Технология чат-ботов как средства формирования иноязычной грамматической компетенции при самостоятельном обучении
- Авторы: Авраменко А.П.1, Ахмедова А.С.1, Буланова Е.Р.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
- Выпуск: Том 28, № 2 (2023)
- Страницы: 386-394
- Раздел: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/297993
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-2-386-394
- ID: 297993
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность. Необходимость большей персонализации обучения является значимой особенностью обучения иностранному языку для взрослой аудитории. Эта потребность обусловлена индивидуальным опытом взрослых учащихся, более узкими запросами в обучении и ограниченностью временных ресурсов. Одним из способов построения индивидуальных траекторий является технология автоматизированного чат-бота, которая может быть реализована на базе мессенджера Telegram.Цель исследования – определить эффективность этого способа для развития грамматической компетенции взрослых учащихся.Материалы и методы. Использованы методы эксперимента со статистической обработкой количественных данных, а также анкетирования для сбора качественных данных. Материалом исследования явились ответы участников исследования, собранные в рамках вводного и выходного тестирования грамматических навыков при самостоятельном обучении.Результаты исследования. Бот был протестирован на группе из 29 учащихся уровня A2B1, которые показали в среднем 61,11 % правильных ответов на предварительном тесте. После трех недель использования бота средний процент правильных ответов на пост-тесте группы достиг 72,22 %. Результаты оказались статистически значимыми (p = 0,003) и подтвердили эффективность бота как инструмента улучшения грамматической компетенции.Выводы. Использование чат-бота показало свою эффективность для развития грамматической компетенции взрослых учащихся. Полученные данные могут служить основой для дальнейшей разработки подобных инструментов, направленных на развитие большего спектра умений и навыков – лексической компетенции, аудирования или чтения.
Об авторах
А. П. Авраменко
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Email: avram4ik@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-3004-2192
кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории преподавания иностранных языков
119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1А. С. Ахмедова
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Email: antebe@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0002-3024-8579
научный сотрудник кафедры теории преподавания иностранных языков
119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1Е. Р. Буланова
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова»
Автор, ответственный за переписку.
Email: perfectissima@gmail.com
ORCID iD: 0009-0009-8032-4008
научный сотрудник кафедры теории преподавания иностранных языков
119991, Российская Федерация, г. Москва, Ленинские горы, 1Список литературы
- Wang H., Wu H., He Zh., Huang L., Kenneth Ward Church. Progress in Machine Translation // Engineering. 2022. Vol. 18. Issue 11. P. 143-153. http://dx.doi.org/10.1016/j.eng.2021.03.023
- Gong Y., Chung Yu-An., Glass G.R. Ast: Audio spectrogram transformer // Proceedings Interspeech. 2021. P. 571-575. http://dx.doi.org/10.21437/Interspeech.2021-698
- Lohrenz T., Li Zh., Tim F. Multi-Encoder Learning and Stream Fusion for Transformer-Based End-to-End Automatic Speech Recognition // Proceedings Interspeech. 2021. P. 2846-2850. http://dx.doi.org/10.21437/Interspeech.2021-555
- Ristea N.C., Ionescu R.T., Khan F.S. SepTr: Separable Transformer for Audio Spectrogram Processing // arXiv preprint arXiv:2203.09581, 2022. 5 p. https://doi.org/10.48550/arXiv.2203.09581
- Сысоев П.В., Филатов Е.М. Чат-боты в обучении иностранному языку: преимущества и спорные вопросы // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 1. С. 6672. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-1-66-72, https://elibrary.ru/pxgztj
- Сысоев П.В. Технологии искусственного интеллекта в обучении иностранному языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 6-16. https://elibrary.ru/qfmzhw
- Харламенко И.В. Чат-боты в обучении английскому языку // Иностранные языки в школе. 2023. № 3. С. 55-59. https://elibrary.ru/lebneu
- Жеребцова Ю.А., Чижик А.В. Сравнение моделей векторного представления текстов в задаче создания чат-бота // Вестник НГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2020. Т. 18. № 3. С. 16-34. https://doi.org/10.25205/1818-7935-2020-18-3-16-34, https://elibrary.ru/guctcc
- Срини Джанарсанам. Практическое руководство по разработке чат -интерфейсов / пер. с англ. М. Райтман. М.: ДМК Пресс, 2019. 340 с. URL: https://www.litres.ru/get_pdf_trial/45670048.pdf
- Samoili S. et al. AI watch. Defining artificial intelligence. Towards an operational definition and taxonomy of artificial intelligence. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. 97 p. URL: https://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC118163/jrc118163_ai_watch._defining_artifici al_intelligence_1.pdf
- Алехин Р.Ю., Воронина И.Е. Анализ применимости нейросетей для разработки чат-ботов и диалоговых систем // Актуальные проблемы прикладной математики, информатики и механики: сб. тр. Междунар. науч. конф. Воронеж: Изд-во «Науч.-исследов. публикации», 2020. С. 499-501. https://elibrary.ru/hnogll
- Баранова Т.А., Воронцова Е.В., Гришина А.С. Опыт использования технологии чат-бот при обучении иноязычной лексике студентов младших курсов неязыковых специальностей (на примере СПбПУ) // Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам: сб. науч. ст. по итогам 7 Междун. науч.-практ. конф. Брянск: Изд-во БГИТУ, 2019. С. 266-271. https://elibrary.ru/hnqyuq
- Barthélemy F. et al. Natural language processing for public services. Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2022. 65 p. URL: https://joinup.ec.europa.eu/sites/default/files/inlinefiles/D02.01_Natural%20Language%20Processing%20for%20Public%20Services_4.pdf
- Топоркова О.В., Евтушенко О.А., Новоженина Е.В., Сычев О.А. Применение цифровых технологий при обучении английской грамматике в техническом вузе // Преподаватель XXI век. 2022. № 1-1. С. 150-158. https://doi.org/10.31862/2073-9613-2022-1-150-158, https://elibrary.ru/jhzuga
Дополнительные файлы
