Functional and stylistic distinctive characteristics of the normative speech genre Schulordnung der Grundschule (based on German)

封面

如何引用文章

全文:

详细

In the article the normative speech genre Schulordnung der Grundschule (Internal Regulations for Primary School Students) is considered on the material of the German language in the aspect of the functional and stylistic approach. The hypothesis is tested that the functional and stylistic peculiarity of the genre is the result of the interaction of formal and business style and the colloquial one, which act as the environment for the functioning of the genre and the texts actualizing it in the situation of institutional communication of adult norm-senders and children norm-recipients. The empirical material is represented by 100 text units created in accordance with the genre, the main purpose of which is to regulate the behavior of young schoolchildren while they remain in the educational institution. On the example of three stylistic features of formal and business speech – impersonality, non-emotionality and accuracy – it is shown how multi-level language means of colloquial style penetrating the normative texts violates their stylistic homogeneity, modifies stylistic features, and forms the inter-style nature of texts, reflecting the intention of addressees to take into account the cognitive and psychological characteristics of the younger subjects of the norm in the process of decoding normative messages by them. It is concluded that the genre of Schulordnung der Grundschule, as a way of selecting and combining linguistic means, shows openness towards different style inclusions, giving the addressees the opportunity to freely vary the linguistic means at their discretion in accordance with the ideas of the pragmatic effectiveness of the statement.

作者简介

Tatyana Bolshakova

Herzen State Pedagogical University of Russia

Russia, 191186, St. Petersburg, Moyka embankment, 48

参考

  1. Дементьев В. В. Теория речевых жанров. М. : Знак, 2010. 600 с.
  2. Тырыгина В. А. Восемь признаков жанра // Жанры и типы текста в научном и медийном дискурсе : межвуз. сб. науч. тр. / редкол.: А. Г. Пастухов (отв. ред.) [и др.]. Вып. 6. Орел : Орловский гос. ин-т искусств и культуры, 2008. С. 90–94.
  3. Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102–120.
  4. Балашова Л. В., Дементьев В. В. Русские речевые жанры. М. : Издательский дом ЯСК, 2022. 832 с. (Studia Philologica).
  5. Тюкаева Н. И., Бринев К. И. Методологические проблемы моделирования жанра с использованием теории прототипов // Мир науки, культуры, образования. 2021. № 2 (87). С. 584–586.
  6. Костомаров П. И. Трактовка речевого жанра в работах отечественных исследователей // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2014. № 2. С. 181–185.
  7. Мишланов В. А., Худякова Е. С. О жанровой специфике текстов церковно-религиозного стиля // Филологические заметки. 2008. № 2. С. 28. EDN: SAMUBX
  8. Дрожащих А. В. Годовые отчеты банковских учреждений: структура, прагматика и языковая аранжировка // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 14, вып. 12. С. 3926–3931. https://doi.org/10.30853/phil20210628
  9. Куркан Н. В. Модель жанра «Руководство по эксплуатации» // Жанры речи. 2021. № 1 (29). С. 49–56. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-1-29-49-56
  10. Дубровская Т. В. Мультимодальный анализ в жанроведении: семиотика туристического буклета // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 3 (35). С. 194–204. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-3-35-194-204, EDN: TMQQSM
  11. Стексова Т. И., Лаврентьева Е. В. Варианты речевого жанра предупреждения и их модусные показатели // Жанры речи. 2022. Т. 17, № 4 (36). С. 250–261. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2022-17-4-36-250-261, EDN: VNRACM
  12. Салимовский В. А. Жанры речи в функциональностилистическом освещении (русский научный академический текст) : автореф. дис. … д-ра филол. наук. Екатеринбург, 2002. 28 с.
  13. Брандес М. П., Пиронкова М. П. Практикум по функциональной стилистике немецкого языка : учеб. пособие. М. : Высшая школа, 1975. 195 с.
  14. Брандес М. П. Стилистика текста. Теоретический курс : учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Прогресс-Традиция ; ИНФРА-М, 2004. 416 с.
  15. Тырыгина В. А. Жанры в информационно-массовом дискурсе // Studia Linguistica – XI. Проблемы когнитивной семантики : сб. ст. СПБ. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. С. 150–155.
  16. Кожина М. Н. Экстралингвистические (внелингвистические) стилеобразующие факторы функциональных стилей // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М. : Флинта, 2019. С. 624–627.
  17. Разинкина Н. М. Функциональная стилистика (на материале английского и русского языков) : учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. Дубна : Феникс+, 2015. 284 с.
  18. Кожина М. Н. Классификация и внутренняя дифференциация функциональных стилей // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М. : Флинта, 2019. С. 146–153.
  19. Schulordnung der Neumühler Schule (Grundschule). URL: https://www.neumuehlerschule.de/schulordnung.html (дата обращения: 15.12.2022).
  20. Schulordnung. URL: http://www.gs-huntlosen.de/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  21. Schulordnung 2020. URL: https://www.nysterbachschule.de/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  22. Schulordnung. URL: https://grundschule-oberursel.de/unsere-schule/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  23. Schulordnung der Grundschule Stallwang. URL: https://www.grundschule-stallwang.de/index.php/schule/schulordnung (дата обращения: 25.11.2022).
  24. Гончарова Е. А., Нюбина Л. М. Личное письмо как эгоцентрический тип текста в реальной и литературной коммуникации // Известия Смоленского государственного университета. 2015. № 1 (29). С. 155–168.
  25. Большакова Т. М. Квазиэгоцентризм как прием коммуникативно-речевого построения нормативного текста (на примере нормативных текстов немецких начальных школ) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12, вып. 1. С. 226–231. https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.12.44
  26. Unsere Schulordnung. URL: https://grundschule-ashausen.de/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  27. Die Schulordnung. Schafft Sicherheit und Ordnung. URL: https://www.grundschule-hoheneck.de/schulordnung (дата обращения: 15.12.2022).
  28. Schulordnung. URL: https://www.vs-waldthurn.de/home/schulordnung (дата обращения: 15.12.2022).
  29. Schulordnung der Ebereschen-Grundschule. URL: https://www.ebereschen-grundschule.de/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  30. Schulordnung. URL: https://www.grundschule-stockach.de/schule/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).
  31. Schulordnung. URL: https://grundschule-frielingen.de/schulordnung/ (дата обращения: 10.12.2022).
  32. Schulordnung der Grundschule Gammelin. URL: https://www.grundschule-gammelin.de/seite/243636/schulordnung.html (дата обращения: 15.12.2022).
  33. Schulordnung. URL: https://www.grundschule-paulsberg.de/unsere-schule/schulordnung/ (дата обращения: 15.12.2022).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Bolshakova T.M., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».