Уголовно-правовая охрана фискальных интересов России во внешнеэкономической сфере
- Авторы: Цуканов А.Н.1
-
Учреждения:
- Юго-Западный государственный университет
- Выпуск: Том 18, № 3 (2022)
- Страницы: 48-55
- Раздел: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
- URL: https://journal-vniispk.ru/1816-9228/article/view/253659
- DOI: https://doi.org/10.18822/byusu20220348-55
- ID: 253659
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Предмет исследования: в условиях экономических санкций в отношении России как никогда актуальным является вопрос международной торговли с зарубежными партерами. Повышение качества таможенного администрирования и переход от «электронной» к «интеллектуальной» таможне, дает положительные результаты, являющиеся предметом изучения экономистов и юристов в области таможенного дела. «За скобками» остаются вопросы эффективности уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства во внешнеэкономической сфере. Анализ статистических данных судов, таможенных и других правоохранительных органов позволил выработать вероятные гипотезы будущего развития преступности в указанной сфере, что является предметом настоящего исследования.
Цель исследования: сформулировать научно-обоснованные предложения по совершенствованию механизмов уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства в сфере внешнеэкономической деятельности.
Перечень методов и объектов исследования: статистическое наблюдение, метод группировки и обобщения данных с последующим интерпретированием результатов, позволившим составить прогноз эффективной защиты фискальных интересов государства во внешнеэкономической сфере.
Выводы по результатам исследования. Механизмы уголовно-правовой охраны фискальных интересов государства в таможенной сфере должны носить исключительный характер, а ориентиры выстраиваться в пользу прозрачности таможенных процедур и выгодности ведения честного бизнеса. В настоящее время наблюдается снижение количества осужденных по ст. 194 УК РФ при существенном росте добровольных форм уплаты недоимок по таможенным платежам. Выявлены две основные причины: организационная – улучшение качества таможенного администрирования; правовая – судебная практика выстраивается по принципу презумпции добросовестности декларанта.
Полный текст
Введение
Утвержденная Правительством России Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [21] указывает в качестве основного стратегического направления развития ФТС России совершенствование реализации фискальной функции в условиях создания интегрированных информационных систем, трансграничного пространства и развития цифровых платформ. Следует отметить, что деятельность таможенных органов по повышению результативности борьбы с преступлениями ориентирована на противодействие экстремизму, терроризму, поставкам оружия и наркотиков [7, c. 17], тогда как уголовно-правовая охрана фискальных интересов не упоминается. Исходя из данного документа, можно констатировать то, что акцент сделан не на ужесточение санкций, а на упрощение таможенных операций в целях соблюдения балансов интереса государства и участников внешнеэкономической деятельности (далее – ВЭД) в снижении финансовых издержек и административной нагрузки [7, c. 22–23]. В ранее действовавшей Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года указывалось, что совершенствование фискальной функции основывалось на эффективном осуществлении контроля и надзора по соблюдению законодательства и безусловном исполнении закона о федеральном бюджете в части доходов, администрируемых таможенными органами [21; 28; 29]. Примечательно, что по данным Аналитического центра при Правительстве России ФТС три года подряд (2018-2020 г.) из 12 контрольно-надзорных органов занимает лидирующие позиции (ФНС России – на 4-м месте, замыкает МВД России) [7, c. 5].
Данный факт свидетельствует о качественном изменении подходов к осуществлению правоохранительной деятельности таможенными органами, что влечет за собой увеличение степени эффективности в области охраны интересов общества и государства.
Результаты и обсуждение
Переход на «цифровую» таможню, улучшение качества взаимодействия ФТС с иными государственными органами, ряд организационных мероприятий позволяет утверждать, что на протяжении последних пяти лет суммы ущерба от совершенного преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ выросли на 26 %, тогда как количество осужденных сократилось практически в 2,5 раза. Количество возбужденных уголовных дел уменьшилось почти на 60 %, при этом добровольное возмещение причиненного вреда резко возросло с 12–16 % до 57 %.
По отчетам Федеральной таможенной службы за 2020 г. доля выявляемых оперативными подразделениями преступлений в общем количестве возбужденных таможенными органами уголовных дел, отнесенных к компетенции таможенных органов составила 96,5 % [7, c. 4], всего таможенными органами выявлено 1967 преступлений, из них 241 – налоговых, 31 – коррупционной направленности, 550 – связанных с незаконным оборотом наркотиков, их аналогов, сильнодействующих веществ, 20 – связанных с незаконным оборотом оружия [23, c. 20]. В 2021 г. таможенными органами выявлено 2258 преступлений, из них 242 – налоговых, 23 – коррупционной направленности, 922 связанных с незаконным оборотом наркотиков, их аналогов, сильнодействующих веществ, 18 – связанных с незаконным оборотом оружия [24, c. 21].
