Перспективы использования солнечных электростанций в Центральной Азии в условиях энергоперехода
- Авторы: Крицкий Д.В.1, Щедров И.Ю.2
-
Учреждения:
- Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
- Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
- Выпуск: Том 28, № 2 (2024)
- Страницы: 329-351
- Раздел: Статьи
- URL: https://journal-vniispk.ru/1813-8691/article/view/271526
- DOI: https://doi.org/10.17323/1813-8691-2024-28-2-329-351
- ID: 271526
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Страны Центральной Азии все чаще сталкиваются с дефицитом электроэнергии, в то время как энергетическая инфраструктура не способна удовлетворить потребности постоянно растущего населения региона. Структура генерации электроэнергии в странах региона различается – Туркменистан и Узбекистан полагаются на выработку энергии на газовых ТЭС, Казахстан – на угольные ТЭС, Таджикистан и Кыргызстан – на ГЭС. Выработка электроэнергии хоть и увеличивается, но полностью не удовлетворяет потребности населения стран региона, которое с момента обретения независимости выросло в 1,5 раза. Износ материальной инфраструктуры, политика тарифного ценообразования и объективные социально-экономические факторы становятся причиной системных энергетических кризисов, а дефицит энергии, согласно прогнозам, будет только возрастать. Мировая практика показывает, что возможным решением проблем в энергетическом секторе является использование ВИЭ. Сегодня уровень выработки энергии из СЭС не превышает 1%, хотя правительства стран признают важность этого источника для обеспечения энергетической безопасности страны, а регион обладает хорошими показателями инсоляции. В этой связи вопрос разработки ВИЭ, и в особенности СЭС, приобретает все большую актуальность.
Целью настоящего исследования является анализ ключевых ограничений и перспектив развития солнечной энергетики в странах Центральной Азии. Для определения характера развития этой сферы авторы проводят сравнительный анализ ситуации в экономике, энергетических секторах, нормативно-правовой базе стран региона. Были определены ключевые экзогенные факторы, влияющие на скорость осуществления проектов строительства солнечных электростанций, в частности, среди которых – политика крупных стран и международных финансовых организаций. По итогам анализа финансовых, технических и регуляторных ограничений были составлены рекомендации, которые могут поспособствовать развитию сферы.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Регион Центральной Азии богат обширными природными ресурсами. Казахстан обладает значительными запасами угля в размере 31,3 млрд тонн, а запасы нефти оцениваются в 30 млрд баррелей [Shadrina, 2019]. Запасы природного газа в Туркменистане составляют 7,5 трлн кубометров. Кыргызстан и Таджикистан обладают значительным гидроэнергетическим потенциалом [Laldjebaev, Isaev, Saukhimov, 2021]. В то же время проблема обеспечения энергетической безопасности не теряет своей актуальности – страны не справляются с задачей по обеспечению устойчивого доступа к электроэнергии, особенно в сельских и отдаленных районах, а энергораспределительная инфраструктура не способна покрыть растущий спрос. Так, в январе 2022 г. перебои в поставке электроэнергии в Казахстане, Кыргызстане и Узбекистане стали причиной блэкаутов[1]. Проблема усугубляется с активным ростом населения – за 30 лет численность населения выросла с 51,9 до 78,6 млн[2]. При этом страны сталкиваются с трансформацией структуры потребления. Так, в Узбекистане с 2016 до 2022 гг. доля населения в структуре электропотребления выросла с 26,4 до 28,9% соответственно [Притчин, 2023]. Согласно прогнозу Азиатского банка развития, c 2020 по 2030 гг. эти факторы могут привести к росту спроса на электроэнергию в Казахстане на 57%, в Кыргызстане на 70%, в Таджикистане на 46%, в Туркменистане на 218%, в Узбекистане на 125%[3].
Мировая практика показывает, что проблему доступности электроэнергии можно решить с использованием возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а вопрос эффективности зеленой энергетики для решения проблем энергетической безопасности стоит на повестке научных и экспертных дискуссий [Valentine, 2011]. Использование альтернативных источников особенно актуально в энергоизолированных регионах, а также является необходимым условием для ответов на климатические вызовы, вызванные неконтролируемым развитием промышленного производства.
С учетом природно-климатических факторов, а именно, высокого уровня инсоляции в южном Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане и Туркменистане, перспективу представляет использование солнечных электростанций (СЭС). Кроме того, данный тип выработки обладает конкурентными преимуществами в сравнении с другими ВИЭ. Выделим следующие: короткие сроки реализации проектов, сравнительно низкая конечная стоимость электроэнергии для потребителей, низкие амортизационные издержки.
Помимо экономических императивов, реализация проектов в области ВИЭ имеет и политическое измерение. Повышенное внимание к проблемам устойчивого развития в рамках «зеленой повестки» со стороны мировой общественности является долгосрочным трендом. Для стран Центральной Азии, стремящихся проводить многовекторную политику, программы в области зеленой энергетики могут являться инструментом повышения имиджа на международной арене.
В то же время страны Центральной Азии демонстрируют медленные темпы трансформации структуры энергетического баланса. Если доля солнечных фотоэлектрических систем в общемировой выработке электричества составляет примерно 4,5%, в Казахстане показатель составляет 1%[4], а в остальных странах СЭС они практически не используются. Ввиду данных обстоятельств авторы статьи фокусируются на исследовании развития СЭС в регионе и стимулов, которые могут способствовать их развитию.
Энергетический сектор Центральной Азии: баланс и структура
В 2017–2022 гг. в большинстве рассматриваемых стран абсолютные показатели производства электроэнергии превосходят их потребление (кроме Кыргызстана в 2021–2022 гг. и Казахстана в 2022 г.). В то же время в ряде стран наблюдаются негативные тенденции превышения темпов роста уровня потребления над уровнем производства электроэнергии. C 2017 по 2022 гг. в Кыргызстане средний рост производства за период составил –2%, в то время как средний рост потребления составил 4,24%, в Казахстане аналогичные показатели составили 2% и 2,9% соответственно (см. табл. 1 и 2), что к 2021 и 2022 гг. соответственно привело к дефициту электроэнергии в данных странах. В Узбекистане в отдаленной перспективе также возможен дефицитный баланс (за 2020–2022 гг. средний рост производства в Узбекистане составил 5,33%, а потребления – 5,79%). Также отметим, что пиковое потребление, как правило, приходится на зимний и иногда на летний период, ввиду чего в отдельные сезоны дефицит электроэнергии может привести к «блэкауту», несмотря на профицитный баланс в годовом выражении[5].
