Межпрограммная преемственность в системе духовно-нравственного воспитания: педагогическая логика возрастного развития
- Авторы: Санников М.А.1
-
Учреждения:
- АНО ДПО «Институт развития образования им. К.Д. Ушинского»
- Выпуск: Том 30, № 4 (2025)
- Страницы: 917-933
- Раздел: ПЕДАГОГИКА СРЕДНЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
- URL: https://journal-vniispk.ru/1810-0201/article/view/328015
- DOI: https://doi.org/10.20310/1810-0201-2025-30-4-917-933
- ID: 328015
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена проблемой фрагментарности и отсутствия преемственности в программах духовно-нравственного воспитания, особенно в воскресных школах, что снижает их эффективность. Существует дефицит исследований, сочетающих теоретическое обоснование с практическим инструментарием и эмпирической проверкой.Материалы и методы. Исследование проводилось в формате лонгитюда («до-после») в течение двух учебных лет. В нем участвовали 384 воспитанника воскресных школ Удмуртской Республики (6–16 лет), распределённые в экспериментальную и контрольную группы. Оценка эффективности четырёх авторских программ проводилась по четырём критериям (когнитивный, эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, поведенческий) с использованием валидизированного диагностического инструментария (тесты, наблюдение, экспертные оценки). Для анализа данных применялись методы математической статистики (критерий χ², t-тест Стьюдента).Результаты исследования. Выявлена статистически значимая положительная динамика по всем критериям в экспериментальной группе (p <0.01) при отсутствии таковой в контрольной. Наиболее выраженный рост наблюдался в мотивационно-ценностной (до 48.9%) и поведенческой (до 54.4%) сферах у подростков 12–14 лет. Результаты подтверждают, что реализация модели межпрограммной преемственности обеспечивает поступательное развитие ценностного сознания и закрепление нравственно ориентированного поведения как личностной черты.Выводы. Разработанная модель межпрограммной преемственности является эффективным механизмом обеспечения целостного духовно-нравственного развития. Практическая значимость работы заключается в возможности применения модели и диагностического инструментария для планирования воспитательной работы и подготовки педагогов. Перспективы дальнейших исследований связаны с адаптацией модели для светских образовательных контекстов и расширением географии выборки.
Об авторах
М. А. Санников
АНО ДПО «Институт развития образования им. К.Д. Ушинского»
Автор, ответственный за переписку.
Email: rector@ushinsky-iro.ru
ORCID iD: 0000-0001-6155-0581
SPIN-код: 9905-7120
иерей, ректор
Россия, 426052, Российская Федерация, г. Ижевск, ул. Балезинская, 80Список литературы
- Слободчиков В.И., Остапенко А.А. Воспитание человеческого в человеке... Механический конструктор или органическая система? // Народное образование. 2021. № 6 (1489). С. 26-39. https://elibrary.ru/cjeygd
- Абрамов С.И. Духовно-нравственное воспитание личности в условиях летнего детского лагеря: из опыта педагогической деятельности студентов кафедры педагогики ПСТГУ // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2022. № 66. С. 56-66. https://doi.org/10.15382/sturIV202266.56-66, https://elibrary.ru/usjutk
- Попова Н.А. Школа – центр преемственности по духовно-нравственному воспитанию дошкольной и начальной ступени образования на основе православной культуры // Межрегиональные Пименовские чтения. 2020. № 17. С. 365-369. https://elibrary.ru/oqbgrn
- Zhiyenbayeva N.B., Abdrakhmanova R.B., Abdrakhmanov A.E. et al. Experimental study of students’ spiritual-moral development. Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 465-469. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.04.149
- Назаренко-Матвеева Т.М., Нечаев М.П., Орешкина А.К. Матрица ценностей как инструмент управления духовно-нравственным развитием и воспитанием обучающихся // Вестник РМАТ. 2023. № 4. С. 55-64. https://elibrary.ru/jsedek
- Коковина Л.Н., Марченко Л.А. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в православной воскресной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2024. № 85-4. С. 185-188. https://elibrary.ru/zdzyoo
- Сапожникова А.Г. Основы построения модели духовно-нравственного воспитания младших школьников в Забайкальской православной гимназии // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2023. Т. 28. № 5. С. 1111-1120. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2023-28-3-1111-1120, https://elibrary.ru/dootun
- Дивногорцева С.Ю. Ценности как ядро духовно-нравственного воспитания личности: от исследований в педагогике до нормативной документации и практики реализации // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2024. № 74. С. 52-64. https://doi.org/10.15382/sturIV202474.52-64, https://elibrary.ru/odrcsc
- Petrova-Gjorgjeva E. Democratic society and moral education // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2010. Vol. 2. № 2. P. 5635-5640. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2010.03.919
- Бездухов В.П., Носков И.А. О смысле и цели воспитания // Мир образования – образование в мире. 2021. № 4 (84). С. 62-72. https://doi.org/10.51944/2073-8536_2021_4_62, https://elibrary.ru/epprhk
- Колмогорова Л.С. Диагностика психологической культуры школьников. Москва, 2002. 360 с.