По доходу бюджета, администрируемого таможенными органами, в 2020 г. сумма составила 4751,8 млрд руб. [26], в 2021 г. – 7156 млрд руб. [27]. В рамках новой системы управления рисками (далее – СУР) таможенными органами в 2020 г. дополнительно взыскано более 21,3 млрд руб., принято 22521 решение об отказе в выпуске товаров и 10657 решений о запрете ввоза/вывоза товара [7, c. 64].
По уклонению от уплаты таможенных платежей за 2020 г. сумма ущерба составила более 7 млрд. руб. В результате принятых оперативными подразделениями таможенных органов мер по обеспечению уплаты таможенных платежей в указанный период доначислено более 18 млрд рублей, что почти двукратно превышает показатель аналогичного периода прошлого года (2019 год – 9,5 млрд рублей). Взыскано в бюджет Российской Федерации 8,9 млрд рублей. Данный показатель в 2,5 раза превышает результат аналогичного периода 2019 года (2019 год – 3,5 млрд рублей) [19, c. 38]. Таким образом, акцент сделан на обеспечение предотвращения ущерба государству.
По возбужденным уголовным делам по ст. 194 УК РФ в 2020 г. в бюджет перечислено 4 млрд руб. (57,1 %), в 2019 г. – 759,6 млн руб. из 6 млрд руб. [4] (12,6 %), в 2018 г. из неуплаченных таможенных платежей на сумму 4,3 млрд. руб. до возбуждения уголовного дела добровольно было перечислено 821 млн руб. (19%), в 2017 г. из 5,2 млрд руб. до возбуждения уголовного дела и в ходе их расследования перечислено в бюджет 711 млн руб. (13,6%) [2, c. 52–53], в 2016 г. из 5,2 млрд руб. на стадии расследования возмещено 838 млн. руб. неуплаченных таможенных платежей (16,1 %) [1, c. 41].
На наш взгляд, существенный рост количества взысканий связан с двумя обстоятельствами: переход таможенных органов на «электронную» таможню и улучшение качества взаимодействия ФТС России и Генеральной прокуратуры России: организован защищенный канал связи между программными средствами указанных правоохранительных органов с использованием программно-аппаратного комплекса, обеспечивающего многофакторную защиту VipNet Coordinator, проведено тестирование сервиса «Информационный обмен статистической информацией с внешними информационными системами» (сервис прямого взаимодействия) ГАС ПС, осуществлена доработка КПС «Уголовные дела» (до версии 3.0 специального программного обеспечения ГАС ПС) [5, c. 66]. Актуализирован порядок ведения в таможенных органах электронного учета документов по сообщениям о преступлениях и уголовным делам [18].
В 2020 г. возбуждено 2067 уголовных дел [7, c. 65] из них по ст. 194 УК РФ – 316, в 2019 – 344 дела, в 2018 г. – 359 [5], в 2017 – 481 дело 3, c.58], в 2016 г. – 528 [2, c.52], таким образом, наблюдается существенное снижение количества уголовных дел.
В 2020 г. из 316 уголовных дел, 74 приостановлены на основании п. 1–3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ [23, c. 37]. За этот же период осуждено по ч.1 ст. 194 УК РФ – 10 человек, по ч. 2 ст. 194 УК РФ – 11 человек. Из 22 осужденных только одному было назначено лишение свободы сроком до 1 года [8]. 2 человека были оправданы, 22 лица освобождены от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям (как правило с применением иной меры уголовно-правового характера – судебного штрафа) [9].
В 2019 г. по ст. 194 УК РФ осуждено 23 человека, из которых 1 назначено лишение свободы, 3 – лишение свободы условно, 11 – штраф, 6 освобождены от наказания [9].
В 2018 г. по рассматриваемой статье осуждено 53 человека, из которых 1 назначено лишение свободы, 16 – лишение свободы условно, 33 – штраф, 3 человека освобождены от уголовной ответственности [10].
