Некоторые вопросы предупреждения рецидивной преступности специально-криминологическими мерами

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Высокая научная значимость обозначенной проблемы опосредована тем, что в российской криминологической и уголовно-правовой науке до сих пор не создано собственной фундаментальной стратегии предупреждения рецидивной преступности – стройной и упорядоченной системы теоретических знаний о ней, мерах контроля и противодействия этому опасному общественному явлению.

Предмет исследования: нормы отечественного законодательства, регламентирующие специально-криминологическое предупреждение рецидивной преступности; научные разработки, статистический материал по теме исследования.

Цель исследования заключается в формулировании предложений по совершенствованию и повышению эффективности мер специально-криминологического предупреждения рецидивной преступности, а также восполнении недостающих криминологических знаний о предупреждении указанного явления.

Методы исследования: в статье использован как общенаучный методологический арсенал, так и частнонаучный методологический инструментарий. Методологическую основу исследования составит системный подход, в рамках которого использован комплекс общих принципов и методов научного познания.

Основные результаты исследования: всесторонне проанализирована система мер противодействия рецидивной преступности, а также предложено расширение сферы применения существующей системы наказаний. У человека, оказавшегося в изоляции, происходят определенные изменения, нарушаются ранее сложившиеся социальные связи, а при освобождении нередко возникают серьезные проблемы с адаптацией к жизни. Необходимо совершенствовать отечественную систему наказаний, но кардинально менять не стоит, так как индивидуализация наказания имеет гораздо больше возможностей реализоваться при существующей палитре наказаний.

Полный текст

ВВЕДЕНИЕ

В научных трудах отечественных криминологов наблюдается стремление широко формулировать определение общего понятия предупреждения преступности, включая в него все виды социальной деятельности, которые прямо или косвенно воздействуют на состояние преступности. В это понятие включают общесоциальные мероприятия, а перед специально-криминологическим предупреждением ставится полное устранение преступности [3, с. 266].

Применительно к рецидивной преступности к специально-криминологическим мерам следует относить меры по предупреждению рецидивной преступности, которые направлены в отношении конкретного лица, категории лиц или социальных институтов. Указанные меры имеют меньший масштаб применения, чем общесоциальные, но они естественным образом дополняют их. Задачи по предупреждению преступлений, а также иных правонарушений, закрепленные в федеральном законодательстве, реализуются исключительно посредством индивидуальной профилактики, специфика которой состоит во влиянии на личность правонарушителя, а не на правонарушающую группу [6, с. 5–10].

Данные меры предупреждения названы криминологическими, так как для их разработки и применения необходимы специальные познания в такой юридической науке, как криминология.

Исследуемая тема в той или иной степени затрагивалась в трудах таких криминологов, как Ю. М. Антонян, О. Р. Афанасьева, М. М. Бабаев, Л. И. Беляева, Л. А. Букалерова, А. Н. Варыгин, Н. И. Ветров, В. Ю. Голубовский, А. И. Долгова, О. С. Капинус, В. В. Лунеев, В. Е. Эминов, А. М. Яковлев, и других ученых. Обозначенная проблема обладает высокой научной значимостью и вызывает большой исследовательский интерес у научного сообщества. Его представители из различных областей научного знания – уголовного права, пенологии, криминологии, уголовно-исполнительного права, юридической психологии. Имеется недостаток знаний о проблеме в ее социолого-криминологическом ракурсе, наличествует дефицит эмпирических исследований, нацеленных на изучение данной проблемы изнутри, и к настоящему времени только формулируется универсальная и современная стратегия последовательного сокращения рецидивной преступности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Специально-криминологические меры реализуются сотрудниками правоохранительных органов и всей системы уголовной юстиции, руководителями предприятий и учреждений, местными органами власти и общественными организациями, школьными и дошкольными учреждениями [8, с. 352].

В предупреждении рецидивной преступности одно из ведущих мест занимают меры уголовно-правового воздействия, так как эти меры нацелены на предупреждение совершения новых преступлений в принципе. Активная деятельность общественности и наличие в уголовном законодательстве наказаний, не связанных с лишением свободы, положительно сказывается на уменьшении количества осужденных из расчета на 100 тысяч населения [15, с. 92–97].

