,3; в – 0,1

Воспользуемся массивом опытных данных [14], который был положен в основу валидализации обобщенной эмпирической регрессионной модели, корректной для наножидкостей на водной основе, с докритическим средним размером и с концентрацией 0,04 Об. долей

. (8)

В качестве исходных данных были приняты изотермический режим  и средний размер нановзвеси . Следует отметить, что выбор t и  из указанного диапазона незначительно влияет на точность прогнозирования M (рис. 2).

 

Рис. 2. Оценка влияния изменения параметров в (8): а – ; ; б – ; ; в –  

Считая нановзвесь монодисперсной, найдено, что . Результаты вычислений по предложенному модельному соотношению (6) с безразмерной счетной функцией распределения наночастиц (7) для различных значений  приведены на рис. 3, из которого следует, что полидисперсность снижает динамическую вязкость, подтверждая оценку в [11]. Однако этому результату можно дать иное объяснение.

Рис. 3. Сравнение обобщенных экспериментальных данных (сплошная кривая) с расчетами по модели (6) при различных : □ – 0,3; ○ – 0,2; ◊ - 0,03

Для этого рассмотрим нормированную функцию плотности распределения наночастиц по площади их поверхности от размера

,

где  – межфазная площадь нановключений размера l;

         S – суммарная площадь поверхности дисперсной фазы в характерном объеме наножидкости.

Учитывая, что  и , где  характеризует форму межфазной границы, и

или

,                                                      (9)

 

где .

Рис. 4. Взаимная дислокация функций плотности распределения при σ = 0,03 : 1 – FN(L); 2 – FS(L)

Если считать дрейф фаз в потоке наножидкости соответствующим ламинарному режиму обтекания, то согласно [15] коэффициент гидравлического сопротивления обратнопропорционален размеру наночастицы. Для  (рис. 4) видно, что средний размер для  больше, чем у , а это означает, что вязкостное трение фаз уменьшается, т.е. полидисперсность наночастиц снижает вязкость.

Заключение

Показано, что полидисперсность наночастиц в наножидкостях снижает ее динамическую вязкость, что позволяет, управляя гранулометрическим составом наночастиц, уменьшить потери энергии на транспортирование в различных предметно-ориентированных технических и технологических системах.

_________________________________

© Ряжских А.В., Дроздов И.Г., Ряжских В.И., 2025

×

Об авторах

Александр Викторович Ряжских

Воронежский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: ryazhskihav@bk.ru
ORCID iD: 0000-0002-9823-3165

канд. физ.-мат. наук, доцент кафедры прикладной математики и механики

Россия, 394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84

Игорь Геннедьевич Дроздов

Воронежский государственный технический университет

Email: dig@cchgeu.ru
ORCID iD: 0000-0001-5779-4727

д-р техн. наук, профессор кафедры ракетных двигателей

Россия, 394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84

Виктор Иванович Ряжских

Воронежский государственный технический университет

Email: ryazhskih_vi@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-2834-3000

д-р техн. наук, профессор, заведующий кафедрой прикладной математики и механики

Россия, 394006, Россия, г. Воронеж, ул. 20-летия Октября, 84

Список литературы

  1. Mahbubul I.M., Saidur R., Amalina M.A. Latest developments on the viscosity of nanofluids // Int. J. Heat Mass Trans. 2012. Vol. 55(4). pp. 874-885.
  2. Ландау Л.Д., Лифщиц Е.М. Теоретическая физика. В 10т. Т. VI. Гидродинамика. М.: Наука, 1986. 737 с.
  3. A brief review on viscosity of nanofluids / P.C. Mish-ra [et al.] // Int. Nano Lett. 2014. Vol. 4. pp. 109-120.
  4. Temperature and particle – size dependent viscosity data for water-based nanofluids – hysteresis phenomenon / C.T. Nguyen [et al.] // Int. J. Heat Fluid Flow. 2007. Vol. 28(6). pp. 1492-1506.
  5. Heat transfer and flow behavior of aqueous suspensions of TiO2 nanoparticles (nanofluids) flowing upward through a vertical pipe / Y. He [et al.] // Int. J. Heat Mass Transfer. 2007. Vol. 50(11). pp. 2272-2281.
  6. Experimental investigation of viscosity and specific heat of silicon dioxide nanofluids / P.K. Namburu [et al.] // Micro Nano Lett. IET. 2007. Vol. 2(3). pp. 67-71.
  7. CuO in water nanofluid influence of particle size and polydispersity on volumetric benaviour and viscosity / M.J. Pastoriza-Gallego [et al.] // Fluid Phase Equilib. 2011. Vol. 300(1). pp.188-196.
  8. Agarwal D.K., Aravind V., Kumar S.S. Synthesis and characterization of kerosene-alumina nanofluids // Appl. Therm. Eng. 2013. Vol. 60(1). pp. 275-284.
  9. Measurements of nanofluid viscosity and its implications for thermal applications / R. Prasher [et al.] // Appl. Phys. Lett. 2006. Vol. 89(13). pp.133108.
  10. Zhu H., Lin Y., Yin Y. A novel one step chemical method for preparation of espper nanofluids // Colloid J. and Interface Science. 2004. Vol. 277. pp. 190-193.
  11. Nanofluids for heat transfer enhancement a review / E.K. Goharshadi [et al.] // Phys. Chem. Res. 2009. Vol. 1(1). pp. 1-33.
  12. Коузов П.А. Основы анализа дисперсного состава промышленных пылей и измельченных материалов. Л.: Химия, 1987. 264 с.
  13. Influence of temperature and synthesis time on shape and size distribution of Fe3O4 nanoparticles obtained by ageing method / A.G. Muradova [et al.] // Colloids Surf. 2016. A509. pp. 229-234.
  14. Correlations for thermal conductivity and viscosity of water based nanofluids / W.H. Azmi [et al.] // IOP Conf. Ser. Mater. Sci. Eng. 2012. Vol. 36. pp. 012029.
  15. Симаков Н.Н. Расчет обтекания и сопротивления шара в ламинарном и сильнотурбулентном потоках // ЖТФ. Т. 83. Вып. 4. С. 16-20.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ряжских А.В., Дроздов И.Г., Ряжских В.И., 2026

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных

 

Используя сайт https://journals.rcsi.science, я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных») даю согласие на обработку персональных данных на этом сайте (текст Согласия) и на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика» (текст Согласия).