The English photoekphrastic detective novel of the second half of the 20th century (A. Christie, T. Findlеy): Tradition and innovation

封面

如何引用文章

全文:

详细

The article examines the development of such a genre variety as the photoeкphrastic detective, embracing the period of the 1950s to the 1980s of the 20th century. The paper reveals the genre-forming potential of photographic eкphrasis, presented in the texts in the form of photograph descriptions found in classical detective literature (analyzed on the bases of A. Christie’s novel Mrs McGinty’s Dead, 1952) and its postmodernist version – in T. Findlay’s novel The Telling of Lies: A Mystery, 1986. Photography in the novels by A. Christie and T. Findlay helps the detectives (H. Poirot and Vanessa Van Horn, respectively) in the process of investigating a crime, but the degree of its being solved remains different. This is explained by the writer’s understanding of photography as an artifact, primarily determined by the general cultural situation. In the fi rst instance, a photograph acts as a document characterized by the unambiguous force of evidence, it allows to fi nd and punish the perpetrator; in the second one, the photograph acts as a visual artifact that challenges the photo-detective: its interpretation being ambiguous and directly connected with the narrative of the Other. The investigation in the novel The Telling of Lies is accompanied by Vanessa’s traumatic memories of her past during the Second World War, refl ected in her diary, which actualizes the confessional discourse. The interweaving of various kinds of stories in the novel – detective and personal – contributes to the actualization of major social, historical and philosophical issues. Thus, as a result of the conducted research, the author of the article comes to the conclusion that the postmodern photo-ekphrastic detective is engaged in a dialogue with the classical detective tradition and at the same time promptly reacts to the changing social, historical, political conditions, which cannot but infl uence the transformation of its genre structure.

