COVID-19 Pandemic in the media mirror: The issue of media influence

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

This article deals with the study and analysis of the role of media as a tool for influencing mass consciousness during the COVID-19 pandemic. Media researchers attempted to analyze the extent of media’s impact on recipients’ decisions, such as vaccine refusal, non-compliance with quarantine measures, and violation of other restrictions imposed during the global health crisis. One of the reasons for the destructive behavior of citizens in different countries was the infodemic – the oversaturation of the global media landscape with unreliable and unverified information. In these circumstances, the media had various tasks, from informing the audience about processes related to the new disease to promoting vaccination. This led to the media resorting to various models of influencing the audience, described in both classical theories of media influence and modern ones. The author of the article analyzed publications from the perspective of media influence, as well as research aimed at identifying the mechanisms of media influence on society during the COVID-19 pandemic. As a result of the study, the author concludes that the influence of media on society is a structurally and functionally complex process influenced by numerous factors such as the information policies of specifi c media outlets, individual characteristics of journalists and information recipients, the political environment, etc. It was also established that during the pandemic, distortions in the communication process occur not randomly but according to specific models described in various theories of strong media influence, including the magic bullet theory, framing, agenda-setting, and others

About the authors

Alexander Valentinovich Zemlyanskiy

Moscow State Pedagogical University

Russia, 119991, Moscow, M. Pirogovskaya Str., 1/1

References

  1. Bryant J., Zillmann D. Media effects. Advances in Theory and Research // Lawrence Erlbaum Associate. 2002. URL: http://ndl.ethernet.edu.et/bitstream/123456789/58135/1/15.Jennings%20Bryant.pdf (дата обращения: 09.01.2024).
  2. Lang A. Discipline in Crisis? The Shifting Paradigm of Mass Communication Research // Communication Theory. 2013. Vol. 23, iss. 1. P. 10–24. https://doi.org/10.1111/comt.12000
  3. Borah P. Media effects theory // The International Encyclopedia of Political Communication. 2016. https://doi.org/10.1002/9781118541555.wbiepc156. URL: https://www.researchgate.net/profi le/PorismitaBorah/publication/314119579_Media_Effects_Theory/links/59d5d9f9a6fdcc8746989933/Media-EffectsTheory.pdf (дата обращения: 09.01.2024).
  4. Lasswell H. Propaganda technique in the World War. New York : Peter Smith, 1927. 233 p.
  5. Семёнова А., Корсунская М. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения. М. : Ин-т социологии РАН, 2010. 324 с. 1 электрон. опт. диск; 12 см.
  6. =Меретукова О., Нестерова С., Харин В., Стрельцов О., Маторина О. Анализ особенностей информационно-психологического воздействия на личность в условиях пандемии COVID-19 // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология». 2021. Вып. 2 (279). С. 66-78. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2021-2-279-66-78
  7. «Этот вирус – чудо чудесное». Елена Малышева объяснила, что назвала COVID-19 чудом потому, что умирают только старики // Аргументы недели. 2020. URL: https://argumenti.ru/society/2020/04/661267 (дата обращения: 09.01.2024).
  8. Елена Малышева. Вечерний Ургант // Вечерний Ургант. 2020. URL: https://www.1tv.ru/shows/vecherniy-urgant/vypuski/elena-malysheva-vecherniyurgant-1248-vypusk-ot-17-02-2020 (дата обращения: 09.01.2024).
  9. Доктор Мясников рассказал о «русском чуде» в связи с коронавирусом // Взгляд. URL: https://vz.ru/news/2020/4/11/1033794.html (дата обращения: 09.01.2024).
  10. Доктор Мясников о панике из-за коронавируса: «Ищите, кому выгодно» // Вести. URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3233653 (дата обращения: 09.01.2024).
  11. Михалков Н. У кого в кармане государство? // Бесогон TV. URL: https://www.youtube.com/watch?v=MEtaaNNuVCI (дата обращения: 09.01.2024).
  12. Temperton J. How the 5G coronavirus conspiracy theory tore through the internet // Wired. URL: https://www.wired.co.uk/article/5g-coronavirus-conspiracy-theory (дата обращения: 09.01.2024).