В 2017 г. осуждено 48 человек, 7 из которых к лишению свободы условно, 30 осужденным назначен штраф, 11 освобождены от наказания или от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям и только один за отсутствием состава преступления [11].
В 2016 г. с обвинительными актами направлено 117 уголовных дел, по 88 вынесены обвинительные приговоры, 2 прекращены в связи с деятельным раскаянием [1, c. 41], из которых было осуждено 56 человек по ст. 194 УК РФ. 4 осужденным было назначено лишение свободы, 1 – условное лишение свободы, 21 – наказание, не связанное и изоляцией, 15 освобождено от уголовной ответственности или наказания и 5 освобождено по реабилитирующим обстоятельствам [12].
Таблица – Данные судебной статистики и ФТС РФ за 5 лет
Год | Сумма ущерба млрд | Взыскано | Добровольно перечислено млрд | Возбуждено | Осуждено | Лишение | Наказание без изоляции | Освобождены от уголовной ответственности или наказания | Оправданы, освобождены по за отсутствием состава |
2016 | 5,2 |
| 0,838 | 528 | 56 | 4 | 22 | 15 | 5 |
2017 | 5,2 |
| 0,711 | 481 | 48 | 0 | 37 | 11 | 1 |
2018 | 4,3 |
| 0,821 | 359 | 53 | 1 | 49 | 3 |
|
2019 | 6 | 3,5 млрд | 0,759 | 344 | 23 | 1 | 14 | 6 | 2 |
2020 | 7 | 8,9 млрд | 4 млрд | 316 | 22 | 1 | 0 | 22 | 2 |
Представленные данные демонстрируют, что на протяжении последних пяти лет суммы ущерба от совершенного преступления, предусмотренного ст. 194 УК РФ выросли на 26 %, тогда как количество осужденных сократилось практически в 2,5 раза. Количество возбужденных уголовных дел уменьшилось почти на 60 %, при этом добровольное возмещение причиненного вреда резко возросло с 12–16 % до 57 %. Полагаем, причины следует искать в улучшении качества таможенного администрирования, а именно: внедрена субъектно-ориентированная модель системы управления рисками, функционирует единая сеть из 8 электронных таможен и 16 таможенных постов и к концу 2020 г. в центрах электронного декларирования сосредоточено 97,5 % деклараций (для сравнения в 2019 г. данная цифра составляла 67,9 %) [5, c. 58]; применяется технология централизованного учета таможенных платежей, реализована функция, дающая возможность плательщикам самостоятельно уточнять ошибочно указанные в декларациях и иных документах сведения, апробируется возможность подачи участниками ВЭД заявлений о возврате авансовых платежей в электронной форме, доработаны электронные сервисы Личного кабинета участников ВЭД в части автоматизации процессов, связанных неуплатой (частичной неуплатой) таможенных платежей, и в 2020 г. 95 % уведомлений о задолженности по таможенным платежам было направлено через Личный кабинет участника ВЭД, действует электронный документооборот между ФТС и ФССП России, создана служба таможенного контроля после выпуска товаров, в компетенцию которой входит выявление при проведении таможенного контроля признаков преступлений, «производство неотложных следственных действий и (или) предварительного расследования в форме дознания по уголовным делам по которым отнесено к ведению таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные связанные с ними преступления и административные правонарушения» [17].
Позиция Верховного Суда по ряду конкретных дел, и отразившаяся в Постановлении Пленума [15] также повлияла на динамику споров таможенных органов с участниками ВЭД. Определена так называемая презумпция достоверности информации и документов, которые представляет декларант. Бремя опровержения возложена на таможенные органы. Так, Арбитражный суд Поволжского округа поддержал декларанта: суть спора заключалась в том, что после ввоза оборудования на территорию России и таможенного декларирования, через незначительное время ФТС инициировала ряд проверок, предположив, что таможенные платежи оплачены в меньшем размере. Судебные органы указали, что таможня не представила доказательств о недостоверности декларирования (Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Ф06-62686/2020. Арбитражный суд Поволжского округа. Дело № А72-9685/2019 // https://kad.arbitr.ru).