Разделяют федеральные, региональные, объектные, контингентные и индивидуальные уровни применения специально-криминологических мер предупреждения рецидивной преступности. Также разделяют данные меры в зависимости от момента их применения на ранние и те, которые применяются после совершения первичного преступления, но до совершения рецидивного.

Примером мер предупреждения рецидивной преступности на региональном уровне может служить разработанная в Коркинском муниципальном округе программа «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействия их социальной реабилитации в Коркинском муниципальном округе» на 2023–2025 годы. Данная программа разработана с целью предотвращения рецидивной преступности, а также создания условий для социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы [1].

В данную программу включены такие основные мероприятия, как «выдача паспортов гражданина Российской Федерации; оказание содействия в оформлении документов несовершеннолетним гражданам, освободившимся из воспитательного учреждения закрытого типа; обеспечение оказания правовых услуг лицам, освободившимся из мест лишения свободы; оказание материальной помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы; оказание психологической и медицинской помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы» [1]. Анализируя положения данной программы, можно прийти к выводу о том, что перечисленные мероприятия будут иметь высокую эффективность в предупреждении рецидивной преступности.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Т. Н. Москалькова отметила, что на сегодняшний день уже 10 тыс. осужденных заявили о желании встроиться в программу ресоциализации. Одной из наиболее важных проблем, связанных с пробацией, является правовое просвещение. В сфере реализации права осужденных на пробацию необходимо регламентировать сроки рассмотрения ходатайств осужденных о переводе их в учреждения, расположенные ближе к месту жительства родственников; продолжить цифровизацию уголовно-исполнительной системы; развивать сеть исправительных центров; готовить осужденных к освобождению через замену неотбытой части наказания более мягким видом наказания – принудительными работами [9].

Меры специального предупреждения зависят от специфики того объекта, вида преступности, социальной группы, на который они призваны воздействовать [17, с. 37]. В этой связи приводят уровень урбанизации как объект узконаправленной профилактики. Корреляция между окружающей обстановкой лица, уже совершавшего преступления, и совершением им повторного преступления дает основание утверждать о связи устройства городской среды с совершением рецидивов.

А. Ю. Решетников определяет следующие элементы специально-криминологического предупреждения: предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, совершаемых преступниками, ранее совершавшими преступления; улучшение выявления и раскрытия преступлений; своевременное выявление и постановка на учет лиц, освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, осужденных за умышленные преступления к мерам наказания, не связанным с лишением свободы; оказание помощи в социализации, в трудовом и бытовом устройстве лица, отбывшего наказание в виде лишения свободы; глубокое изучение личности преступника в ходе следствия и в суде, разработка специализированных мер воспитательного воздействия в зависимости от характера и степени деформации личности различных категорий осужденных; осуществление системы мер по предупреждению нарушений режима, уклонения от общеобразовательной и производственной учебы и работы, совершенствование форм и методов индивидуальной работы с осужденными, особенно с рецидивистами, улучшение профилактики преступлений в местах лишения свободы [14, с. 114].

В разные периоды существования отечественной криминологии ученые говорили о причинно-следственной связи вмешательства в городскую среду и уменьшения количества совершаемых преступлений. Существуют исследования количества преступности в районах города с малоэтажными зданиями и многоэтажными. Там, где больше соседей, присутствует постоянная их сменяемость, живут незнакомые друг с другом люди, не поддерживающие контакт, происходит больше преступных посягательств по сравнению с теми местами, где люди общаются между собой, знакомятся с новыми жителями и обмениваются новостями. То есть люди, живущие по соседству и поддерживающие эмоциональную связь между собой, с большим вниманием будут следить за окружающей обстановкой и с меньшей долей вероятности сами совершат преступления. В то же время стоит отметить развитую техническую оснащенность именно многоэтажных застроек. Обычно новые жилые комплексы оборудованы закрытыми дворами, проход в которые доступен не каждому, а также большим количеством камер видеонаблюдения, которые явно влияют на решимость потенциального правонарушителя.