  13. Осипов А. «Мы скрестили атипичную пневмонию и вирус летучих мышей». Американские вирусологи создали смертельный коронавирус еще в 2015 году // Комсомольская правда. 2020. URL: https://www.kp.ru/daily/27107/4182568/ (дата обращения: 09.01.2024).
  14. Абрамов А. О таинственном вирусе советские газеты писали еще 40 лет назад // Комсомольская правда. 2020. URL: https://www.kp.ru/daily/27109.4/4184715/?ysclid=lq2dvb827w46625629 (дата обращения: 09.01.2024).
  15. Генпрокуратура признала фейком ролики о создании коронавируса ради чипизации людей // Интерфакс. 2020. URL: https://www.interfax.ru/russia/707413 (дата обращения: 09.01.2024).
  16. Новости здравоохранения // Высшая школа организации и управления здравоохранением. 2020. URL: https://www.vshouz.ru/news/analitika/wcs-4009/ (дата обращения: 09.01.2024).
  17. Более 70% россиян не хотят делать прививку от коронавируса, показал опрос // РИА Новости. 2020. URL: https://ria.ru/20201005/privivka-1578199577.html (дата обращения: 09.01.2024).
  18. Gerbner G., Gross L., Morgan M., Signorielli N. Growing up with television: The cultivation perspective // Against the mainstream: The selected works of George Gerbner / ed. by M. Morgan. 1994. P. 193–213. URL: https://www.researchgate.net/publication/232498956_Growing_up_with_television_The_cultivation_perspective (дата обращения: 09.01.2024).
  19. The Impact of Media: Sharing Our Minds and Hearts // Red Dot Films. 2021. URL: https://www.reddotfilms.net/the-theoretical-and-practical-problems-associatedwith-viewing-the-media-in-terms-of-effects (дата обращения: 09.01.2024).
  20. Cohen B. The press and foreign policy. University of California, 1993. 281 p. URL: https://archive.org/details/pressforeignpoli00coherich/page/n11/mode/2up (дата обращения: 09.01.2024).
  21. Lippmann W. Public Opinion. New Brunswick, NJ : Transaction Publishers, 1998. 418 p.
  22. McCombs M., Shaw D. The Agenda-Setting Function of Mass Media // Public Opinion Quarterly. 1972. Vol. 36, № 2. P. 176–187.
  23. Левин А. Как пандемия COVID-19 изменила СМИ и что будет дальше // Курсив. 2020. URL: https://kz.kursiv.media/2020-05-20/kak-pandemiya-covid-19-izmenila-smi-i-chto-budet-dalshe/ (дата обращения: 09.01.2024).
  24. Ducharme J. News Coverage of Coronavirus in 2020 is Very Different Than it Was For Ebola in 2018 // Time. 2020. URL: https://time.com/5779872/coronavirusebola-news-coverage/ (дата обращения: 09.01.2024).
  25. Swathi P., Dinesh B. Snowballed Covid-19 Spread and Waned News Coverage in Indian Newspapers // Annals of the Romanian Society for Cell Biology. 2021. Vol. 25, iss. 6. P. 11299–11306.
  26. Smith N., Newey S. Coronavirus: Fears rise of Chinese cover-up as 56 million in lockdown and hospitals overwhelmed // The Telegraph. 2020. URL: https://www.telegraph.co.uk/news/2020/01/24/coronavirus-fearsrise-chinese-cover-up-40-million-lockdown/ (дата обращения: 09.01.2024).
  27. Poirier W., Ouellet C., Rancourt M., Béchard J., Dufresne Y. (Un)Covering the COVID-19 Pandemic: Framing Analysis of the Crisis in Canada // Canadian Journal of Political Science. 2020. Vol. 53, iss. 2: Special Section: COVID-19 Short Research Papers. P. 365–371. https://doi.org/10.1017/S0008423920000372
  28. Govedarica V. EinSender für Corona-Leugner? // Tagesschau. 2021. URL: https://www.tagesschau.de/ausland/europa/servus-tv-corona-101.html (дата обращения: 09.01.2024).
  29. Arendt F., Forrai M., Mestas M. News Framing and Preference-Based Reinforcement: Evidence from a Real Framing Environment During the COVID-19 Pandemic // Communication Research. 2023. Vol. 50, iss. 2. P. 179–204. https://doi.org/10.1177/00936502221102104
  30. Noelle-Neumann E. Spiral of Silence // Griffi n E. A First Look at Communication Theory. McGraw-Hill Higher Education, 2008. P. 372–382.
  31. Mcleod S. Solomon Asch Conformity Line Experiment Study // Simply psychology. URL: https://www.simplypsychology.org/asch-conformity.html (дата обращения: 09.01.2024).
  32. Atanesyan A., Hakobyan A., Reynolds B. Communicating COVID-19 on Social Media: The Effects of the Spiral of Silence // Russian Sociological Review. 2021. Vol. 20, № 4. P. 66–85. https://doi.org/10.17323/1728-192x-2021-4-66-85

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Zemlyanskiy A.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».