Модернизация образовательного потенциала в условиях частичной военной мобилизации в России

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Уточнены специфические проблемы развития образовательного потенциала россиян, связанные с резким обострением военного противостояния в мире, активизацией военных действий на Украине, осуществлением частичной мобилизации, а также мобилизационной образовательной подготовкой части экономически активного населения России. Проанализированы теоретические разработки, посвященные исследованию образовательного потенциала, условно ранжированы данные концепции на междисциплинарные, общесоциологические, военно-социологические. Интеграция различных взглядов позволила доказать, что в условиях существенного роста военной напряженности в мире общая тенденция модернизации образовательного потенциала определяет необходимость усиления военно-образовательного и адаптационного компонента данного потенциала. Выдвигается гипотеза, согласно которой модернизация образовательного потенциала населения в условиях частичной военной мобилизации в России предполагает: обновление его содержания (внедрение дополнительных военно-образовательных компонентов); насыщение научно-духовного качества (накопление инновационной составляющей способностей его носителей); выделение адаптивного потенциала как самостоятельного компонента саморазвития (накопление адаптивной составляющей способностей носителей образовательного потенциала). Представлены конкретные направления модернизации образовательного потенциала россиян в условиях частичной военной мобилизации. Первое направление – переход к комплексному и непрерывному формированию образовательного потенциала. На всех уровнях общего, профессионального, дополнительного образования должна прослеживаться двойственная целевая направленность: общая и специальная гражданская; общая военная. Второе направление – становление проактивного (опережающего) типа формирования образовательного потенциала. Важно в системе образования преобразовать характер научно-инвестиционных потоков, активизировать каналысоциокультурной мобильности. Третье направление – выделение адаптивного потенциала как отдельной составляющей образовательного потенциала. Доказывается, что в новых условиях реализация образовательного потенциала зависит от способностей индивидов быстро оценивать изменения внешней социальной среды, адаптироваться, формировать новые модели воздействия в процессе труда, службы, военного воздействия на неприятеля. Адаптивный образовательный потенциал предлагается рассматривать как характеристику образовательных способностей личности к приспособлению собственной деятельности как в мирное, так и военное время.

Об авторах

Таисия Михайловна Баландина

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ

ORCID iD: 0000-0001-7577-4826
Российская Федерация, 410023, г. Саратов, ул. Московская, д. 158.

Юрий Григорьевич Быченко

Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии РФ

ORCID iD: 0000-0003-2094-6453
Российская Федерация, 410023, г. Саратов, ул. Московская, д. 158.

Список литературы

  1. Bowen H. R. Investment in Learning. San Francisco, CA : Jossey-Bass, 1977. 507 p.
  2. Thurow L.C. Investment in Human Capital. Wadsworth Publishing Company, Inc., 1970. 145 p. (Wadsworth Series in Labor Economics and Industrial Relations).
  3. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПб. : Печатный Двор, 1992. 496 с.
  4. Begg D., Fischer S., Dornbusch R. Economics. 3rd ed. London : McGraw-Hill, 1991. 667 р.
  5. Черевишник Н. Н. Трудовой потенциал как объект социального планирования // Вестник Саратовского агроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2006. № 5. С. 89–91.
  6. Черевишник Н. Н. Совершенствование программноцелевого планирования развития трудового потенциала // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2006. № 13. С. 124–128.
  7. Ивченков С. Г. Цифровизация современного российского общества: тенденции и проблемы // Дыльновские чтения «Общество и личность в условиях информационно-цифровых трендов» : материалы VI Всерос. науч.-практ. конф. Саратов : Саратовский источник, 2019. С. 29–34.
  8. Ивченков С. Г., Бегинина И. А., Шахматова Н. В. Профессиональное становление будущих специалистов в рамках вторичной занятости студентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2019. Т. 19, вып. 2. С. 136–140. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2019-19-2-136-140
  9. Ивченков С. Г., Сайганова Е. В., Шахматова Н. В. Динамика социального самочувствия саратовской молодежи: трудоустройство, ценности и опасения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия : Социология. Политология. 2022. Т 22, вып. 1. С. 51–59. https://doi.org/10.18500/1818-9601-2022-22-1-51-59
  10. Пихтелёв А. М. Духовно-культурное развитие деятельностного человеческого потенциала военнослужащих // Alma mater. 2019. № 4. С. 62–66. https://doi.org/10.20339/AM.04-19.062
  11. Пихтелёв А. М. Институциональный подход оценки социокультурного потенциала военнослужащих // Alma mater. 2019. № 2. С. 71–74. https://doi.org/10.20339/AM.02-19.071
  12. Быченко Ю. Г., Пихтелёв А. М. Развитие человеческого потенциала в оценках военнослужащих // Власть. 2019. № 1. С. 209–216. https://doi.org/10.31171/vlast.v27i1.6254
  13. Быченко Ю. Г. Здоровье как показатель биологического человеческого капитала работника // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : Экономика. Социология. Менеджмент. 2022. Т. 12, № 5. С. 242–252. https://doi.org/10.21869/2223-1552-2022-12-5-242-252
  14. Немоляев В. В., Савенко А. А. Профессиональное развитие как фактор трудовой мотивации работников // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2017. № 1. С. 219–223
  15. Баландина Т. М., Хвостанцев С. В. Профессиональная адаптация офицеров национальной гвардии России // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3. С. 167‒171. EDN: ZEGAIL
  16. Баландина Т. М., Кузнецов Н. И. Особенности социальной адаптации курсантов современного военного института // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 4. С. 166‒171. EDN: YNMAVF
  17. Быченко Ю. Г., Передумов М. А. Социокультурная среда военнослужащих: основные характеристики // PRIMO ASPECTU. 2022. № 4 (52). С. 22‒31. https://doi.org/10.35211/2500-2635-2022-4-52-22-31
  18. Курдюков Д. Н. Образ жизни военнослужащего как предмет социологического исследования // Социально-гуманитарные знания. 2019. № 6. С. 271–279

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».