Важным представляется объективное реагирование на совершенное преступление. Необходимо рассматривать всю совокупность причин и условий, которые привели лицо к совершению преступления. Если же лицо впервые совершило преступление в несовершеннолетнем возрасте, по неосторожности, в силу необходимой обороны, следует учитывать данные факторы при назначении наказания. Минимизация наказания в отношении данных лиц в большей степени обеспечит предупреждение совершения данными лицами повторного преступления, нежели применение наказания в виде лишения свободы, так как в последнем случае такие лица только укрепят антисоциальный настрой, погрузятся в криминальный социум, что однозначно негативно скажется на предупреждении повторного преступления. И наоборот, лицо, совершившее во второй и более раз особо тяжкое преступление, отличается по степени общественной опасности от лица, совершившего во второй и более раз преступление небольшой тяжести, следовательно, данные лица должны понести различные по срокам наказания.

Но здесь существуют некоторые проблемы. Так, во многих статьях Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации есть альтернативные санкции, например, ограничение свободы или лишение свободы, арест или лишение свободы, обязательные работы или лишение свободы. Но суд не может назначить эти виды наказания, так как отсутствуют арестные дома, исправительных центров слишком мало, а назначение обязательных работ зачастую невозможно в связи с отсутствием постоянного места работы у лица. То есть суд при назначении наказания, объективно исследовав совокупность всех причин и условий, которые привели лицо к совершению преступления, может прийти к выводу, что в отношении конкретного лица в большей степени будут действенны альтернативные меры наказания, нежели лишение свободы. Но в некоторых случаях невозможно назначение более мягкого вида наказания, поэтому чаще всего лицу назначают наказание в виде лишения свободы, что негативно сказывается на его дальнейшей ресоциализации и повышает вероятность совершения им рецидивных преступлений.

По этой причине Правительством Российской Федерации была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года [13], важными задачами которой являются гуманизация, модернизация уголовно-исполнительной системы и ресоциализация лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Когда мы говорим о гуманизации, речь не идет о вседозволенности и всепрощении, она должна осуществляться сбалансированно, не вступая в противоречие с обеспечением безопасности общества и государства. В настоящее время в стране развивается система исправительных центров, включающая на данный момент свыше 50 тыс. мест для отбывания наказания в виде принудительных работ. Кроме широкого использования наказаний, не связанных с изоляцией от общества, на исправление осужденных, последующую адаптацию влияют условия содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в учреждениях уголовно-исполнительной системы. В связи с этим министром юстиции Константином Чуйченко была утверждена генеральная схема размещения учреждений уголовно-исполнительной системы, элементом которой будут учреждения объединенного типа, которые сосредотачивают исправительные учреждения и следственные изоляторы в едином центре и предусматривают клиентоцентричный подход к созданию условий для содержания осужденных, подозреваемых и обвиняемых [9]. В настоящее время не только общие и специальные правоограничения, предусмотренные уголовными наказаниями, определяют кару, применяемую к лицам, преступившим уголовный закон, но и компетенция субъектов, исполняющих уголовное наказание, играет достаточно важную роль [5, с. 71–75].

Немалозначительным является и тот факт, что существуют меры уголовно-правового воздействия, не связанные с лишением свободы. Данные меры имеют своей особенностью оставление лица, совершившего преступление, в социуме. С одной стороны, такое наказание считается одной из мер, которые способствуют уменьшению рецидивной преступности, так как лицо, находящееся в местах лишения свободы, взаимодействует с криминогенными личностями, перенимает паттерны поведения, и спустя 3–5 лет происходят последствия в виде полного изменения личностных качеств человека в негативную сторону. С другой стороны, такие виды наказаний считают чрезмерно мягкими, неэффективными, так как человек остается в прежней обстановке, которая и привела его к совершению преступления. Решением данной проблемы представляется полное изучение личностных характеристик каждого человека в отдельности. Анализ его отношения к работе, к совершенному деянию, к возможному наказанию позволит выбрать такое наказание, которое в действительности сможет изменить поведение человека в положительную сторону.

Индивидуальные меры профилактики рецидивной преступности должны разрабатываться в зависимости от того, на кого они направлены. Особое внимание в этом случае необходимо уделять особенно криминогенным личностям с ярко выраженным девиантным поведением. А также важным представляется выделять в качестве объектов индивидуального предупреждения и окружающую обстановку таких лиц. Это должно проходить на этапе отбывания наказания лицом.

Основной причиной рецидива преступлений среди освобожденных лиц является социальная необустроенность, отсутствие необходимых материально-бытовых и социально полезных условий, позволяющих успешно социализироваться и адаптироваться к жизни на свободе; отсутствие социальной поддержки после освобождения, позволяющей закрепиться сформированным социально-психологическим навыкам выстраивания просоциальных отношений [4, с. 60–62].

