Методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Раскрыты методологические основы построения модели формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества. Проведен анализ возможности применения в педагогические практики модельного подхода при разработке модели формирования патриотических чувств у подростков. На основе предлагаемого автором алгоритма предложены теоретические основы моделирования процесса формирования социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества в условиях учреждений дополнительного образования. Дана подробная характеристика компонентов предлагаемой модели: субъективного, методологического, содержательно-организационного и оценочного компонентов. На основе систематизации данных выделены когнитивные особенности подростков, учитывающие психологические особенности подросткового возраста, которые в дальнейшем будут приниматься в качестве основы в описании подростка как субъективного компонента модели социального воспитания. Особое внимание уделено необходимости использования методологического компонента построения модели, включающего в себя учет особенностей внешних влияний на воспитательный процесс и инновационность характера формирования патриотических чувств у подростков. В качестве основного способа воспитания патриотических чувств у подростков автором предложено использование проектного подхода путем создания среды проектной деятельности. Подробно описаны такие неотъемлемые составляющие модели, как когнитивная, мотивационно-ценностная, эмоциональная, конативная составляющие, а также формы и методы социального воспитания патриотических чувств у подростков средствами народного творчества. В завершение подчеркнута важность проведения оценки уровня сформированности патриотического сознания. Результатом внедрения модели автор видит решение ряда сформировавшихся в обществе проблем формирования патриотических чувств у подростков посредством народного творчества.

Об авторах

Т. Э. Мангер

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: mangerins@mail.ru

Ю. В. Васильева

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина»

Email: juliavav@rambler.ru

Список литературы

  1. Непрокина И.В. Метод моделирования как основа педагогического исследования // Теория и практика общественного развития. 2013. № 7. С. 61-64.
  2. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983. 608 с.
  3. Землянская Е.Н. Моделирование как метод педагогического исследования // Преподаватель XXI век. 2013. № 3-1. С. 35-43.
  4. Найданова Ю.В. Подготовка педагогов к воспитанию мобильности подростков в системе дополнительного профессионального образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск, 2017. 27 с.
  5. Штофф В.А. Моделирование и философия. Москва; Ленинград: Наука, 1966. 302 с.
  6. Окулов С.М., Сизихина О.В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2009. № 4-1. С. 135-138.
  7. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 526 с.
  8. Крайг Г., Бокум Д.П. Психология развития. 9-е изд. СПб.: Питер, 2005. 940 с.
  9. Ешев М. Российский патриотизм как основа национальной идентичности // Власть. 2013. № 6. С. 116-118.
  10. Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Вестник РМАТ. 2016. № 1. С. 38-43.
  11. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1989. 488 с.
  12. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / гл. ред. А.В. Запорожец. М.: Педагогика, 1982-1984. Т. 4.
  13. Леонтьев А.Н. Категория деятельности в современной психологии // Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. М., 1983. Т. 2. С. 243-246.
  14. Сластенин В.А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании // Сибирский педагогический журнал. 2006. № 5. С. 17-30.
  15. Аксенова Г.И. Субъектно-деятельностный подход к профессиональному образованию курсантов // Прикладная юридическая психология. 2008. № 1. С. 26-33.
  16. Вершинина Л.В. Аксиологическое пространство образования: ценностное сознание учителя. Самара: СГПУ, 2003. 150 с.
  17. Равкин З.И. Развитие образования в России: новые ценностные ориентиры (концепция исследования: аксиологический аспект) // Педагогика. 1995. № 5. С. 87-90.
  18. Кирьякова А.В. Теория ориентации личности в мире ценностей. Оренбург: Изд-во ОГПИ, 1996. 188 с.
  19. Яковлев Е.В. Реализация аксиологического подхода в педагогическом исследовании // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2012. № 4. С. 26-29.
  20. Стратегии воспитания в образовательной системе России / под общ. ред. И.А. Зимней. Изд. 2-е доп. и перераб. М., 2004. 480 с.
  21. Иванов М.Г. Системно-ролевой подход к социальному воспитанию студентов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 10 (66). С. 212-216.
  22. Васильева Ю.В. Особенности воспитания патриотизма у подростков // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. Тамбов, 2018. Т. 23, № 172. С. 102-110. doi: 10.20310/1810-0201-2018-23-172-102-110.
  23. Бузаров К.И. Комплексный подход как методологический принцип построения воспитательной системы школы (теоретический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: педагогика и психология. 2012. № 2. С. 32-36.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».