Features of the appointment of criminal penalties in the conditions of the introduction of martial law

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

Subject of research: the current system of criminal penalties for the possibility of achieving their goals in the conditions of martial law.

Purpose of research: To determine the types of criminal penalties, as well as the mechanism of their appointment, replacement and execution under martial law.

Methods of research: the article uses such general scientific methods as: historical, analysis and synthesis.

Main results of research: the types of criminal penalties are identified, the goals of which can be achieved both in peacetime and in wartime. On the basis of which it is proposed to suspend the appointment of a number of criminal penalties not related to imprisonment under the imposed martial law regime

Full Text

ВВЕДЕНИЕ

А. И. Коробеев отмечал, что с развитием истории уголовного права изменялись виды преступного поведения, в связи с чем и законодатель был вынужден вносить изменения в перечень уголовных наказаний. Таким образом, уголовное законодательство претерпело ряд изменений в части, касающейся системы уголовных наказаний [7, с. 753]. Основываясь на данном высказывании, полагаем, что во время действия военного положения становится возможным появление новых наказаний или изменение действующих на определенный момент времени.

Так, например, законодательство и уголовная политика периода Великой Отечественной войны имели свои особенности. В его состав входили временные нормы, предусматривающие ответственность за преступления, опасные лишь в военных условиях (например, 6 июля 1941 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об ответственности за распространение в военное время ложных слухов, возбуждающих тревогу среди населения»), а также нормы об ответственности военнослужащих за военные преступления на временно оккупированных территориях (для специальных субъектов уголовного права вводились особые меры наказания – смертная казнь через повешение и каторжные работы), его особенностью являлось широкое распространение законов о «приравнивании» (уход с военных предприятий приравнивался к дезертирству, а кража личного имущества при отягощающих обстоятельствах – к бандитизму).

В науке уголовного права России особое значение имеет вопрос о законах, действующих при определенных обстоятельствах, изданных на время существования определенных условий. К числу таковых законов относятся действующие только в военное время.

При введении режима военного положения становится затруднительной реализация различных вопросов уголовно-правового характера, к числу которых стоит отнести и достижение целей уголовного наказания, что обусловлено множеством факторов как объективного, так и субъективного характера, к таковым можно отнести как сами военные действия, так и меры, предусмотренные Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ. Современное уголовное законодательство, и, в частности, система уголовных наказаний, им предусмотренная, отвечает требованиям мирного времени, но не содержит норм, которые учитывали бы специфику условий режима военного положения и применялись бы в это время.

Решение обозначенного вопроса требует всестороннего исследования возможностей действующей на сегодняшний день системы уголовных наказаний. Нам представляется, что система наказаний, закрепленная в уголовном законодательстве, должна соответствовать не только условиям мирного времени и нормального функционирования государства, но и отвечать цели вводимого военного режима, которая выражается в создании условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящий момент система уголовных наказаний представлена 13 видами, которые между собой отличаются правоограничениями, что позволяет правоприменителю адаптировать данную систему и под особые условия [3, с. 306]. В. Н. Орлов также отмечал, что каждому наказанию присущ ряд ограничений, которые определяют его содержание [6, с. 93].

Стоит обратить внимание на конструкцию норм особенной части уголовного законодательства, где большинство санкций – это некая совокупность относительно-определенных и альтернативных видов наказаний, что позволяет правоприменителю назначить тот вид уголовного наказания, который сможет быть реализован в условиях военного времени, и особое внимание стоит уделить обоснованности применения того или иного вида уголовного наказания в условиях чрезвычайной ситуации.

Рассмотрим более подробно применение отдельных видов уголовных наказаний в условиях введения режима военного положения.

Ограничение по военной службе, как основной вид наказания, и лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – вид наказания, который, в соответствии с уголовным законом, может применяться как в качестве основного, так и дополнительного вида наказания. В условиях военного положения осужденные по данным составам будут представлять особый интерес, так как обладают специальными знаниями, которые востребованы и актуальны в условиях военных действий. Так, например, в годы Великой Отечественной войны были приняты следующие указы Президиума Верховного Совета СССР: от 13 февраля 1942 г. «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве»; от 27 февраля 1942 г. «Об отсрочке исполнения приговоров в отношении работников железнодорожного и водного транспорта». Так как данные виды наказания предусматривают ограничения и запреты отдельных видов службы и деятельности, это делает невозможным их привлечение как специалистов в той или иной области в интересах защиты государства в вооруженном конфликте.

В связи с изложенным считаем нецелесообразным применение данного вида наказания в названных экстремальных условиях, при необходимости мобилизации всего населения страны.