Таблица 1. Производство электроэнергии в странах Центральной Азии за 2017–2021 гг., млрд кВт/ч
| 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. |
Кыргызстан | 15,34 | 15,65 | 15,01 | 15,34 | 15,14 | 13,80 |
Таджикистан | 17,9 | 19,5 | 20,5 | 19,6 | 20,4 | 21,2 |
Туркменистан | 22,8 | 24,2 | 25,7 | 26,6 | 27,9 | – |
Узбекистан | 60,7 | 62,82 | 63,57 | 66,42 | 70,3 | 74,3 |
Казахстан | 102,4 | 106,8 | 106 | 108,1 | 114,4 | 112,86 |
Источник: Электроэнергетика государств-участников СНГ за 2012–2022 гг. // Исполнительный комитет Электроэнергетического Совета СНГ. С. 4. (http://energo-cis.ru/wyswyg/file/Gertzen/СБОРНИК% 202012-2022_merged%20(1).pdf); для Республики Туркменистан: Производство электроэнергии // База данных «Статистика СНГ». (http://www.cisstat.info/1base/frame01.htm)
Таблица 2. Потребление электроэнергии в странах Центральной Азии за 2017–2021 гг., млрд кВт/ч
| 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. | 2021 г. | 2022 г. |
Кыргызстан | 13,01 | 14,9 | 15,04 | 15,37 | 16,27 | 15,90 |
Таджикистан | 16,6 | 17,2 | 17,6 | 18,1 | 18 | 18,7 |
Туркменистан | – | – | – | – | – | – |
Узбекистан | 54,67 | 57,25 | 52,72 | 56 | 60,48 | 62,4 |
Казахстан | 97,9 | 103,2 | 105,2 | 107,4 | 113,9 | 112,94 |
Примечание: по Республике Туркменистан данные отсутствуют.
Источник: Электроэнергетика государств-участников СНГ за 2012–2022 гг. // Исполнительный комитет Электроэнергетического Совета СНГ. С. 13. (http://energo-cis.ru/wyswyg/file/Gertzen/СБОРНИК% 202012-2022_merged%20(1).pdf)
В Кыргызстане на ГЭС приходится порядка 89,9% в выработке электроэнергии, остальные 10,1% приходится на угольные ТЭС. В Таджикистане на ГЭС приходится порядка 91,23%, 5,78% приходится на угольные ТЭС и 2,99% на газовые ТЭС (рис. 1). При этом процент освоения потенциала водных ресурсов Кыргызской республики составляет лишь 10% (текущий объем – 14,29 млрд кВт/ч при потенциале 142 млрд кВт/ч)[6]. Схожая ситуация наблюдается и в Таджикистане. Таджикистан обладает большими, чем Кыргызстан запасами гидроэнергетических ресурсов, на 2023 г. они оцениваются в 527 млрд кВт/ч, из которых технически возможными к использованию остаются 317 млрд, а экономически целесообразными к строительству – 172 млрд кВт/ч[7].
Рис. 1. Структура выработки электроэнергии в Таджикистане, 2021 г., %
Источник: Yearly electricity data. Ember. (https://ember-climate.org/data-catalogue/yearly-electricity-data/)
Узбекистан, как и Туркменистан богат газовыми месторождениями, во многом данное обстоятельство способствовало превалированию наличия газовых ТЭС в структуре выработки электроэнергии Узбекистана – 74,27%. На долю угольных ТЭС в Узбекистане приходится 15,41%, 8,45% на ГЭС и 1,88% на остальные виды (рис. 2).
Рис. 2. Структура выработки электроэнергии в Узбекистане, 2021 г., %
Источник: Yearly electricity data. Ember. (https://ember-climate.org/data-catalogue/yearly-electricity-data/)
Среди всех республик Центральной Азии самая «грязная» структура выработки электроэнергии у Казахстана. 60,05% приходится на угольные ТЭС, 28,52% на газовые ТЭС, 8,07% на ГЭС, 2,02% на ВЭС и 1,25% на СЭС (рис. 3). Порядка 88% выбросов СО2 приходятся на угольные ТЭС. В то же время Казахстан показывает самый высокий уровень развития ВИЭ и СЭС. В структуре выработки самая высокая доля газовых ТЭС приходится на Туркменистан – 100%.
Рис. 3. Структура выработки электроэнергии в Казахстане, 2022 г., %
Источник: Yearly electricity data. Ember. (https://ember-climate.org/data-catalogue/yearly-electricity-data/)
Рис. 4. Структура выработки электроэнергии в Кыргызстане, 2022 г., %
Источник: Yearly electricity data. Ember. (https://ember-climate.org/data-catalogue/yearly-electricity-data/)
Важной особенностью энергетического перехода в Центральной Азии является низкая доля солнечной энергетики и в то же время преобладающая доля гидроэнергетики среди всех ВИЭ. В Казахстане доля гидроэнергетики в выработке энергии из ВИЭ составляет 77%, тогда как в остальных странах этот показатель приближается к 100% (рис. 5–8). Такое соотношение связано с тем, что в условиях высокого гидроэнергетического потенциала, в особенности в Кыргызстане и Таджикистане, солнечная энергетика рассматривалась как второстепенная отрасль в энергетическом секторе.
Рис. 5. Динамика выработки энергии из возобновляемых источников (Казахстан), ГВт/ч
Источник: IRENA. (2023) Renewable Capacity Statistics 2023. IRENA. The International Renewable Energy Agency (https://www.irena.org/Publications/2023/Mar/Renewable-capacity-statistics-2023)
Рис. 6. Динамика выработки энергии из возобновляемых источников (Кыргызстан), ГВт/ч
Источник: IRENA. (2023) Renewable Capacity Statistics 2023. IRENA. The International Renewable Energy Agency (https://www.irena.org/Publications/2023/Mar/Renewable-capacity-statistics-2023)
Рис. 7. Динамика выработки энергии из возобновляемых источников (Таджикистан), ГВт/ч
Источник: IRENA. (2023) Renewable Capacity Statistics 2023. IRENA. The International Renewable Energy Agency (https://www.irena.org/Publications/2023/Mar/Renewable-capacity-statistics-2023)
Рис. 8. Динамика выработки энергии из возобновляемых источников (Узбекистан), ГВт/ч
Источник: IRENA. (2023) Renewable Capacity Statistics 2023. IRENA. The International Renewable Energy Agency (https://www.irena.org/Publications/2023/Mar/Renewable-capacity-statistics-2023)
Выработка на СЭС в Казахстане показывает устойчивые темпы роста. Если в 2018 г. уровень выработки составлял 0,14 ТВт/ч, то в 2022 г. этот показатель достиг отметки в 1,41 ТВт/ч (рис. 9).
