Philosophical constants in the creative self-determination of song poets

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The article compares the views of foreign philosophers on the nature of creativity, their reception in the Russian literary criticism and the creative implementation of some points in the Russian songwriting. The works of W. Benjamin (1892–1940) The Task of the Translator (1923), M. Blanchot (1907–2003) The Space of Literature (1955), P. Valery (1871–1945) Poetry and Abstract Thought (19390, S. Mallarme (1842–1898) The Crisis of Verse (1896), M. Heidegger (1889–1976) Hölderlin and the Essence of Poetry (1936), K. G. Jung (1875–1961) Archetype and Symbol (1934–1961) are used as a theoretical basis. Song texts of the representatives of the author’s song tradition A. Galich, A. Bashlachev, whose work is usually attributed to bard rock, and E. Letov, one of the main representatives of Russian punk rock, are used as research material. The choice of the authors is determined by the concept of the work, which seeks to show the universality of the constants identified in the process of research for various song and poetic traditions and philosophical systems. As such constants, the utopian concepts of “a single discourse”, a single “conversation” of poetry, and “pure art”, which is a “goal-in-itself”, stand out. Other constants relate to the inner state of the poet, techniques aimed at achieving inspiration – we are talking about the concepts of “removal”, or, according to Shklovsky, “estrangement”, as well as “silence”. The central constant is the concept of the “inexpressible”, “elusive”, which is the essential goal of every poet, clearly seen, but always unattainable. In thinking about each of the constants of philosophical thoughts about creativity, we find confirmation or discrepancies in the creative practice of song poets. It leads us to the conclusion that song poetry, following traditional poetry, accepts and transmits the experience of the Russian and Western philosophical and poetic thoughts about the essence of creativity. Typological overlaps are of a supranational, cosmopolitan nature, which indicates the universality of the constants we have identified. The work contributes to the study of song poetry, which confirms its status as the next stage in the existence of poetic discourse, which proves the legitimacy and necessity of studying song texts from a philological standpoint.   

About the authors

Alexander Vladimirovich Markov

Lomonosov Moscow State University

ORCID iD: 0009-0006-3536-0489
SPIN-code: 3695-7184
Russia, 119991, Moscow, Leninskie Gory, 1

References

  1. Доманский Ю. В. Рок-поэзия: перспективы изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст : сб. науч. тр. Екатеринбург : УрГПУ; Тверь : ТвГУ, 2013. Вып. 14. С. 7–35.
  2. Беньямин В. Задача переводчика / пер. Е. Павлова // Беньямин В. Учение о подобии. Медиаэстетические произведения : сб. ст. М. : РГГУ, 2012. С. 254–271.
  3. Бланшо М. Пространство литературы / пер. с фр. Б. В. Дубин, С. Н. Зенкин, Д. Кротова, В. П. Большаков, Ст. Офертас, Б. М. Скуратов. М. : Логос, 2002. 288 с.
  4. Наумов Л. Александр Башлачев: человек поющий. 3-е изд., испр. и доп. М. : Выргород, 2016. 608 с.
  5. Хайдеггер М. Гёльдерлин и сущность поэзии // О поэтах и поэзии: Гёльдерлин. Рильке. Тракль / сост., пер. с нем. и послесл. Н. Болдырева. М. : Водолей, 2017. С. 5–25.
  6. Юнг К. Г. Архетип и символ / сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М. : Ренессанс, 1991. 304 с.
  7. Руткевич А. М. Жизнь и воззрения К. Г. Юнга // Юнг К. Г. Архетип и символ / сост. и вступ. ст. А. М. Руткевича. М. : Ренессанс, 1991. С. 5–19.
  8. Аверинцев С. С. «Аналитическая психология» К.-Г. Юнга и закономерности творческой фантазии // О современной буржуазной эстетике : сб. ст. Вып. 3. М. : Искусство, 1972. С. 110–156.
  9. Парамонов Б. М. Согласно Юнгу // Парамонов Б. М. След: Философия. История. Современность. М. : Независимая газета, 2001. С. 26–55.
  10. Летов Е. Потрясающий вид из окна. Текст песни. URL: https://www.gr-oborona.ru/texts/1177698236.html (дата обращения: 20.05.2023).
  11. Валери П. Введение в систему Леонардо да Винчи // Валери П. Об искусстве / пер. с фр,. изд. подг. В. М. Козовой ; предисл. А. А. Вишневского. М. : Искусство, 1976. С. 29–68.
  12. Хайдеггер М. Нужны ли поэты? // О поэтах и поэзии: Гёльдерлин. Рильке. Тракль / сост., пер. с нем. и послесл. Н. Болдырева. М. : Водолей, 2017. С. 25–85.
  13. Летов Е. Интервью в Москве, 16.05.1997 [Видео] // YouTube-канал О. Евстигнеева. URL.: https://www. youtube.com/watch?v=0MDuQvAJKlg (дата обращения: 20.05.2023).
  14. Корчинский А. Комментарий к мифу: Егор Летов о своих текстах // Летовский семинар: Феномен Егора Летова в научном освещении. 2-е изд., испр. М. ; Калуга ; Венеция : Bull Terrier Records, 2018. С. 52–66.
  15. Галич А. А. Сочинения : в 2 т. Т. 1. Стихотворения и поэмы / сост. А. Петраков. М. : Локид, 1999. 527 с.
  16. Малларме С. Кризис стиха / пер. И. Стаф. // Малларме С. Сочинения в стихах и прозе : сб. / сост. Р. Дубровкин. М. : Радуга, 1995. С. 321–344. На франц. яз. с параллельным рус. текстом.
  17. Хайдеггер М. Бытие и время / пер. с нем. В. В. Бибихина. Харьков : Фолио, 2003. 503 с.
  18. Александрова М. А. Декабристы в культурно-исторической мифологии советской эпохи. Литературная «декабристиана» 1920–1960-х гг. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 21, вып. 4. С. 459–465. https://doi.org/10.18500/1817-7115-202121-4-459-465
  19. Темиршина О. Р. «Руками не потрогать, словами не назвать»: типология ошибок в текстах Егора Летова // Летовский семинар: Феномен Егора Летова в научном освещении. 2-е изд., испр. М. ; Калуга ; Венеция : Bull Terrier Records, 2018. С. 7–23.
  20. Аверинцев С. С. Архетипы // Аверинцев С. Собрание сочинений. София-Логос. Словарь / под ред. Н. П. Аверинцевой, К. Б. Сигова. Киев : Дух i Лiтера, 2006. C. 68–71.
  21. Гавриков В. А. Песенная поэзия vs печатная поэзия. М. : Директ-Медиа, 2021. 388 с.
  22. Валери П. Поэзия и абстрактная мысль // Валери П. Об искусстве / пер. с фр,. изд. подг. В. М. Козовой ; предисл. А. А. Вишневского. М. : Искусство, 1976. С. 400–433.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 News of Saratov University. Ser. Philology

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».