Методическая подготовка студентов лингводидактических профилей на занятиях по иностранному языку

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Актуальность. Активное развитие международного сотрудничества в новых направлениях в различных областях и сферах деятельности, изменившиеся позиции на рынке труда повлекли за собой возросшие требования к специалистам в области преподавания иностраных языков. Последовавшие изменения диктуют настойчивую необходимость обновления содержания и целей профессиональной подготовки учителей иностранных языков за счет сопряжения практических занятий по иностранным языкам и специализированных дисциплин в целях формирования профессионально-ориентированной иноязычной коммуникативной компетенции. Цель исследования – проанализировать понятие «профессиональноориентированная иноязычная коммуникативная компетенция», а также рассмотреть технологию формирования методической компетенции в контексте профессиональной подготовки будущего педагога на практических занятиях по английскому языку.
Материалы и методы. Анализ научно-методической литературы, систематизация и сопоставительное изучение подходов к интерпретации структуры и содержания понятий «профессионально-ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция» и «методическая компетенция» как профессионально значимый структурный компонент, проектирование учебной деятельности в контексте формирования методической компетенции у студентов младших курсов лингводидактических профилей на языковых занятиях составили комплекс методических подходов, использованных в данном исследовании.
Результаты исследования. Изучены существующие подходы к трактовке термина «профессионально-ориентированная иноязычная коммуникативная компетенция» и входящие в нее компоненты – субкомпетенции, включая методическую компетенцию. Уточнены определения анализируемых лингводидактических категорий для использования в процессе профессионально-направленной языковой подготовки студентов, будущих учителей иностранных языков, а также описан ряд приемов работы по формированию методической компетенции у студентов 2 курса лингводидактических профилей на практических языковых занятиях.
Выводы. Интеграция методических аспектов в содержание лингвистического образования на младших курсах способствует повышению качества профессиональной подготовки студентов – будущих преподавателей иностранного языка. Формирование методической компетенции у студентов лингводидактических профилей на практических занятиях по иностранному языку является необходимым условием качественной методической подготовки к будущей профессиональной деятельности

Об авторах

К. С. Архангельская

ФГБОУ ВО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

Email: ksarkhangelskaya@lunn.ru
ORCID iD: 0009-0008-8697-4477

Архангельская Ксения Станиславовна, старший преподаватель кафедры иностранных языков Института дистанционного обучения

Россия, 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а

Ю. В. Чичерина

ФГБОУ ВО Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова

Автор, ответственный за переписку.
Email: Chicherina@lunn.ru
ORCID iD: 0000-0002-7543-3623

Чичерина Юлия Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Института дистанционного обучения

Россия, 603155, Российская Федерация, г. Нижний Новгород, ул. Минина, 31а

Список литературы

  1. Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. М.: ИНЭК, 2007. С. 156-163.
  2. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. М.: Просвещение, 2002. 239 с.
  3. Безукладников К.Э., Новоселов М.Н., Крузе Б.А. Особенности формирования иноязычной профессио-нальной коммуникативной компетенции будущего учителя иностранного языка // Язык и культура. 2017. № 38. С. 152-170. https://doi.org/10.17223/19996195/38/11, https://elibrary.ru/zhufdj
  4. Мильруд Р.П. Теория обучения иностранным языкам. Английский язык. М.: Юрайт, 2022. 406 с.
  5. Гальскова Н.Д., Коряковцева Н.Ф., Гусейнова И.А. Современная лингводидактика. М.: КноРус, 2024. 216 с.
  6. Тарева Е.Г. Инновационный потенциал лингвообразовательных традиций: компетентностно ориентиро-ванный контроль // Иностранные языки в школе. 2015. № 6. С. 3-8. https://elibrary.ru/uasazv
  7. Матиенко А.В. Иноязычная профессиональная коммуникативная компетенция: определение понятия в логике формирования полилингвальной и поликультурной личности // Молодой ученый. 2016. № 10 (114). С. 1467-1471. https://elibrary.ru/waohjr
  8. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2017. 336 с. https://elibrary.ru/zuylqn
  9. Коряковцева Н.Ф., Гальскова Н.Д., Гусейнова И.А. Современное лингвистическое образование: перспек-тивы развития. М.: Моск. гос. лингвист. ун-т, 2018. 254 с. https://elibrary.ru/ykyvkh
  10. Корнеева Л.И., Лузганова А.А. Компоненты и содержание иноязычной профессиональной коммуникатив-ной компетентности лингвистов-переводчиков в области международных отношений // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Проблемы языкознания и педагогики. № 3. С. 115-125. https://doi.org/10.15593/2224-9389/2021.3.10, https://elibrary.ru/brezgi
  11. Акимова Н.В., Василевич А.П., Гальскова Н.Д. и др. Учимся и обучаем дистанционно. М.: Русайнс, 2024. 173 с.
  12. Сафонова В.С. Вузовский УМК по иностранному языку как инструмент диалога культур в глобализиро-ванном мире // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуни-кация. 2019. № 1. С. 38-50. https://elibrary.ru/yzfubf
  13. Сафонова В.В. Основополагающие принципы моделирования учебной литературы по теории и методике обучения межкультурному общению в высшей школе // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2018. № 2. С. 65-76. https://elibrary.ru/xmzwah

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».