Рис. 9. Выработка на СЭС Казахстана, ТВт/ч
Источник: Yearly electricity data. Ember. (https://ember-climate.org/data-catalogue/yearly-electricity-data/)
СЭС как инструмент обеспечения энергобезопасности
Государства Центральной Азии, за исключением Туркменистана, обладающего крупнейшими в регионе запасами газа, систематически сталкиваются с энергетическими кризисами. Случаи массовых блэкаутов, веерных отключений связаны с тем, что энергогенерирующая инфраструктура, доставшаяся странам региона по наследству от СССР, не способна удовлетворить потребности постоянно растущего населения [Притчин, 2023]. Изношенность инфраструктуры и отсутствие серьезных инвестиций в модернизацию энергетического сектора, вызванное политикой тарифного ценообразования, предполагает, что разрыв между способностью энергетического сектора и потребностью в электроэнергии будет возрастать. В то же время возможности импорта ограничены географическими и социально-экономическими факторами – соседние регионы сталкиваются со схожими проблемами развития. В Таджикистане и Кыргызстане наличие значительного гидроэнергетического потенциала не помогает справиться с энергетическим дефицитом. Для стран характерна проблема сезонности выработки – дефицит наблюдается в осенне-зимний период, а в весенне-летний период рынок сбыта ограничен. Таджикистан в зимний период испытывает дефицит в 2,2–2,5 млрд кВт/ч и вынужден вводить ограничения по поставкам, которые сильно отражаются на сельском населении[8]. Так, в январе 2023 г. на фоне резкого похолодания в Таджикистане национальный энергетический холдинг «Барки точик» ввел лимит на потребление электроэнергии[9]. В январе недостаток электроэнергии в Узбекистане составил 3,1 млрд кВт/ч[10]. По оценке ряда экспертов, к 2025 г. дефицит электроэнергии в Кыргызстане будет обходиться бюджету в 150 млн долл.[11] Проблема будет усугубляться по мере роста населения и повышения спроса со стороны промышленности. Население Центральной Азии уже превышает 77 млн человек и продолжает расти на 2% ежегодно. При этом среднегодовой темп экономического роста стран Центральной Азии за последние 20 лет составил 6,2%[12]. Ожидается, что потребление электроэнергии в Узбекистане со стороны населения будет ежегодно расти на 5–5,3% до 2035 г., что предполагает необходимость увеличения мощности на 70–80% от текущего уровня. В прогнозном балансе Министерства энергетики Казахстана указывается, что дефицит электроэнергии к 2029 г. увеличится до 5,47 млрд кВт/ч в год[13].
Данные прогнозы подтверждаются и низким уровнем производства электроэнергии на душу населения в большинстве стран региона (в сравнении с РФ, ОЭСР и БРИКС). Так, за период 2017–2020 гг. наименьшее значение показателя приходится на Узбекистан (от 1878 до 1940 кВт/ч), незначительно выше находятся значения Таджикистана и Кыргызстана (от 2053 до 2491 кВт/ч соответственно, с тенденцией к снижению у Кыргызстана). При этом только у Туркменистана уровень сопоставим со средним значением стран БРИКС и даже незначительно превосходит его (3640 против 3487 кВт/ч соответственно). Производство на душу населения в Казахстане кратно превосходит значения стран региона и частично сопоставимо с показателем у РФ (5792 и 7440 кВт/ч соответственно) (см. табл. 3).
Таблица 3. Производство электроэнергии на душу населения, кВт/ч
| 2017 г. | 2018 г. | 2019 г. | 2020 г. |
Кыргызстан | 2491 | 2487 | 2341 | 2338 |
Таджикистан | 2053 | 2187 | 2243 | 2101 |
Туркменистан | 3123 | 3315 | 3520 | 3640 |
Узбекистан | 1878 | 1895 | 1892 | 1940 |
Казахстан | 5717 | 5869 | 5751 | 5792 |
Россия | 7452 | 7594 | 7641 | 7440 |
ОЭСР | 8246 | 8414 | 8191 | 7944 |
БРИКС | 3158 | 3355 | 3453 | 3487 |
Источник: Промышленность в странах СНГ и отдельных странах мира 2017–2020. Краткий статистический сборник // Межгосударственный статистический комитет содружества независимых государств. С. 53. (https://cisstat.info/rus/prom_CIS2021.pdf)
Планы правительств предполагают устранение дефицита за счет использования возобновляемой энергии. Одним из вариантов станет создание децентрализованной энергораспределительной сети, способной обеспечивать доступ к электроэнергии в отдаленных районах страны. В области промышленного производства использование СЭС может смягчить эффект от сезонности выработки гидроэнергетики, таким образом снизив диспропорции в доступе к электроэнергии. В Стратегии «Узбекистан – 2030» утверждается, что необходимым условием для удвоения объема экономики и вхождения в ряд государств с доходами выше среднего является обеспечение энергетическими ресурсами. Кроме того, в документе поставлена цель повысить долю потребления энергии из ВИЭ до 40%. Таким образом, общая выработка энергии из возобновляемых источников должна составить 25 ГВт[14], а общее производство электроэнергии на душу населения увеличиться до 2665 кВт/ч, согласно «концепции обеспечения Республики Узбекистан электрической энергии до 2030 г.»[15]. В Стратегии развития Казахстана до 2050 г. указывается, что проблемы обеспечения энергетической безопасности входят в число десяти глобальных вызовов XXI в. Правительство страны планирует, что к 2050 г. на альтернативные и возобновляемые виды энергии должно приходится не менее 50% совокупного энергопотребления[16]. Менее амбициозные планы озвучивает правительство Кыргызстана. Так, в Национальной стратегии развития Кыргызской Республики на 2018–2040 гг. отмечается, что доля экологически чистых источников энергии составит не менее 10% в энергобалансе страны[17]. В Национальной стратегии развития Таджикистана до 2030 г. обеспечение энергетической безопасности и эффективное использование электроэнергии является ключевым условием для достижения высшей цели развития – повышения уровня жизни населения страны[18]. В документе большое внимание уделяется гидроэнергетике, при этом не определяются целевые показатели в области ВИЭ. Отмечается, что в топливно-энергетическом секторе существует проблема слабой вовлеченности в хозяйственный оборот энергии солнца, ветра и биомассы[19].
