Развлекательные и просветительские предпочтения молодежи как ресурс политической социализации

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализуруются возможности использования сферы массовой культуры в выстраивании стратегии политической социализации молодежи. Ставится вопрос о влиянии эффективного использования образов массовой культуры как ресурса коррекции жизненных стратегий молодежи. Сделан вывод о том, что образы, продуцируемые массовой культурой, потенциально способны значимым образом повлиять на выстраивание жизненных стратегий молодежи лишь при наличии определенного набора условий. Они должны соответствовать структуре общества и взаимоотношений между его слоями, которые формируют представления о престижности доминирующей в данный момент идентичности и связанных с неюмоделей поведения, коррелироваться со степенью устойчивости образа «сакрального прошлого» сообщества и степенью авторитетности институтов, выполняющих функцию контроля за соблюдением установленных норм. Так, в случае продвижения новых жизненных стратегий, существенном образом отличающихся от господствующей модели, их эффективное внедрение требует таких условий, как крупномасштабная рекомпозиция социальной структуры и кризис господствующей идентичности, способствующих росту поляризации мнений в обществе и синхронному увеличению внимания к избегаемым культурным фреймам. Сочетание этих условий дает возможность корректировать ценностно-поведенческие модели поколений, чей процесс социализации еще не был завершен.

Об авторах

Сергей Игоревич Белов

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН)

Email: belov2006s@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0002-1464-040X
119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1

Игорь Иванович Кузнецов

Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова; Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН)

Автор, ответственный за переписку.
Email: politbum@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-0274-8728
119991, Российская Федерация, Москва, Ленинские горы, д. 1

Список литературы

  1. Бегларян Г. А. Трансформация традиционных ценностей в современных видеоиграх // Философские вопросы естествознания и технических наук : материалы междунар. науч. конф. Ростов н/Д : Южный федер. ун-т, 2014. С. 329–332. EDN: UAOFPF
  2. Давыдов А. И. Образ воина в западной массовой культуре как средство формирования психологии солдат НАТО // Гуманитарные проблемы военного дела. 2019. № 2 (19). С. 130–133. EDN: XOPCGB
  3. Ефанова А. И. Современная культура: массовое потребление рекламных образов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 12 (59), ч. 2. С. 35–37.
  4. Жемчугова О. А. Противоречивость образа супергероя в современной массовой культуре // Философия и культура. 2016. № 11 (107). С. 1506–1510. EDN: XERUPF
  5. Макаревич Э. Ф., Карпухин О. И. Массовая культура как форма производства образов, идей и смыслов: художественность и пропаганда // Ученый совет. 2022. № 5. С. 304–313.
  6. Матюхина М. А., Ратомская В. С., Стрелка С. С., Абрамов Н. М. Образы идеальной семьи в российской массовой культуре: история и современность // Наука вчера, сегодня, завтра. 2017. № 11 (45). С. 23–27. EDN: YZIJKN
  7. Чернолих К. В. Эволюция образа западного мира в советской массовой культуре 1985–1991 годов // Свободная мысль. 2023. № 3. С. 188–200.
  8. Верч Т. Нескончаемая война с отголосками и призраками: коллективная память, национальная идентичность и новый фронтир американских фильмов и видеоигр // Историческая экспертиза. 2019. № 4 (21). С. 25–41. https://doi.org/10.31754/2409-6105-2019-4-25-41, EDN: ABXVTZ
  9. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Цифровые стигматы как инструмент манипуляции массовым сознанием в условиях современного государства и общества // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 117–123. https://doi.org/10.31857/S013216250002791-3
  10. Глухова А. С., Шадрина Н. А. Образы средневекового рыцарства в современной массовой культуре // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 2023. № 1. С. 103–112.
  11. Федорченко С. Н. Интерпретация событий Великой Отечественной войны в компьютерных играх: риски и перспективы легитимации режима через политику памяти // Постсоветские исследования. 2020. Т. 3, № 5. С. 427–438.
  12. Иглин Д. А. Видеоигры как технология политической коммуникации // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2015. № 10. С. 52–54. EDN: TPXMOL
  13. Калмыков В. А. Видеоигры и патриотизм: виртуальные экстрасоциальные практики в формировании образа России // Вестник РГГУ. Серия: Политология. Социально-коммуникативные науки. 2014. № 1 (123). С. 296–301.
  14. Кирчанов М. В. Фантастический кинематограф как одна из форм локализации военных образов в американской массовой культуре // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16, № 5. С. 77–86. https://doi.org/10.21209/1996-7853-2021-16-5-77-86
  15. Кострова С. В., Маркухова Я. О. Русские персонажи в нарративах компьютерных игр [электронный текст] // Культура и технологии. 2019. Т. 4, вып. 4. С. 204–213. URL: http://cat.itmo.ru/ru/2019/v4-i4/212, https://doi.org/10.17586/2587-800X-2019-4-4-204-213, EDN: HOFBAC
  16. Кун М. Образ позднесоветского пионерского лагеря в произведениях российской массовой культуры 2010-х годов // Гуманитарный вектор. 2020. Т. 15, № 5. С. 85–93. https://doi.org/10.21209/1996-7853- 2020-15-5-85-93
  17. Рябов О. В., Белов С. И., Давыдова О. С., Кубышкин А. И., Рябов Д. О., Рябова Т. Б., Смирнов Д. Г., Спутницкая Н. Ю., Юдин К. А. «Враг номер один» в символической политике кинематографий СССР и США периода холодной войны / под ред. О. В. Рябова. М. : Аспект Пресс, 2023. 400 с.
  18. Лотман Ю. М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю. М. Избранные статьи : в 3 т. Таллин : Александра, 1992. Т. 1. С. 200–202.
  19. Лотман Ю. М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин : Ээсти Раамат, 1973. 92 с.
  20. Эко У. О членениях кинематографического кода // Строение фильма. Некоторые проблемы анализа произведений экрана : сб. ст. / cост. и авт. предисл. К. Разлогов ; коммент. М. Ямпольского.. М. : Радуга, 1984. С. 79–101.
  21. Малинова О. Ю. Консерваторы и «инфраструктура» коллективной памяти: проблема репертуара политически пригодного прошлого // Тетради по консерватизму. 2014. № 3. С. 140–156. EDN: UDEQYH
  22. Дюркгейм Э., Мосс М. О некоторых первобытных формах классификации. К исследованию коллективных представлений // Мосс М. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. М. : Восточная литература, 1996. С. 55–124.
  23. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни: тотемическая система в Австралии. М. : Элементарные формы, 2018. 808 с.
  24. Tajfel H., Turner, J. C. The social identity theory of intergroup behavior // Political Psyhology. San Francisco : Jossey-Bass Publishers, 1986. P. 276–393.
  25. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти / пер. с фр. и вступ. ст. С. Н. Зенкин. М. : Новое изд-во, 2007. 346 с.
  26. Nora P. Present, nation, memoire. Paris : Gallimard, 2011. 432 р. 27. Bastide R. Mémoire collectiveet sociologie du bricolage // L’Année sociologique. 1970. Vol. 21. P. 65–108.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML


Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».