- Котляков В.Ю. Методика «Система жизненных смыслов» // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 2-1 (54). С. 148-153. https://elibrary.ru/qbfavv
- Люшер М. Цветовой тест Люшера. Москва: Эксмо, 2004. 190 с. https://elibrary.ru/qxjojn
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург, 2011. 784 с. https://elibrary.ru/uymwzb
- Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. Москва: Фолиум, 1993. 64 с.
- Психологические тесты: в 2 т. / под ред. А.А. Карелина. Москва, 2007. Т. 1. 311 с.
- Андреев В.И. Педагогика. Казань, 2012. 608 с.
- Щуркова Н.Е. Педагогическая технология. Москва, 2002. 224 с.
- Волков А.А., Маслова Т.Ф., Джегутанова Н.И. Факторы формирования духовно-нравственных ценностей старших подростков // Гуманизация образования. 2024. № 2. С. 91-104. https://doi.org/10.24412/2541-8734-2024-2-91-104, https://elibrary.ru/lewkis
- Tan B.P., Naidu N.B.M., Osman Z.J. Moral values and good citizens in a multi-ethnic society: A content analysis of moral education textbooks in Malaysia // The Journal of Social Studies Research. 2018. Vol. 42. № 2. P. 119-134. https://doi.org/10.1016/j.jssr.2017.05.004
- Croitoru I., Munteanu H. The moral-religious education – a support of self-conscience training // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 2155-2163. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.536
- Мантрова М.С. К вопросу духовно-нравственного воспитания младших школьников // Карельский научный журнал. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 51-54. https://doi.org/10.26140/knz4-2020-0903-0012, https://elibrary.ru/vpsxzg
- Gleeson J., O’Flaherty J. The teacher as moral educator: Comparative study of secondary teachers in Catholic schools in Australia and Ireland // Teaching and Teacher Education. 2016. Vol. 55. P. 45-56. https://doi.org/10.1016/j.tate.2015.12.002
- Шелудяков П.Е. Сущность и проблемы духовно-нравственного воспитания в практике работы православного педагога // Вестник Пензенской духовной семинарии. 2024. № 4 (34). С. 67-75. https://elibrary.ru/trehpw
- Перминова Л.М. Логико-дидактические и психолого-педагогические основания преемственности в системе непрерывного образования // Ценности и смыслы. 2020. № 2 (66). С. 99-117. https://doi.org/10.24411/2071-6427-2020-10017, https://elibrary.ru/sgcuej
- Склярова Н.Ю., Бродовская Е.В. Традиционные российские духовно-нравственные ценности в системе жизненных приоритетов молодежи, получающей педагогическое образование в Российской Федерации // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023. Т. 13. № 5. С. 6-16. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-5-6-16, https://elibrary.ru/fwmrga
- Kostyukova T.A., Petrova G.I., Sklyarova T.V., Simakova T.P. Self-determination of youth and traditional moral values: The role of Russian literature // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 200. P. 261-266. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2015.08.062
Дополнительные файлы