Важнейшим благоприятным условием для развития СЭС на территории стран Центральной Азии являются географические факторы и климатические условия [Kiseleva, Kolomiets, Popel, 2015]. Так, в Казахстане продолжительность солнечного света составляет 2200–3000 часов в год[20]. По этому показателю страна опережает большинство европейских и азиатских стран. В летние месяцы южная часть Казахстана получает прямую солнечную радиацию в течение большей части дневного света, что составляет 83–96% от максимально возможного значения. Потенциал развития солнечной энергетики оценивается в 2,5 млрд кВтч/год[21]. На сайте МИД Таджикистана указывается, что использование солнечной энергии может удовлетворить 10–20% спроса на энергоносители в республике[22]. Международное энергетическое агентство оценивает технический потенциал солнечной энергетики в Узбекистане в 7411 ПДж, что в четыре раза больше текущего уровня потребления первичной энергии в стране[23]. Согласно данным Всемирного банка, средневзвешенный теоретический потенциал солнечной энергии в Кыргызстане составляет 4,114 кВтч/м2, в Таджикистане – 4,513 кВтч/м2, в Туркменистане – 4,722 кВтч/м2, в Казахстане – 3,823 кВтч/м2, в Узбекистане – 4,513 кВтч/м2 24.
Инструменты развития СЭС и ВИЭ в Центральной Азии: возможности и ограничения
Важной частью перспектив развития СЭС в Центральной Азии является экономическая рентабельность. В данное понятие можно включить как конечную стоимость электроэнергии, выработанной СЭС, так и сроки окупаемости проектов строительства СЭС для бизнеса, возможности масштабирования, стоимость обслуживания и т.д. Учитывая, что механизм реализации электроэнергии через централизованные торги электрической энергии (рыночный механизм) в регионе есть только у Казахстана, авторами в качестве примера для анализа были взяты значения торгов именно в этой стране. Во всех остальных странах (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан) ценообразование на электроэнергию формируется на тарифной основе, согласно отдельным нормативным актам этих республик. Так, в Кыргызстане установлен единый тариф, а в Узбекистане и Таджикистане ценообразование зависит от категории потребителя (см. табл. 4 и 5). Наиболее низкие цены в регионе установлены для бытовых потребителей в Узбекистане (1,3 ц/кВт/ч), что является значительным риском для финансирования отрасли, учитывая рост доли населения в потреблении электроэнергии. Кыргызский единый тариф сопоставим с закупочными и аукционными ценами на электроэнергию в Казахстане (2,7–7,5 ц/кВт/ч), а обновленный тариф для населения в Таджикистане является наиболее высоким в номинальном выражении (9,1 ц/кВт/ч). Учитывая нерыночный характер ценообразования, отсутствие открытых данных по закупочным ценам с крупных электростанций, а также отсутствие крупных реализованных проектов СЭС, анализ экономической рентабельности СЭС в Таджикистане и Узбекистане представляется труднодостижимым.
Таблица 4. Тарифы на электроэнергию в Кыргызстане и Таджикистане в 2023 г.
Тариф (Потребитель) | Цена нац.в/кВт/ч (ц/кВт/ч) |
Кыргызстан (единый тариф) | 3,40 (3,8) |
Таджикистан (население) | 0,26 (9,1) |
Источники. Приказ об установлении единого тарифа на электрическую энергию, вырабатываемую установками с использованием возобновляемых источников энергии // Департамент по регулированию топливно-энергетического комплекса при Министерстве энергетики Кыргызской республики. 23 января 2023. (https://regultek.gov.kg/media/documents/Приказ_ЕДИНЫЙ_ТАРИФ_МГЭС.pdf); Постановление Правительства Республики Таджикистан от 29 ноября 2023 г. № 546 «О тарифах на электрическую и тепловую энергию» // online.zakon.kz (https://online.zakon.kz/Document/ ?doc_id=34992866&pos=4;-106#pos=4;-106)
Таблица 5. Тарифы на электроэнергию в Узбекистане в 2023 г.
Потребитель | Цены на электроэнергию с 1 октября 2023 г.(с учетом НДС), нац.в/кВт/ч (ц/кВт/ч) |
Электроэнергия для I–IV групп потребителей | |
I и II группы потребителей: а) для финансируемой из государственного бюджета части электроэнергии, потребляемой АО «Алмалыкский горно-металлургический комбинат», АО «Навоийский горно-металлургический комбинат», АО «Узбекистанский металлургический комбинат» и входящими в его состав производственными предприятиями, бюджетными организациями, а также насосными станциями б) для остальных потребителей |
1000 (8,7) 900 (7,2) |
III группа потребителей, включая население: |
|
для бытовых потребителей, проживающих в многоквартирных домах и общежитиях, оборудованных электроплитами централизованно для приготовления пищи | 147,5 (1,3) |
для остальных потребителей | 295 (2,5) |
IV группа потребителей | 900 (7,2) |
Источник: Elektr Energiyasi Tariflari (Тарифы на электроэнергию) // Министерство энергетики Республики Узбекистан. (https://minenergy.uz/uz/lists/view/150)
На 2021 г. в Казахстане цена для населения электроэнергии, выработанной СЭС, являлась наиболее низкой среди всех видов ВИЭ. Она составила 12,87 тг/кВт/ч или 3 ц/кВт/ч (см. табл. 6). В свою очередь, цены на электроэнергию, выработанную ВЭС, были выше на 9,4%, на малых ГЭС – на 16,6%, и на биогазе – на 249%. Цены на электроэнергию, выработанную СЭС, сопоставимы с крупными электростанциями, а зачастую являются и более низкими – в качестве примера можно привести Экибастузскую ГРЭС-2 – 11,2 тг/кВтч (см. табл. 7).
Таблица 6. Аукционные цены на энергию из возобновляемых источников в 2021–2022 гг.