Уже на данный момент в Российской Федерации осуществляется ряд мер, подпадающих под индивидуальную профилактику рецидивной преступности. Так, оказывается содействие лицам в трудоустройстве, лечении от алкоголизма и наркомании, а также помощь в устройстве быта.

По словам директора ФСИН России А. А. Гостева, на протяжении нескольких лет реализуется ведомственная программа социально-психологической работы по оказанию помощи лицам, находящимся в наркотической зависимости. По итогам 2023 г. 2888 человек, которые нуждались в этой помощи, ее получили. Это достаточно важное направление, и такая работа осуществлялась в 203 исправительных учреждениях пенитенциарного ведомства [9].

Предупреждение повторности преступлений является одной из приоритетных задач различных органов государственной власти.

В Положении об уголовно-исполнительных инспекциях, утверждённом Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.1997 № 729 [12], указана одна из основных задач инспекции – предупреждение преступлений и иных правонарушений лицами, состоящими на учете в инспекциях. С момента принятия судебного решения к исполнению сотрудник инспекции начинает разрабатывать меры, направленные на индивидуальную профилактику лица. Такие меры подбираются с учётом анализа судебного решения; выявленных обстоятельств при личной беседе с осуждённым; данных, предоставленных родственниками осуждённого, его работодателем и другими людьми, ранее взаимодействовавшими с ним. Учитываются и личностные характеристики лица, обстоятельства совершения им преступления, его умственные и физические способности.

Уголовно-исполнительные инспекции взаимодействуют с государственными и муниципальными органами государственной власти, а также с различными общественными учреждениями по вопросам предупреждения правонарушений лицами, состоящими на учёте в уголовно-исполнительных инспекциях.

Анализируя регламент взаимодействия ФСИН России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учёте уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений, можно прийти к выводу о том, что взаимодействие данных органов государственной власти выражается в оказании друг другу практической и методической помощи по предупреждению правонарушений, обмене информацией состояния их взаимодействия, разработке планов взаимодействия в данной сфере.

Отдельно уголовно-исполнительные инспекции регулярно формируют информационно-аналитические материалы для руководства ОВД о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений; совместно с ОВД проводят мероприятия по контролю выполнения осуждёнными установленных в отношении них обязанностей и ограничений; создают и предоставляют ОВД списки осуждённых; оповещают руководителя ОВД о поставленных на учёт осуждённых; направляют в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России сведения о лицах, осуждённых к наказанию в виде лишения права управления транспортным средством. Перечень мер взаимодействия уголовно-исполнительных инспекций с Министерством внутренних дел весьма обширен и охватывает все необходимые меры, улучшающие предупреждение как преступности в целом, так и рецидивной преступности в частности.

На данный момент действует оперативно-профилактическая операция «Рецидив». Главной целью данного мероприятия является предупреждение совершения ранее судимыми лицами повторных преступлений. Сотрудники правоохранительных органов осуществляют выезды по адресам проживания лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Совместно с сотрудниками социальной защиты населения и органов занятости ведётся работа по ресоциализации и трудоустройству таких лиц. Также проводятся проверки соблюдения ограничений лицами, в отношении которых установлен административный надзор. В результате такой деятельности пресекается значимое количество правонарушений.

Существует и такая мера предупреждения рецидивной преступности, как административный надзор. Данный надзор устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы». Как указано в данном законе, «административный надзор – осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобождённым из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом» [16]. Такой надзор осуществляется органами внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения гражданина.

Существует ряд проблем в деятельности участковых уполномоченных по надзору за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы. Необходимое взаимодействие сотрудников пенитенциарных учреждений с органами внутренних дел имеет слабо выраженный характер.

Также проблемой является и тот факт, что администрации исправительных учреждений в исковых заявлениях об установлении за лицом административного надзора чаще всего ходатайствуют о минимальном количестве ограничений. В большинстве своём сотрудники пенитенциарных учреждений говорят о необходимости применения лишь такой меры, как обязательная явка в орган внутренних дел определённое количество раз в месяц. Считается, что такое количество ограничений не будет положительным образом влиять на предупреждение рецидивной преступности лицами, за которыми в обязательном порядке необходимо устанавливать административный надзор.