Дополнительной гарантией защиты прав участников ВЭД является реальная возможность при возникновении таможенного спора обратиться за его разрешением непосредственно в суд, минуя административное обжалование в таможенных органах. К примеру, компания в судебном порядке потребовала вернуть ей переплату по таможенным платежам, которые она перечислила, когда ввозила запчасти для двигателей. Суд напомнил, что выбор способа защиты нарушенного или оспариваемого права – это субъективное право заявителя. И если он решил сразу подать имущественный иск к таможне (минуя обжалование решения о корректировке таможенной стоимости), то он может это сделать. В итоге компания успешно вернула переплаты, а решение первой инстанции позднее поддержал апелляционный суд (постановление Четырнадцатого арбитражного суда г. Вологда. Дело № А52-4506/2019 // https://kad.arbitr.ru).
Учитывая динамично меняющееся таможенное законодательство, Пленум Верховного Суда РФ указал на недопустимость применения «невыгодных» для декларанта ставок. Иными словами, если на момент декларирования товара были меньшие ставки, чем к моменту проведения проверки, применяются ставки, действовавшие на момент ввоза [22].
За восемь лет (с 2012 по 2020 гг.) динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей существенно улучшилась. Так, если в 2012 г. общая задолженность составляла порядка 52 млрд руб. и с незначительными колебаниями оставалась практически неизменной до 2018 г. (49,2 млрд руб.), то в 2019, 2020 гг. задолженность по таможенным платежам снизилась до 26,8 и 27,4 млрд руб. соответственно [5, c. 14], что составляет менее 1 % от суммы доходов бюджета, администрируемых таможенными органами (5729,1 млрд руб. в 2019 г., 4751, 8 млрд. руб. в 2020 г.) [5, c. 11].
Снижение общих доходов от таможенных платежей в 2020 г. по сравнению с 2019 г. можно объяснить экономическими причинами (снижение цен на нефть и газ, уменьшение объема экспорта не углеводороды и газ) и правовыми (расширение льгот [25], повлекшие возврат 5,19 млрд руб., завершение «налогового маневра» [25]).
Заключение и выводы
В соответствии со Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года [20] будет происходить переход от «цифровой» таможни к «интеллектуальной», что повысит результативность борьбы с преступлениями, т. к. одним из принципов стратегического планирования является признание таможенных преступлений одной из угроз безопасности Российской Федерации. При этом важно, чтобы уголовно-правовые механизмы были задействованы в крайних случаях, а уровень конфликтности таможенных правоотношений был минимальным. Как представляется, нормотворческая работа идет в данном направлении, суть которой заключается в установлении максимально прозрачных фискальных и регулирующих условий работы таможни; контроль, основанный на риск-ориентированном подходе, который позволил минимизировать количество проверок при увеличении их эффективности. Полагаем, постепенный переход от применения карательных механизмов к поощрительным в отношении добросовестных участников ВЭД, показывает свою состоятельность.
Об авторах
Алексей Николаевич Цуканов
Юго-Западный государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: ssh46@rambler.ru
прокурор Курской области, Государственный советник юстиции 3 класса, соискатель кафедры уголовного права
Россия, КурскСписок литературы
- Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации. 2016 г.». – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/
- activity/results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 09.03.2022).
- Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации. 2017 г.». – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/activity/
- results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 09.03.2022).
- Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации. 2018 г.». – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/activity/results/
- ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 09.03.2022).
- Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации. 2019 г.». – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/activity/
- results/ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 09.03.2022).
- Ежегодный сборник «Таможенная служба Российской Федерации. 2020 г.». – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/activity/results/
- ezhegodnyj-sbornik-tamozhennaya-sluzhba-rossijskoj-federaczii (дата обращения: 09.03.2022).
- О таможенном тарифе : Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1. – Текст : электронный // КонсультантПлюс – URL: http://www.consultant.ru/
- document/cons_doc_LAW_1995/ (дата обращения 09.03.2022).
- Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 году. – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607 (дата обращения: 09.03.2022).
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2020 год : отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения). – Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения: 09.03.2022).
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2019 год : отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения). – Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5259 (дата обращения 09.03.2022).
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2018 год : отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения). – Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4894 (дата обращения: 09.03.2022).
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2017 год : отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения). – Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=4572 (дата обращения: 09.03.2022). – Текст : электронный.
- Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2016 год : отчет о видах наказания по наиболее тяжкому преступлению (без учета сложения). – Текст : электронный // Судебный департамент при Верховном Суде РФ. – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=3834 (дата обращения: 09.03.2022). – Текст : электронный.
- Отчет о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса Российской Федерации / Сводные статистические сведения о состоянии судимости в России за 2020 год – URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5669 (дата обращения 09.03.2022). – Текст : электронный.