Тип ВИЭ | Минимальная цена, тг/кВт/ч (ц/кВт/ч) | |
2021 г. | 2022 г. | |
СЭС | 12,87 (3,0) | 16,95 (3,7) |
ВЭС | 14,08 (3,3) | 12,39 (2,7) |
Малые ГЭС | 15,00 (3,5) | 15,20 (3,3) |
Биогаз | 32,14 (7,5) | 32,15 (7,0) |
Источник: КОРЭМ. Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности (https://www.korem.kz/?ysclid=lq738ndi9h299351727)
Таблица 7. Закупочные цены с крупных электростанций в 2023 г.
Поставщик | Цена, тг/кВт/ч |
Экибастузская ГРЭС-2 | 11,2 |
АО «Алматинские электрические станции» (ТЭЦ-1,2,3, Капшагайская ГЭС, Каскад ГЭС) | 14,02 |
АО «Риддер ТЭЦ» | 18,17 |
ТОО «МАЭК-Казатомпром» г. Мангистау | 18,68 |
ГКП «Тепрокоммунэнерго» г. Семея | 19,25 |
Источник: КОРЭМ. Казахстанский оператор рынка электрической энергии и мощности (https://www.korem.kz/?ysclid=lq738ndi9h299351727)
Стоит отметить, что в дальнейшем при развитии и распространении технологий ВИЭ, СЭС, введении в строй новых мощностей и при сокращении дефицита электроэнергии на рынке в рамках реализации плана «Стратегия Казахстан – 2050» цена для конечного потребителя должна стать еще ниже, при том, что на 2022 г. и 2023 г. цена электроэнергии, выработанной СЭС в Казахстане, являлась одной из самых низких в мире[25].
Такие результаты стали возможными благодаря долгосрочному планированию, государственной поддержке, а также обширной сети партнерств, как с финансовыми институтами, так и с поставщиками оборудования и энергетическими компаниями.
Так, система поддержки ВИЭ в Казахстане берет начало с 2009 г. Согласно Закону Республики Казахстан от 4 июля 2009 г. № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» (с изменениями и дополнениями на 01.07.2023 г.)[26] среди мер поддержки можно выделить следующие:
- инвестиционные льготы и преференции для строительства и эксплуатации объектов ВИЭ;
- отпускную цену на электроэнергию ВИЭ (освобождение ВИЭ от уплаты услуг на передачу электроэнергии);
- предоставление участков под объекты ВИЭ местными исполнительными органами;
- гарантированную покупку электрической энергии, вырабатываемой ВИЭ, на компенсацию нормативных потерь в электрических сетях на весь срок окупаемости проектов;
- освобождение ВИЭ от платы за присоединение к ближайшей точке электрической сети;
- при диспетчеризации электрической мощности осуществление приоритетного использования электрогенерирующих объектов с ВИЭ[27].
Среди наиболее ощутимых мер поддержки стоит отметить меры, которые были внедрены в закон поправками 2017–2018 гг., именно с этого периода начинается наиболее ощутимый приток инвестиций, в том числе в СЭС, и реализация наиболее крупных объектов. Среди мер стоит выделить следующие:
- внедрение аукционных торгов на объекты ВИЭ;
- включение проектов ВИЭ в перечень приоритетных инвестиционных проектов;
- освобождение от имущественного налога;
- освобождение от земельного налога;
- освобождение от КПН;
- увеличение срока контракта на гарантированный̆ выкуп электроэнергии оператором ВИЭ до 20 лет[28].
Таким образом, с момента внесения поправок (2017–2018 гг.) только за три последующих года было введено в эксплуатацию СЭС больше, чем за весь предыдущий период, начиная с введения в действие программы поддержки ВИЭ (рис. 10). В свою очередь, за 2011–2021 гг. было привлечено в строительство ВИЭ в Казахстане – 628,5 млрд тенге, при этом среди долгового финансирования (364 млрд тенге) большую часть привлекли проекты СЭС – 178 млрд тенге. При этом наиболее распространенной схемой финансирования за период оказалась «70/30», где 70 – это заемные средства.
Рис. 10. Количество вводимых станций ВИЭ в Казахстане (2010–2021 гг.)
Источник: Рынок ВИЭ в Казахстане: потенциал, вызовы и перспективы // PWC. Май 2021 г. (https://www.pwc.com/ kz/en/publications/esg/may-2021-rus.pdf)
В рамках долгового финансирования больше всего средств было привлечено от ЕБРР – 162 млрд тенге, за ним идут восточные институты развития: Банк Развития Китая и АБР – 29 и 21 млрд тенге соответственно; ЕАБР находится только на седьмом месте – 15 млрд тенге (рис. 11). Стоит отметить, что в рамках привлечения инвестиций значительную долю из привлеченных средств принесли локальные инвесторы – на их долю приходится 63%. Однако их доля падает на 22%, если рассмотреть вопрос привлечения средств с точки зрения структуры общеустановленных мощностей – до 41%, в данном разрезе превалируют иностранные инвесторы: Китай (13%), Германия (11%), СП (Казахстан и Британия – 8%), Италия (8%) и Россия – 6%[29]. Таким образом, иностранные инвесторы в большей части заинтересованы в крупных проектах, в свою очередь локальные инвесторы склонны вкладываться в малые и средние проекты.
Рис. 11. Объем долгового финансирования банками развития за период реализации программы поддержки ВИЭ, млрд тенге
Источник: Рынок ВИЭ в Казахстане: потенциал, вызовы и перспективы // PWC. Май 2021 г. (https://www.pwc.com/ kz/en/publications/esg/may-2021-rus.pdf)
Помимо институтов развития в Центральной Азии, и в Казахстане в частности, реализуют свои проекты и национальные институты развития, одним из них является USAID, с крупнейшей программой в регионе стоимостью 39 млн долл. сроком реализации с 2020 г. по 2025 г.[30] Программы в основном направлены на техническую помощь министерствам стран Центральной Азии – реформы энергетического сектора, пилотирование проектов, консультационная поддержка и пр.