Несмотря на эффективность административного надзора, существующие проблемы явным образом затрудняют реализацию данного института предупреждения рецидивной преступности. Следовательно, искоренение данных проблем повлияет на снижение рецидивной преступности.

Для органов внутренних дел также обозначены определённые меры взаимодействия с уголовно-исполнительными инспекциями для повышения эффективности работы по предупреждению совершения преступлений осуждёнными. Данные органы, например, информируют уголовно-исполнительные инспекции о возбуждении уголовных дел органами предварительного следствия и дознания ОВД в отношении осуждённых; принимают участие в осуществлении контроля за поведением осуждённых и так далее.

О. С. Капинус отмечает, что, по данным специальных исследований, среди впервые осужденных 8 % опрошенных безразлично относились к угрозе наказания, а более 90 % ответили, что боялись быть пойманными, боялись суда и тюрьмы. Среди неоднократно судимых лиц 23 % безразлично относились к угрозе наказания, а 68 % боялись тюрьмы и суда [7, с. 943]. То есть наблюдается увеличение числа лиц, которые не боятся осуждения, если к такому лицу ранее уже применялись меры уголовного воздействия. Это говорит о том, что рецидивисты меньше озабочены переживаниями о том, что попадут в места лишения свободы, чем лица, которые никогда там не были.

В настоящий момент действует разработанная учеными Томского государственного университета методика «Портрет». Данная методика позволяет создавать полноценный прогноз поведения условно осужденных. Теория, по которой она разработана, предполагает, что каждая категория осужденных будет действовать определенным образом, благодаря чему можно выявить возможное совершение преступлений в период отбывания наказания и после. Но проблемой данной методики является тот факт, что она применяется не для всех категорий осуждённых. Какие-либо другие методики криминологического прогнозирования не действуют, что считается недоработкой со стороны правоохранительных органов.

Мотивирование преступников на занятие трудовой деятельностью представляется весьма эффективной мерой предупреждения рецидивных преступлений. Благодаря постоянной работе у таких лиц вырабатывается привычка в регулярном выполнении каких-либо трудовых обязанностей. Также немаловажным является мотивация в виде заработной платы. Лица, находящиеся в местах лишения свободы, не только должны получать денежные средства для покупки вещей первой необходимости, но и важным является возможность накопления какого-то количества денежных средств, которые помогут обеспечивать себя первое время после освобождения от отбывания наказания. Особое внимание необходимо обратить на то, что такой труд сформирует у преступников понимание о возможности зарабатывать денежные средства правовыми способами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ВЫВОДЫ

Результаты данного исследования перспективны для поиска оптимальных путей и эффективных средств противодействия рецидивной преступности специально-криминологическими мерами. Полученные сведения способны изменить представление о структуре, содержании, направлениях развития, принципах и ориентирах уголовного наказания как фундаментального института уголовного права.

Существуют некоторые проблемы в обеспечении всех лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, рабочими местами. Для того чтобы была возможность предоставить таким лицам работу, необходимо наличие у них образования. Необходимо обеспечение возможности получения всеми лицами профессионального образования. Приобретение осужденными профессиональных навыков какого-либо профессионального образования положительно сказывается на их дальнейшей ресоциализации и, как следствие, на уменьшении рецидивной преступности. По статистическим данным, лица, получившие высшее образование в пенитенциарных учреждениях, в дальнейшем в 5 раз меньше совершают рецидивные преступления.

Самыми эффективными мерами предупреждения рецидивной преступности являются меры по ресоциализации лиц, в отношении которых применяются меры уголовно-правового воздействия. Осужденные, имеющие образование, привыкшие к регулярной трудовой деятельности, в большей степени подвержены успешному восстановлению своей жизни в социуме, и, как следствие, они с меньшей долей вероятности совершают рецидивные преступления. Но для этого необходимо оказывать комплексное содействие со стороны органов государственной власти.