作者简介

Tatyana Poluektova

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

ул. Ады Лебедевой, 89

参考

  1. Анджапаридзе Г. А. Предисловие // Кестхейи Т. Анатомия детектива: Следствие по делу о детективе / пер. с венг. Е. Тумаркиной. Будапешт : Корвина Сор., 1989. С. 5–15.
  2. Киреева Н. В. Трансформация жанровых конвенций автобиографии и детектива в прозе американского постмодернизма : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2011. 34 с.
  3. Полуэктова Т. А. Детективная фотоэкфрастическая проза в Англии конца XIX века («Фотографическая карточка» Г. Смарта и «Скандал в Богемии» А. К. Дойла) // Компаративные филологические исследования в эпоху глобализации / отв. ред. О. Г. Сидорова, Л. А. Назарова. Екатеринбург : Изд-во Уральского ун-та, 2023. С. 63–77. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/120900/1/978-5-7996-3611-1_2023.pdf(дата обращения: 20.10.2023).
  4. Сидорова А. Г. Интермедиальная поэтика современной отечественной прозы (литература, живопись, музыка) : дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2006. 218 с.
  5. Бочкарева Н. С. Модификация экфрастического жанра в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» // Павермановские чтения. Литература. Музыка. Театр : сб. науч. тр. Вып. 2 / под ред. О. Н. Турышевой. Екатеринбург : Ажур, 2014. С. 65–70.
  6. Судленкова О. А. «Каждая фотография – это рассказ»: фотографический экфрасис в современной британской литературе // Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения : материалы конференции. Седльце, 2018. С. 326–339. EDN: YTIZPM
  7. Яровикова Ю. В. К вопросу о категориальном определении экфрасиса // Филология: научные исследования. 2019. № 1. С. 144–151. https://doi.org/10.7256/2454-0749.2019.1.28507
  8. Бовсуновская Т. Экфрастическиежанрыв литературе XXI века: Эрик-Эмманюэль Шмитт и Гвен Купер // Теория и история экфрасиса: Итоги и перспективы изучения : материалы конференции. Седльце, 2018. С. 451–462.
  9. Bell A. Crime Scene Photography in England, 1895–1960 // Journal of British Studies. 2018. Vol. 57, iss. 1. Р. 53–78. https://doi.org/10.1017/jbr.2017.182
  10. Жаринов Е. В. Мир приключений (англоязычный детектив). М. : Знание, 1991. 64 с.
  11. Полуэктова Т. А. Жанровые особенности фотоэкфрастического рассказа Дж. Финнея «Лицо на фотографии» // Мировая литература в контексте культуры. 2022. № 14 (20). С. 128–134. https://doi.org/10.17072/2304-909X-2022-14-128-134
  12. Руйе А. Фотография. Между документом и современным искусством. СПб. : Клаудберри, 2014. 712 с.
  13. MacLaine B. Sleuths in the Darkroom: PhotographerDetectives and Postmodern Narrative // The Journal of Popular Culture. 2004. Vol. 33, iss. 3. P. 79–94. https://doi.org/10.1111/j.0022-3840.1999.3303_79.x
  14. Castro A. Approaching photographic ekphrasis // International and interdisciplinary conference: «Ekphrasis: from paragone to encounter» Department of English, The University of Hull, England, 3–5 July, 2013. URL: https://www.academia.edu/91790276/Approaching_photographic_ekphrasis (дата обращения: 02.01.2024).
  15. Prichard M. My Grandmother, Agatha Christie. The Bloomsbury Handbook t o Agatha Christie / ed. by M. A. Evans, J. C. Berntal. London : Bloomsbury Academic, 2023. Р. 37–43. https://doi.org/10.5040/9781350212503.ch-1
  16. Кристи А. Автобиография / пер. с англ. В. Чемберджи, И. Дорониной. М. : Эксмо, 2009. 640 с.
  17. Кириленко Н. Н. Классический детектив как жанр криминальной литературы: инвариант и генезис. М. ; Екатеринбург : Кабинетный ученый, 2020. 245 с.
  18. Кристи А. Миссис Макгинти с жизнью рассталась / пер. с англ. М. А. Загота. М. : Эксмо, 2018. 288 с.
  19. Бёрджер Дж. Фотография и ее предназначение : эссе. М. : Ад Маргинем Пресс, 2014. 240 с.
  20. Панакова Я. Визуальные методы: на пути к постижению миграционного опыта / // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Т. 10, № 4. С. 161–177. EDN: LGKUJN
  21. Клугер Д. Баскервильская мистерия: История классического детектива. М. : Текст, 2005. 189 с.
  22. Халтрин-Халтурина Е. В. От готики к детективу (Джейн Остен и британские иронические расследования) // Поэтика зарубежного классического детектива / отв. ред. : К. А. Чекалов, М. Р. Ненарокова. М. : Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького РАН, 2019. С. 12–24. EDN: HJJDQW
  23. Закревская А. Настоящий американский детектив: равнение на телевидение // Иностранная литература. 2018. № 1. С. 272–282.
  24. Финдли Т. Ложь : роман / пер. с англ. Н. Федоровой. М. : Иностранка, 2007. 430 с.
  25. Nayder L. Victorian Detective Fiction // A Companion to the Victorian Novel / ed. by W. Baker, K. Womack. Westport : Greenwood, 2001. Р. 177–187.
  26. Owen K. B. «The Game’s Afoot»: Predecessors and Pursuits of a Postmodern Detective Novel // Theory and Practice of Classic Detective Fiction / ed. by J. Delamater, R. Prigozy, Hofstra University. Westport, Conn. : Greenwood Press, 1997. P. 73–84. (Contributions to the Study of Popular Culture, No. 62).
  27. Саруханян А. П. Детектив // Энциклопедический словарь английской литературы XX века / отв. ред. А. П. Саруханян ; Ин-т мировой литературы им. A. M. Горького РАН. М. : Наука, 2005. С. 142–148.
  28. Hunter С. Desire and Disruption: Narrative Structures in the Fiction of Timothy Findley. Diss. Dr. Sci. (Philos.). University of Victoria, 1991. 308 p.
  29. Merivale P., Sweeney S. E. The Games Afoot. On the Trail of the Metaphysical Detective Story // Detecting Texts: The Metaphysical Detective Story from Poe to Postmodernism / ed. by P. Merivale, S. E. Sweeney. Philadelphia : University of Pennsylvania Press, 1998. P. 1–24. https://doi.org/10.9783/9780812205459
  30. Амирян Т. Н. От классического детектива к постмодернистскому детективу: аспекты жанровой трансформации // Метаморфозы жанра в современной литературе : сб. науч. тр. / отв. ред. Е. В. Соколова ; сост.: Н. Т. Пахсарьян, А. А. Ревякина. М. : ИНИОН РАН, 2015. С. 146–162. (Теория и история литературоведения).
  31. D’haen T. Timothy Findley’s Headhunter, Empire, and Canadian Modernity // (Un)Writing Empire / ed. by T. D’haen. Amsterdam ; Atlanta : Rodopi, 1998. P. 309–321. (Cross/Cultures. Vol. 30). https://doi.org/10.1163/9789004433595_018
  32. Зенкин С. П. Imago in fabula: интрадиегетический образ в литературе и кино. М. : Новое литературное обозрение, 2023. 620 с.
  33. Автухович Т. Е. Эволюцияфотоэкфрасиса как отражение смены литературных эпох // Человек говорящий, пишущий, читающий в литературе : сб. науч. ст. : в 2 ч. Ч. 1. Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2018. С. 78–87.

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Poluektova T.A., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».