- Арбитражный суд Поволжского округа. Постановление арбитражного суда кассационной инстанции Ф06-62686/2020Дело № А72-9685/2019. – Текст : электронный // Электронное правосудие. – URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/1e67b39b-a01f-407e-8c7e-1787e4de894f/00af2e84-fb4d-49e7-95a9-2aee3518308d/A72-9685-2019_20210811_Postanovlenie
- _kassacionnoj_instancii.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 09.04.2022).
- О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза : постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 49 от 26 ноября 2019 г. – Текст : электронный // Верховный Суд РФ. – URL: http://www.supcourt.ru/documents/own/28484/ (дата об-ращения: 09.04.2022).
- Постановление Четырнадцатого арбитражного суда г. Вологда. Дело № А52-4506/2019. – Текст : электронный // Электронное правосудие. – URL: https://kad.arbitr.ru/Document/Pdf/ab71dcf2-2b89-41fd-bb64-3453f9823842/55388531-c0b3-4e17-bd62-f3d7925c54f1/A52-4506-2019_20200603_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf?
- isAddStamp=True (дата обращения: 19.03.2022).
- Об утверждении типовых положений о подразделениях таможенного контроля после выпуска товаров таможен : приказ ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 30 октября 2020 г. № 953 : (в ред. 03.02.2021 № 94). – Текст : электронный // Альта Софт. – URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20pr0953/#pril1 (дата обращения: 09.04.2022).
- О внесении изменений в приказ ФТС России от 26 марта 2015 г. № 528 : приказ ФТС России от 10 сентября 2020 г. № 782. – Текст : электронный // КонсультантПлюс. – URL: https://www.consultant.ru (дата обращения: 09.03.2022).
- Приложение к итоговому докладу о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2020 г. – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/activity/results/itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/268607 (дата обращения: 09.04.2022).
- Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 г. № 1388-р. – Текст : электронный // Альта Софт. – URL: https://www.alta.ru/tamdoc/20rs1388/ (дата обращения: 21.02.2022).
- Об утверждении Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года : распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/
- activity/programmy-razvitiya/strategy/document/87092 (дата обращения: 09.03.2022).
- Решение Арбитражного суда Приморского края от 19 ноября 2020 г. Дело № А51-24425/2018. – Текст : электронный // Электронное правосудие. – URL: https://kad.arbitr.ru/
- Document/Pdf/098220d3-4169-407a-8de1-028ebb3a600a/6bcaf88e-25e6-492d-984f-36684c9314fa/A51-24425-2018_20201119_Reshenie.pdf?isAddStamp=True (дата обращения: 19.03.2022).
- Состояние преступности в России. 2020. – URL: file:///C:/Users/user/
- Downloads/Ежемесячный%20сборник%20за%20декабрь%202020.pdf (дата обращения 09.03.2022). – Текст : электронный.
- Состояние преступности в России. Январь-ноябрь 2021. – URL: file:///C:/Users/user/Downloads/Ежемесячный%20сборник%20за%20декабрь%202020.pdf (дата обращения 09.03.2022). – Текст : электронный.
- О внесении изменения в статью 35 Закона Российской Федерации «О таможенном та-рифе» : Федеральный закон от 18 февраля 2020 г. № 24-ФЗ. – Текст : электронный // КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_345762/ (дата обращения: 19.03.2022).
- О перечислении средств в федеральный бюджет за 2020 год. – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/266043 (дата обращения: 09.03.2022).
- О перечислении средств в федеральный бюджет за 2021 год. – Текст : электронный // Федеральная таможенная служба. – URL: https://customs.gov.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/322194 (дата обращения: 05.03.2022).
- Урда, М. Н. Ответственность за контрабанду по уголовному законодательству стран-участниц таможенного союза: проблемы унификации законодательства / М. Н. Урда, С. В. Шевелева, И. В. Тененева. – doi: 10.17150/2500-4255.2017.11(1).205-215. – EDN YHZEJZ. – Текст : непосредственный // Всероссийский криминологический журнал. – 2017. – Т. 11, № 1. – С. 205–215.
- Шевелева, С. В. Проблемы экономизации уголовного права России: тенденции и пределы реализации / С. В. Шевелева, Е. О. Яковлева. – doi: 10.25724/VAMVD.OBCD. – EDN TERXVA. – Текст : непосредственный // Вестник Волгоградской академии МВД России. – 2020. – № 2(53). – С. 41–47.
Дополнительные файлы