×

Об авторах

Елена Владимировна Кунц

Научно-исследовательский институт Федеральной службы исполнения наказаний

Автор, ответственный за переписку.
Email: 73kuntc@mail.ru

доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник

Россия, Москва

Список литературы

  1. Об утверждении муниципальной программы «Оказание помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействия их социальной реабилитации в Коркинском муниципальном округе» на 2023–2025 годы : Постановление Администрации Коркинского муниципального округа от 31.03.2023 г. № 280. – Текст : электронный // Администрация Коркинского муниципального округа. – URL: https://korkino-okrug.gov74.ru/files/НПА/Постановления%20/Пост%20280 (дата обращения: 23.06.2024).
  2. Антонян, Ю. М. О понятии профилактики преступлений / Ю. М. Антонян. – Текст : непосредственный // Вопросы борьбы с преступностью. – 1977. – Вып. 26. – С. 25–34.
  3. Герцензон, А. А. Введение в криминологию / А. А. Герцензон. – Москва, 1965. – 266 с. – Текст : непосредственный.
  4. Голубовский, В. Ю. Проблемы предупреждения рецидивной преступности / В. Ю. Голубовский. – Текст : непосредственный // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Самара, 1-2 июня 2023 г.). – Самара : Самарский юридический институт ФСИН России, 2023. – С. 60–62.
  5. Звонов, А. В. Деятельность субъектов исполнения наказания как фактор реализации его содержания / А. В. Звонов. – Текст: электронный // Вестник Югорского государственного университета. – 2024. – № 1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deyatelnost-subektov-ispolneniya-nakazaniya-kak-faktor-realizatsii-ego-soderzhaniya (дата обращения: 24.10.2024).
  6. Каретников, К. В. Формы профилактики преступлений и иных правонарушений групп несовершеннолетних в местах лишения свободы / К. В. Каретников, А. В. Шеслер, С. С. Шеслер. – Текст: электронный // Вестник Югорского государственного университета. – 2024. – № 2. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formy-profilaktiki-prestupleniy-i-inyh-pravonarusheniy-grupp-nesovershennoletnih-v-mestah-lisheniya-svobody (дата обращения: 24.10.2024).
  7. Криминология : учебное пособие / под общей редакцией О. С. Капинус. – Москва : Юрайт, 2024. – 943 с. – Текст : непосредственный.
  8. Лунеев, В. В. Курс мировой и российской криминологии : учебное пособие. – Москва : Юрайт, 2024. – 352 с. – Текст : непосредственный.
  9. Арстанова, А. На ПМЮФ обсудили роль пенитенциарной политики государства в снижении рецидива / А. Арстанова. – Текст : электронный // Адвокатская газета. – URL: https://www.advgazeta.ru/novosti/na-pmyuf-obsudili-rol-penitentsiarnoy-politiki-gosudarstva-v-snizhenii-retsidiva/ (дата обращения: 30.06.2024).
  10. О Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. : распоряжение Правительства РФ от 29.04.2021 г. № 1138-р. – Текст : электронный // Гарант. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 29.04.2024).
  11. О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 : (с изменениями и дополнениями по состоянию на 24.10.2023 г.). – Текст : электронный // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/12189141/ (дата обращения: 19.04.2024).
  12. Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности (с изменениями и дополнениями) : постановление Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729. – Текст : электронный // Гарант. – URL: https://base.garant.ru/1345113/?ysclid=ly2hkj1xk937331817 (дата обращения: 30.06.2024).
  13. Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ на период до 2030 г. : распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р. – Текст : электронный // Гарант. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/?ysclid=ly2gy0tpnx687134692 (дата обращения: 30.06.2024).
  14. Решетников, А. Ю. Криминология : учебное пособие / А. Ю. Решетников, О. Р. Афанасьева. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Москва : Юрайт, 2024. – 166 с. – Текст : непосредственный.
  15. Сулиев, В. Ф. К вопросу о проблемах отбывания наказания в колониях строгого режима / В. Ф. Сулиев, А. Б. Дашинимаев. – Текст : электронный // Вестник Югорского государственного университета. – 2018. – № 2 (49). – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-problemah-otbyvaniya-nakazaniya-v-koloniyah-strogogo-rezhima (дата обращения: 24.10.2024).
  16. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы : Федеральный закон от 06.04.2011 г. № 64-ФЗ. – Текст : непосредственный // Собрание законодательства РФ. – 2011. – № 15. – Ст. 2037.
  17. Хайрусов, Д. С. Криминология : учебное пособие / Д. С. Хайрусов. – Москва : Юрайт, 2024. – 95 с. – Текст : непосредственный.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Югорский государственный университет, 2024

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».