Несмотря на меры поддержки со стороны государства и институтов развития, остается и ряд ограничений по развитию ВИЭ и СЭС, в частности, в Казахстане и в Центральной Азии в целом. Их можно разделить на три основных блока: финансовые, технические и регуляторные. В первую группу следует отнести нестабильность национальных валют (за последние 13 лет курс тенге упал более чем на 300% по отношению к долл. США[31], курс узбекских сум девальвировался на более чем 700%[32], курс кыргызских сом на более 80%[33], курс таджикских сомани на более 250%[34]), высокие базовые ставки финансирования (на 2023 г. в Казахстане – 16,75%[35], в Узбекистане – 14%[36], в Кыргызстане – 13%[37], 10% в Таджикистане[38]), относительно низкие кредитные рейтинги отдельных стран региона («В-» от S&P у Таджикистана[39], «В» – Кыргызстана[40]; стабильные рейтинги у Казахстана – «ВВВ-»[41]; и у Узбекистана – «ВВ-»[42]), отсутствие финансовых гарантий со стороны государств региона и, часто, отсутствие применения международных стандартов при подготовке оффтейк-договоров. Именно данные ограничения в основном делают коммерческие займы, в том числе зарубежные, менее доступными, они же объясняют и количество займов от институтов развития (как правило, по льготным ставкам).
Среди технических ограничений стоит отметить ограниченность балансирующих мощностей в ряде стран региона (Казахстан и Узбекистан), неконкурентные тарифы (ввиду их нерыночного характера)[43], отсутствие стимуляции для макрогенерации (кроме Узбекистана), изношенность (у 66% магистральных, 62% распределительных сетей и 74% подстанций только в Узбекистане срок эксплуатации превысил 30 лет[44]), низкую пропускную способность и географическую ограниченность энергосетей, невозможность интеграции ВИЭ с тепловой энергией.
Выделим и регуляторные ограничения. Ранее уже отмечалось, что наиболее развитая система поддержки ВИЭ среди стран Центральной Азии у Казахстана. Частично схожие практики есть и у других республик, но не в полном объеме. Так, согласно закону Республики Узбекистан от 16 апреля 2019 г. «Об использовании возобновляемых источников энергии», среди основных инструментов числятся следующие:
- налоговые и таможенные льготы и преференции;
- обеспечение гарантированного подключения к единой электроэнергетической системе установок возобновляемых источников энергии;
- налоговые и таможенные льготы при импорте установок ВИЭ[45].
Отдельным постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 5 октября 2022 г. также утвержден порядок компенсации населению затрат на приобретение ВИЭ[46]. Данные меры хоть и являются действенными, но не имеют комплексного характера, как у казахстанской стороны. Схожие проблемы в стимулировании также есть и у Кыргызстана[47] и Таджикистана[48] (их меры поддержки также в основном направлены на налоговые и таможенные льготы, выкуп нереализованных мощностей единым оператором). Данные обстоятельства определяют ряд необходимых шагов по стимулированию развития ВИЭ и СЭС, в частности, в странах Центральной Азии, а также открывают ряд возможностей для Российской Федерации.
В период с 2020 г. по 2030 г. правительство Узбекистана планирует осуществить шесть проектов по строительству новых ТЭС (3,8 ГВт), осуществить мероприятия по расширению шести существующих ТЭС (увеличение мощности на 4,1 ГВт), а также один проект модернизации на Ново-Ангренской ТЭС (увеличение мощности на 330 МВт)[49]. В то же время в области ВИЭ правительство предусматривает строительство 3 ГВт ветровых и 5 ГВт солнечных электростанций. Общее производство энергии из ТЭС увеличится на 8,23 ГВт, в то время как из возобновляемых – всего на 8 ГВт. С учетом вышесказанного, очевидно, что цель увеличить потребление электроэнергии до 40% из ВИЭ, обозначенная в указе президента Узбекистана, не будет достигнута. В планах правительства Казахстана к 2030 г. ввести порядка 26 ГВт новых генерирующих мощностей. В то же время общая мощность ВИЭ, выставленная на аукцион до 2029 г., составляет лишь 6,7 ГВт[50]. Несмотря на большую долю ВИЭ в энергетическом балансе, правительство Казахстана также отстает от графика, хотя и обозначенная в Стратегии «Казахстан-2050» цель увеличить долю ВИЭ до 50% имеет долгосрочный характер.
Заключение
В заключение стоит отметить, что ВИЭ и СЭС, в частности, имеют обширный потенциал в Центральноазиатском регионе. Сегодня СЭС активнее всего используются в Казахстане, что обусловлено государственной поддержкой, благоприятным инвестиционным климатом, который способствует привлечению иностранного финансирования. В то же время в странах Центральной Азии отсутствуют стратегии планирования развития отдельных СЭС, а также механизмы для поддержки микрогенерации (кроме Узбекистана) и малых СЭС. Еще одной проблемой является нерыночный характер рынка электроэнергии ВИЭ в странах региона. Учитывая предстоящий долгий период «высоких ставок» (по оценкам авторов, с 2022 по 2027–2030 гг.), данные меры могут увеличить финансовую нагрузку на бюджеты стран региона, а также ограничить доступ к рынку ВИЭ и СЭС частных лиц.
Среди общих рекомендаций, направленных на стимулирование СЭС в странах региона, стоит обозначить следующие.
- Для всех стран региона обеспечить средне- и долгосрочное планирование в сфере развития СЭС.
- Гармонизировать законодательство между республиками в целях создания равных условий участников рынка СЭС в регионе.
- Предусмотреть специальные государственные программы, обеспечивающие выделение государственных гарантий в целях привлечения иностранного финансирования.
- Внедрить инструменты хеджирования валютных рисков в соглашениях с иностранными инвесторами.
Также стоит выделить и ряд специфических рекомендаций для отдельных стран региона.
- 1. Для Кыргызстана и Таджикистана:
- предусмотреть отдельные программы по выделению льготного кредитования для МСП и частных лиц для привлечения средств в целях развития микрогенерации и развития инфраструктуры в горной местности;
- распределить полномочия и обязанности различных учреждений;
- реструктуризировать монополии в генерации и передаче электроэнергии.
- 2. Для Узбекистана:
- предусмотреть ряд мер по переходу к рыночному ценообразованию на электроэнергию, выработанную СЭС (например, внедрение аукционных торгов), поскольку на определенном этапе нерыночный характер рынка СЭС может затормозить развитие отрасли;
- предусмотреть ряд стимулов финансового характера по привлечению капитала внутренних и внешних инвесторов в проекты по полуизолированным СЭС, а также в обновление изношенной энергетической инфраструктуры.