Содержание в дисциплинарной воинской части – вид уголовного наказания, назначаемый военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву, заключающийся в принудительном направлении указанных лиц на определённый срок в дисциплинарную воинскую часть, в которой они подвергаются исправительному воздействию, чему способствует специальный режим, установленный в такой части. Назначение данного вида наказания целесообразно приостановить на время ведения военных действий. А в отношении военнослужащих, уже отбывающих наказание, рассмотреть возможность их освобождения для привлечения на фронте. По примеру Великой Отечественной войны, когда Президиум Верховного Совета СССР издал указ от 12 августа 1941 года «Об освобождении военнослужащих из дисциплинарных батальонов», который предусматривал возможность военных советов освобождать всех военнослужащих из дисциплинарных батальонов с направлением освобожденных в действующие части Красной Армии и Военно-Морского Флота, за исключением тех из них, которые будут признаны военными советами неблагонадежными и вредными для фронта.

Штраф – наказание, которое может быть применено в качестве как основного наказания, так и дополнительного. В отношении данного наказания также есть вопрос о целесообразности его назначения и исполнения в период действия военного положения. Во-первых, в теории уголовного права существуют споры по поводу отнесения штрафа к числу уголовных наказаний. Под сомнение ставится в данном случае достижение цели наказания. Способно ли лицо одномоментно осознать свою виновность и более не нарушать уголовный закон [1, с. 21; 4, с. 32; 5, с. 55; 6, с. 32]. Во-вторых, это связано с экономическим кризисом, галопирующей инфляцией и другими негативными финансово-экономическими последствиями, которые, как правило, являются сопутствующими факторами развития военных действий и сохраняются некоторое время после их завершения. В-третьих, стоит учитывать сложность исполнения данного наказания как в мирное время, так и во время действия военного положения. По объективным причинам денежные ресурсы могут быть недоступны как для населения в целом, так и для осужденных в частности, что сделает невозможным исполнение данного наказания. Изложенное позволяет заключить нецелесообразность применения и этого вида наказания в условиях войны.

Ограничение свободы – еще один вид уголовного наказания, который может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного вида наказания. При этом стоит отметить, что в условиях введения военного положения сущность данного наказания «размывается». Это обусловлено, в первую очередь, теми ограничениями, которые предусматривает Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ в отношении всего населения. При тщательном анализе правоограничений, которые предусмотрены федеральным законодательством, в связи с вводимым режимом военного положения и ограничений, предусмотренных применением наказания в виде ограничения свободы, можно отметить их совпадение. В связи с этим возникает вопрос о возможности достижения целей уголовного наказания как такового в условиях войны, если происходит уравнивание правового статуса гражданского населения и осужденных к данному виду наказания. Кроме того, заметим, что такой вид наказания, как ограничение свободы, может препятствовать привлечению к труду осужденного за пределами территории, которую ему запрещено покидать в соответствии с назначенным наказанием, что создает определенные неудобства в условиях войны. Поэтому предлагаем не назначать данный вид наказания на тех территориях Российской Федерации, где действует режим военного положения.

При этом лишение свободы, как вид наказания, сохраняет свою актуальность и в период войны, и в ее отсутствие. Даже находясь в условиях изоляции, осужденные обязаны трудиться, что должно быть использовано государством в целях введенного военного положения.

На наш взгляд, в мирное время и, тем более, в условиях войны наибольшую актуальность приобретают такие виды наказаний, как: обязательные, исправительные и принудительные работы. Это обусловлено потребностью государства в привлечении граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями в соответствии с п. 6, ч. 2 ст. 7 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ. Это, в свою очередь, также соотносится с целью военного положения.

Смертная казнь как вид наказания давно не применяется в Российской Федерации в связи с принятием к Конвенции о защите прав человека и основных свобод Протокола № 6 [8]. В соответствии с названной международной нормой, которая имеет верховенство над национальным законодательством, предусмотрен запрет применения данного вида наказания, однако не исключает его из системы уголовных наказаний и допускает его применение во время войны или при неизбежной угрозе войны за совершение отдельных преступлений. Так, в годы Великой Отечественной войны Президиум Верховного Совета СССР своим Указом от 19 апреля 1943 г. определил, что фашистские захватчики, совершившие зверства по отношению к военнопленным и мирному населению, подлежат смертной казни через повешение, либо ссылке на каторжные работы на срок от 15 до 20 лет.

Таким образом, вышеизложенные виды уголовных наказаний, предусмотренные уголовным законодательством Российской Федерации, не могут быть в полном объеме реализованы в период ведения военных действий. Как отмечал И. М. Гальперин, уголовное наказание должно быть назначено с учетом интересов большинства членов общества [2, с. 53].

В результате проведенного анализа с учетом исторического опыта стоит заключить, что к числу уголовных наказаний, способных достичь своих целей, предусмотренных уголовным законом, а также военного положения при его введении на всей территории Российской Федерации или отдельных ее территориях, которые соотносятся как частное и общее, следует отнести: обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы и смертную казнь.

