Валидация технологии формирования навыков индивидуальной информационной безопасности студентов вуза
- Авторы: Юрченко М.А.1, Бобер А.Е.1, Устименко Я.И.1
-
Учреждения:
- Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
- Выпуск: Том 30, № 1 (2025)
- Страницы: 148-166
- Раздел: ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297485
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-1-148-166
- ID: 297485
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Рассмотрена актуальная проблема формирования навыков индивидуальной информационной безопасности у студентов вузов в условиях растущих угроз киберпреступности и дезинформации. Обоснована необходимость интеграции навыков индивидуальной информационной безопасности в образовательный процесс как ключевого компонента медиаграмотности.
Материалы и методы. Использованы системный и культурологический подходы. Проведен анализ результатов первого цикла апробации технологии формирования навыков индивидуальной информационной безопасности у студентов направления «Международные отношения», а также представлены промежуточные итоги второго цикла апробации на направлениях «Реклама и связи с общественностью» и «Менеджмент организации». Применялись педагогический эксперимент, включенное наблюдение, интроспекция и анализ.
Результаты исследования. Анализ результатов семестрового тестирования показал положительную динамику развития навыков ИИБ в экспериментальных группах по сравнению с контрольными. В частности, в одной из экспериментальных групп (ЭГ1) средний балл вырос с 4,72 до 7,9, а в другой (ЭГ2) – с 3,75 до 4,5. Отмечено снижение стандартного отклонения в экспериментальных группах, что свидетельствует о выравнивании уровня компетенции.
Выводы. Результаты исследования подтверждают валидность предложенной технологии формирования навыков индивидуальной информационной безопасности у студентов вузов. Интеграция разработанных методических материалов в образовательный процесс способствует улучшению критической оценки информации, повышению общей медиаграмотности и развитию аналитических компетенций. Приведены перспективы масштабирования технологии на другие уровни образования.
Об авторах
М. А. Юрченко
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Автор, ответственный за переписку.
Email: yurchenko-maa@ranepa.ru
Юрченко Маргарита Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и лингводидактикиResearcherID: IVH-2077-2023г. Новосибирск Россия
А. Е. Бобер
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Email: bober-ae@ranepa.ru
Бобер Александр Евгеньевич, преподаватель кафедры иностранных языков и лингводидактикиг. Новосибирск Россия
Я. И. Устименко
Сибирский институт управления – филиал РАНХиГС
Email: fake@neicon.ru
Устименко Яна Игоревна, преподаватель кафедры иностранных языков и лингводидактикиг. Новосибирск Россия
Список литературы
Дополнительные файлы