Стоит также констатировать факт скромного присутствия российского капитала (и капитала институтов развития, в которых Россия является мажоритарным акционером) в проектах СЭС в странах Центральной Азии в анализируемый период. Для стимулирования участия российского капитала в проектах в Центральной Азии стоит предусмотреть следующие меры:
- усиление мер государственной поддержки российским экспортным компаниям, реализующим проекты СЭС в ЦА (выделение субсидий, увеличение налоговых льгот, включение отдельной номенклатуры товаров (комплектующих) в список товаров параллельного импорта);
- стимулирование участия МСП в реализации проектов в ЦА, создание и реализацию курсов для обучения специалистов в области СЭС (в том числе граждан стран ЦА);
- стимулирование к участию институтов развития (где РФ является мажоритарным акционером) к участию в проектах СЭС также и на территориях Таджикистана и Кыргызстана, целесообразно также рассмотреть возможность создания отдельного института развития (двустороннего) с Узбекистаном/Туркменистаном (или оказать содействие к вступлению Узбекистана в ЕАБР (в соответствии с решением республики от 2021 г.) и др.;
- направление собственных квалифицированных кадров для реализации наукоемких проектов в республиках ЦА, а также создание и проведение курсов по повышению квалификации для сотрудников электроэнергетических компаний ЦА.
Предложенные меры помогут ускорить реализацию целей, поставленных в национальных стратегиях, которые выполняются с явной задержкой.
[1] В трех странах Средней Азии начались проблемы с электричеством // Коммерсантъ. 2022. 25 января. (https://www.kommersant.ru/doc/5181621?ysclid=lq6lemmfnh745626860)
[2] Population, Total – Kazakhstan, Uzbekistan, Tajikistan, Turkmenistan, Kyrguz Republic // The World Bank. (https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?locations=KZ-UZ-TJ-TM-KG)
[3] Рассчитано авторами на основе CAREC Energy Outlook 2030 // Asian Development Bank. December 2022. (https://www.adb.org/sites/default/files/publication/850111/carec-energy-outlook-2030.pdf)
[4] Statistical Profiles // IRENA. (https://www.irena.org/Data/Energy-Profiles)
[5] Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020–2030 годы // Министерство энергетики Республики Узбекистан. (https://minenergy.uz/uploads/1a28427c-cf47-415e- da5c-47d2c7564095_media_pdf)
[6] Топливно-энергетический комплекс Кыргызстана: проблемы и перспективы // ЦППИ. 2023. 25 сентября. (https://www.center.kg/article/500)
[7] Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана // Министерство энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан (https://www.mewr.tj/?page_id=614)
[8] Обзор энергетического сектора Республики Таджикистан // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. 2019. 6 июля. (https://mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/energetika)
[9] «Барки точик» назвал ситуацию «тревожной» и объявил о введении энерголимита с 1 февраля // Avesta. 2023. 31 января. (https://avesta.tj/2023/01/31/strong-barki-tochik-nazval-situatsiyu-trevozhnoj-i-obyavil-o-vvedenii-energolimita-s-1-fevralya-strong/)
[10] Президент – о том, как будут наращивать использование альтернативной энергии в Узбекистане // Газета.uz. 2023. 1 февраля. (https://www.gazeta.uz/ru/2023/02/01/energy/#:~:text= По% 20словам%20главы%20государства%2C%20во,%2C%20Ферганской%20—%20441%20млн)
[11] Состояние сектора энергетики Кыргызской Республики // Всемирный Банк. 2021. Июнь. С. 4. (https://thedocs.worldbank.org/en/doc/d09067e56f5e3e092e150cba0257da9e-0080012021/original/ The-State-of-the-Kyrgyz-Energy-Sector-June-2021-ru.pdf)
[12] Экономика Центральной Азии: новый взгляд // Евразийский Банк Развития. С. 6. (https://eabr.org/upload/iblock/d0b/EDB_2022_Report-3_The-Economy-of-CA_rus.pdf)
[13] Приказ Министра энергетики Республики Казахстан от 20 января 2023 г. № 20 «Об утверждении прогнозных балансов электрической энергии и мощности на 2023–2029 годы» // Правительство Республики Казахстан. (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=33963988&pos=19;-45#pos=19;-45)
[14] Указ Президента Республики Узбекистан о стратегии «Узбекистан – 2030», от 11.09.2023 г. // Правительство Республики Узбекистан. (https://lex.uz/ru/docs/6600404)
[15] Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020–2030 годы // Министерство энергетики Республики Узбекистан. (https://minenergy.uz/uploads/1a28427c-cf47-415e-da5c-47d2c7564095_media_.pdf)
[16] Послание Президента Республики Казахстан – лидера нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана. Стратегия «Казахстан – 2050» // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. 14 декабря 2012 г. (https://www.akorda.kz/ru/events/astana_kazakhstan/participation_in_events/poslanie- prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazahstana-strategiya-kazahstan-2050-novyi-politicheskii-)
[17] Национальная стратегия развития Кыргызской Республики на 2018–2040 годы // Кабинет министров Кыргызской Республики. С. 42. (https://www.gov.kg/ru/programs/8)
[18] Национальная стратегия развития Республики Таджикистан на период до 2030 г. // Министерство энергетики и водных ресурсов Республики Таджикистан. С. 12. (https://ncz.tj/file/национальная-стратегия-развития-республики-таджикистан-на-период-до-2030-годаpdf-1)
[20] Kazakhstan 2022. Energy Sector Review // International Energy Agency. P. 90. (https://iea.blob.core.windows.net/assets/fc84229e-6014-4400-a963-bccea29e0387/Kazakhstan2022.pdf)
[22] Обзор энергетического сектора Республики Таджикистан // Министерство иностранных дел Республики Таджикистан. 6 июля 2019. (https://mfa.tj/ru/main/tadzhikistan/energetika)
[23] Context of renewable energy in Uzbekistan // IEA. (https://www.iea.org/reports/solar-energy-policy-in-uzbekistan-a-roadmap/context-of-renewable-energy-in-uzbekistan)
