Методическая подготовка студентов лингводидактических профилей на занятиях по иностранному языку
- Авторы: Архангельская К.С.1, Чичерина Ю.В.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
- Выпуск: Том 29, № 6 (2024)
- Страницы: 1578-1589
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297531
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1578-1589
- ID: 297531
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Активное развитие международного сотрудничества в новых направлениях в различных областях и сферах деятельности, изменившиеся позиции на рынке труда повлекли за собой возросшие требования к специалистам в области преподавания иностраных языков. Последовавшие изменения диктуют настойчивую необходимость обновления содержания и целей профессиональной подготовки учителей иностранных языков за счет сопряжения практических занятий по иностранным языкам и специализированных дисциплин в целях формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции. Цель исследования – проанализировать понятие «профессиональноориентированная иноязычная коммуникативная компетенция», а также рассмотреть технологию формирования методической компетенции в контексте профессиональной подготовки будущего педагога на практических занятиях по английскому языку.
Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, систематизация и сопоставительное изучение подходов к интерпретации структуры и содержания понятий «профессионально-ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция» и «методическая компетенция» как профессионально значимый структурный компонент, проектирование учебной деятельности в контексте формирования методической компетенции у студентов младших курсов лингводидактических профилей на языковых занятиях составили комплекс методических подходов, использованных в данном исследовании.
Результаты исследования. Изучены существующие подходы к трактовке термина «профессионально-ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция» и входящие в нее компоненты – субкомпетенции, включая методическую компетенцию. Уточнены определения анализируемых лингводидактических категорий для использования в процессе профессионально-направленной языковой подготовки студентов, будущих учителей иностранных языков, а также описан ряд приемов работы по формированию методической компетенции у студентов 2 курса лингводидактических профилей на практических языковых занятиях.
Выводы. Интеграция методических аспектов в содержание лингвистического образования на младших курсах способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов – будущих преподавателей иностранного языка. Формирование методической компетенции у студентов лингводидактических профилей на практических занятиях по иностранному языку является необходимым условием качественной методической подготовки к будущей профессиональной деятельности
Об авторах
К. С. Архангельская
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Email: ksarkhangelskaya@lunn.ru
ORCID iD: 0009-0008-8697-4477
Архангельская Ксения Станиславовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Института дистанционного обучения
Россия, 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31аЮ. В. Чичерина
ФГБОУ ВО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова
Автор, ответственный за переписку.
Email: Chicherina@lunn.ru
ORCID iD: 0000-0002-7543-3623
Чичерина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Института дистанционного обучения
Россия, 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31аСписок литературы
- Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. М.: ИНЭК, 2007. С. 156-163.
- Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
- Безукладников К.Э., Новоселов М.Н., Крузе Б.А. Особенности формирования иноязычной профессио-нальной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. 2017. № 38. С. 152-170. https://doi.org/10.17223/19996195/38/11, https://elibrary.ru/zhufdj
- Мильруд Р.П. Теория обучения иностранным языкам. Английский язык. М.: Юрайт, 2022. 406 с.
- Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Гусейнова И.А. Современная лингводидактика. М.: КноРус, 2024. 216 с.
- Тарева Е.Г. Инновационный потенциал лингвообразовательных традиций: компетентностно ориентиро-ванный контроль // Иностранные языки в школе. 2015. № 6. С. 3-8. https://elibrary.ru/uasazv
- Матиенко А.В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и поликультурной личности // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1467-1471. https://elibrary.ru/waohjr
- Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2017. 336 с. https://elibrary.ru/zuylqn
- Коряковцева Н.Ф., Гальскова Н.Д., Гусейнова И.А. Современное лингвистическое образование: перспек-тивы развития. М.: Моск. гос. лингвист. ун-т, 2018. 254 с. https://elibrary.ru/ykyvkh
- Корнеева Л.И., Лузганова А.А. Компоненты и содержание иноязычной профессиональной коммуникатив-ной компетентности лингвистов-переводчиков в области международных отношений // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. № 3. С. 115-125. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2021.3.10, https://elibrary.ru/brezgi
- Акимова Н.В., Василевич А.П., Гальскова Н.Д. и др. Учимся и обучаем дистанционно. М.: Русайнс, 2024. 173 с.
- Сафонова В.С. Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализиро-ванном мире // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуни-кация. 2019. № 1. С. 38-50. https://elibrary.ru/yzfubf
- Сафонова В.В. Основополагающие принципы моделирования учебной литературы по теории и методике обучения межкультурному общению в высшей школе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 65-76. https://elibrary.ru/xmzwah
Дополнительные файлы