В рамках данного исследования мы проанализировали действующую систему уголовных наказаний на предмет соответствия достижению целей введения военного положения. В сделанных выводах установлены виды уголовных наказаний, применение которых будет направлено на эффективное решение задач введения военного положения.

Объекты системы уголовных наказаний находятся в состоянии постоянного взаимодействия, которое направлено на создание надлежащих условий применения всех ее элементов. Уголовные наказания должны быть взаимозаменяемыми и взаимодополняемыми для реализации возможности индивидуализации наказания как при его назначении, так и в процессе исполнения.

Анализ действующей системы уголовных наказаний позволил заключить, что в условиях введения режима военного положения становится неэффективным и нерациональным назначение и исполнение отдельных видов наказаний. В связи с этим встает вопрос об их замене «эффективными» наказаниями в рассматриваемых условиях. Кроме того, данный вопрос осложняется критикой ученых в отношении действующей системы наказаний в мирное время, а в условиях войны требует особого, повышенного внимания и четкости реализации положений законодательства.

Так, первое направление взаимодействия происходит при назначении уголовных наказаний. На данном этапе применению подлежит институт дополнительного наказания, который позволяет внести корректировку в перечень правоограничений, назначенных по приговору суда, что делает возможным индивидуализацию воздействия на лицо, совершившее преступление, с учетом всех его обстоятельств. Кроме того, в рамках взаимодействия при назначении уголовных наказаний возможна замена наказаний, что может быть отнесено как в сторону смягчения наказания, так и ужесточения.

Механизм замены наказаний, предусмотренный нормами уголовного законодательства, соотносится с предложенными к применению видами наказаний в условиях военного положения. Наиболее мягким наказанием в предлагаемых условиях будут обязательные работы, а наиболее строгим наказанием – смертная казнь, при этом механизм замены лишением свободы на определенный срок других наказаний будет успешно функционировать и в условиях войны.

Второе направление взаимодействия уголовных наказаний реализуется при их исполнении. Данный механизм взаимодействия имеет также важное значение, особенно его актуальность повышается в условиях военного положения, что объясняется фактической необходимостью оперативного использования всех ресурсов страны во время войны.

При рассмотрении данного механизма встает вопрос об исполнении назначенных наказаний, отнесенных нами к перечню «нецелесообразных» в условиях военного времени. К данным наказаниям нами были отнесены следующие: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, ограничение по военной службе, ограничение свободы и содержание в дисциплинарной воинской части. Реализация последнего механизма предусматривает два варианта: исполнять уже назначенное наказание или заменить наказание на то, которое позволит оптимально использовать человеческие ресурсы в условиях военного времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Таким образом, стоит заключить, что в существующей на сегодняшний день системе уголовных наказаний есть и те наказания, которые могут быть реализованы как в мирное, так и военное время. К ним относятся: обязательные работы, исправительные работы, принудительные работы, лишение свободы и смертная казнь. В связи с этим вопрос взаимодействия системы уголовных наказаний в условиях военного положения должен быть главным образом ориентирован на достижение цели последнего.

×

About the authors

Svetlana S. Tsapanova

Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Author for correspondence.
Email: tsapanovass@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-7074-537X

Senior Lecturer of the Department of Administrative and Legal Disciplines of the Faculty of Law

Russian Federation, Vladimir

References

  1. Арямов, А. А. Общетеоретические основы учения об уголовном наказании: автореф. дис. … д-ра юрид. наук / А. А. Арямов. – СПб., 2002. – 45 с. – Текст: непосредственный.
  2. Гальперин, И. М. Наказание: социальные функции, практика применения / И. М. Гальперин. – М. : Юрид. лит., 1983. – 206 с. – Текст: непосредственный.
  3. Звонов, А. В. Некоторые вопросы содержания системы уголовных наказаний в России / А. В. Звонов. – Текст: непосредственный // Пробелы в Российском законодательстве. – М., 2014. – № 6. – С. 306-308.
  4. Зубкова, В. И. Уголовное наказание и его социальная роль: теория и практика / В. И. Зубкова. – М. : Издательство НОРМА, 2002. – 296 с. – Текст: непосредственный.
  5. Ной, И. С. Вопросы теории наказания в советском уголовном праве / И. С. Ной. – Саратов: СГУ, 1962. – 156 с. – Текст: непосредственный.
  6. Орлов, В. Н. К вопросу о сущности уголовного наказания / В. Н. Орлов. – Текст: непосредственный // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2006. – № 1. – С. 92-94.
  7. Полный курс уголовного права: в 5 т. / Под ред. докт. юрид. наук, проф., заслуженного деятеля науки РФ А. И. Коробеева // Т. 1: Преступление и наказание. – СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2008. – 784 с. – Текст: непосредственный.
  8. Протокол № 6 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни (ЕТ5 № 114) // Российская газета. 1995 5 апр. – Текст: непосредственный.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Yugra State University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».