[24] Global Photovoltaic Power Potential by Country // Global Solar Atlas. World Bank. (https://globalsolaratlas.info/global-pv-potential-study)
[25] Развитие возобновляемых источников энергии // Министерство энергетики Республики Казахстан (https://www.gov.kz/memleket/entities/energo/activities/4910?lang=ru&ysclid=lq74qidk7s765738905)
[26] Закон Республики Казахстан от 4 июля 2009 г. № 165-IV «О поддержке использования возобновляемых источников энергии» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.07.2023 г.) // online.zakon.kz (https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30445263&pos=3;-106#pos=3;-106)
[28] Рынок ВИЭ в Казахстане: потенциал, вызовы и перспективы // PWC. Май 2021 г. (https://www.pwc.com/kz/en/publications/esg/may-2021-rus.pdf)
[29] Рынок ВИЭ в Казахстане: потенциал, вызовы и перспективы // PWC. Май 2021 г. (https://www.pwc.com/kz/en/publications/esg/may-2021-rus.pdf)
[30] Энергетика Центральной Азии // USAID. (https://www.usaid.gov/ru/fact-sheet/usaid-power-central-asia)
[31] Официальные курсы валют в среднем за период // НБРК. (https://www.nationalbank.kz/ru/news/ oficialnye-kursy)
[32] График курса сума // ratestats.com (https://ratestats.com/uzbekistani-som/2023/)
[34] Курс валюты // Национальный банк Таджикистана (https://nbt.tj/ru/kurs/kurs.php)
[35] График принятия решений по базовой ставке 2015–2024 // НБРК (https://www.nationalbank.kz/ ru/news/grafik-prinyatiya-resheniy-po-bazovoy-stavke/rubrics/1843)
[36] Уровни основной ставки // Национальный банк Республики Узбекистан. (https://cbu.uz/ru/ monetary-policy/refinancing-rate/levels/)
[37] Учетная ставка НБКР // Кыргыз Банкы. (https://www.nbkr.kg/index1.jsp?item=123&lang=RUS)
[38] Инструменты денежно-кредитной политики // Национальный банк Таджикистана. (https://nbt.tj/ru/monetary_policy/fishang.php)
[39] Рейтинги Республики Таджикистан подтверждены на уровне «B-/B»; прогноз – «Стабильный» // S&P Global. 2022. 19 февраля. (https://disclosure.spglobal.com/ratings/ru/regulatory/article/-/view/ type/HTML/id/2798604)
[40] Рейтинги Кыргызской Республики подтверждены на уровне «В/В», после чего отозваны по просьбе эмитента // S&P Global. 2016. 23 сентября. (https://disclosure.spglobal.com/ratings/ru/ regulatory/article/-/view/type/HTML/id/1722634)
[41] Рейтинги Республики Казахстан подтверждены на уровне «BBB-/A-3» // S&P Global. 2023. 7 марта. (https://disclosure.spglobal.com/ratings/ru/regulatory/article/-/view/type/HTML/id/ 2956928)
[42] Рейтинги Республики Узбекистан подтверждены на уровне «ВВ-/В»; прогноз – «Стабильный» // S&P Global. 2022. 3 декабря. (https://disclosure.spglobal.com/ratings/ru/regulatory/article/-/view/type/HTML/id/2925372)
[43] Изношенность инфраструктуры традиционных электростанций составляет от 20 до 80%, учитывая потенциальные капитальные затраты на них. Сравнение потенциальных рыночных цен электроэнергии, выработанной ВИЭ, с традиционными источниками будет некорректным, поскольку в текущих ценах электроэнергии, выработанной традиционными электростанциями, не заложены капитальные затраты на их восстановление.
[44] Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020–2030 годы // Министерство энергетики Республики Узбекистан. (https://minenergy.uz/uploads/1a28427c-cf47-415e-da5c-47d2c7564095_media_.pdf)
[45] Закон Республики Узбекистан об использовании возобновляемых источников энергии от 21.05.2019 г. № ЗРУ-539 // lex.uz (https://lex.uz/docs/4346835)
[46] Принято постановление правительства по поддержке приобретения устройств ВИЭ // Министерство энергетики Республики Узбекистан (https://minenergy.uz/ru/news/view/2175)
[47] Закон Кыргызской Республики от 30 июня 2022 г. № 49 «О возобновляемых источниках энергии» // cbd.minjust.gov.kg (http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112382?ysclid =lq8dcrri4u784677477)
[48] Законодательство // www.mewr.tj (https://www.mewr.tj/?page_id=868)
[49] Концепция обеспечения Республики Узбекистан электрической энергией на 2020–2030 годы // Министерство энергетики Республики Узбекистан. С. 10. (https://minenergy.uz/uploads/1a28427c-cf47-415e-da5c-47d2c7564095_media_.pdf)
[50] Минэнерго разработал план мероприятий по развитию электроэнергетической отрасли // Официальный информационный ресурс Премьер-министра Республики Казахстан. 16 января 2024. (https://primeminister.kz/ru/news/minenergo-razrabotal-plan-meropriyatiy-po-razvitiyu-elektroenergeticheskoy-otrasli-budut-vvedeny-26-gvt-novykh-generiruyushchikh-moshchnostey-26978)
Об авторах
Дмитрий Владимирович Крицкий
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Автор, ответственный за переписку.
Email: dimak14z1@gmail.com
магистрант 2 курса образовательной программы «Международная торговая политика»
Россия, МоскваИван Юрьевич Щедров
Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Email: ivanschedro@gmail.com
младший научный сотрудник Центра Индоокеанского региона
Россия, МоскваСписок литературы
- Притчин С.А. Энергетический кризис в странах Центральной Азии и перспективы их сотрудничества с Россией // Россия и новые государства Евразии. 2023. № 3 (LX). С. 94–104. doi: 10.20542/2073-4786-2023-3-94-104
- Kiseleva S.V., Kolomiets Yu. G., Popel’ O.S. Assessment of Solar Energy Resources in Central Asia // Applied Solar Energy. 2015. № 51. P. 214–218.
- Laldjebaev M., Isaev R., Saukhimov A. Renewable Energy in Central Asia: An Overview of Potentials, Deployment, Outlook, and Barriers // Energy Reports. November 2021. Vol 7. P. 3125–3136. doi: 10.1016/j.egyr.2021.05.014
- Shadrina E. Renewable Energy in Central Asian Economies: Role in Reducing Regional Energy Insecurity // ADBI Working Paper Series. 2019. № 993. P. 1–35.
- Valentine S.V. Emerging Symbiosis: Renewable Energy and Energy Security // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2011. № 15. P. 4572–4578. doi: 10.1016/j.rser.2011.07.095
Дополнительные файлы
