The culture of journalists’ speech in the period of mediatization of communication

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The process of mediatization of culture is actively taking place in modern society. Today, the media have a significant impact on the civic position, views and level of speech culture and communicative behavior of the population. The profession of a journalist is one of the most important and responsible professions. That is why a journalist has to convey a good speech: correct, appropriate, logical, expressive. Unfortunately, the speech of modern media workers is far from the standard. It is replete with speech, grammatical and stylistic errors and inaccuracies. The unintentional replication of such errors and unfortunate word usage can impoverish speech and lead to communicative risks. Observations show that modern media actively repeat words, constructions, and ways of speech interaction that are fashionable in colloquial speech and popular culture, which are often far from the norm from the perspective of the literary language. In mass media culture, especially in the blogosphere, speech aggression and detabooing of topics that were previously considered forbidden for public communication can be observed. Journalists are paying less attention to the form of thought expression, and therefore some lexemes in the media are abnormally expanding their compatibility and changing their semantics. The globalization of communication leads to excessive and inappropriate use of English loan words in the media. Due to changes in the value system of the Russian society, the mass media are increasingly quoting advertisements, popular foreign films and TV series. Journalists are less likely to turn to academic dictionaries and reference books, focusing on the speech of the population while selecting a speech variant. The mediatization of culture leads to the fact that native speakers have blurred ideas about good speech, rhetorical ideal, traditional values, and the level of linguistic reflection decreases.

About the authors

Anna Vladimirovna Degaltseva

Saratov State University

ORCID iD: 0000-0003-3791-9777
SPIN-code: 2679-7386
Russia, 410012, Saratov, Astrakhanskaya street, 83

Margarita Anatolyevna Kormilitsyna

Saratov State University

Russia, 410012, Saratov, Astrakhanskaya street, 83

References

  1. Ширяев Е. Н. Современная теоретическая концепция культуры речи // Культура русской речи : учебник для вузов / под ред. Л. К. Граудиной, Е. Н. Ширяева. М. : Норма, 2000. С. 12–24.
  2. Головин Б. Н. Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи. М. : Высшая школа, 1988. 160 с.
  3. Хорошая речь / под ред. М. А. Кормилицыной, О. Б. Сиротининой. Изд. 2-е., испр. М. : ЛКИ, 2007. 320 с.
  4. Грайс Г. П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. XVI. Лингвистическая прагматика / под общ. ред. Е. В. Падучевой. М. : Прогресс, 1985. С. 217–287.
  5. Leech G. N. Principles of Pragmatics. London ; New York : Longman, 1983. 250 p.
  6. Шмелёва Т. В. Медиатизация как феномен со временной культуры и объект исследования // Вестник Новгородского государственного университета Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 7 (90). С. 145–148.
  7. Иссерс О. С. Массовая речевая культура в аспекте медиатизации социальных коммуникаций // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Т. 18, № 6: Журналистика. С. 177–187. https://doi.org/10.25205/1818-7919-2019-18-6-177-187
  8. Коньков В. И., Соломкина Т. А. Коммуникативный статус профессиональной журналистской речи в русскоязычной медийной среде // Русистика. 2021. Т. 19, № 4. С. 419–435. https://doi.org/10.22363/2618 8163-2021-19-4-419-435
  9. Бессарабова Н. Д. Лингвоэтика, или еще раз об этическом аспекте культуры речи современных СМИ и рекламы // Журналистика и культура русской речи. 2011. № 2 (58). С. 54–63.
  10. Сковородников А. П. О сверхсильной речевой агресcии и ее модальном антиподе // Политическая лингвистика. 2019. № 3 (75). С. 12–21. https://doi.org/10.26170/pl19-03-01, EDN: VTTAPT
  11. Коньков В. И. Актуальные проблемы культуры речи в СМИ // Записки Горного института. 2005. № 2. С. 105–107
  12. Хорошунова И. В. Лингвоэтические девиации со временных СМИ // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2020. № 2. С. 75–78.
  13. Лотман Ю. М., Успенский Б. А. О семиотическом механизме культуры // Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб. : Искусство-СПб, 2000. С. 485–504.
  14. Сиротинина О. Б. Состояние русской речи // Эко логия языка и коммуникативная практика. 2019. № 4, ч. 2. С. 112. https://doi.org/10.17516/2311-3499 095, EDN: DZROYZ
  15. Дегальцева А. В., Сиротинина О. Б. К проблеме изменения норм современного русского языка // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т. 22, вып. 4. С. 368–376. https://doi.org/10.18500/1817-7115 2022-22-4-368-376, EDN: VUIWGO
  16. Анненкова И. В. Язык современных СМИ как система интерпретации в контексте русской культуры (попытка риторического осмысления) // Язык со временной публицистики : сб. ст. / сост. Г. Я. Солганик. М. : Флинта ; Наука, 2005. С. 99–114. EDN: GJKOVH
  17. Костомаров В. Г., Бурвикова Н. Д. Карнавализация как характеристика современного состояния русского языка: лингвометодический аспект // Функциональная семантика языка, семиотика знаковых систем и методы их изучения : междунар. конф. : тезисы докл. : в 2 ч. / отв. ред. Л. А. Нови ков. М. : Изд-во РУДН, 1997. Ч. 1. С. 23–24. EDN: XLQQZL
  18. Каленчук М. Л., Касаткин Л. Л., Касаткина Р. Ф. Большой орфоэпический словарь русского языка. Литературное произношение и ударение начала XXI века: норма и её варианты. Изд. 2-е, испр. и доп. М. : АСТ-Пресс, 2017. 1024 с. (Фундаментальные словари).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2025 Дегальцева А.V., Кормилицына М.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».