Optimization of combined algorithms control electric drives of installations natural gas cooling

Cover Page

Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the problem of reducing energy consumption by electric drives of natural gas cooling units at compressor stations of main gas pipelines is substantiated. The possibility of solving this problem with the help of a combined control system containing two groups of gas air cooling devices is considered: with continuously and discretely controlled speed of electric fan drives. An algorithm for control that is optimal according to the criterion of maximum power savings is obtained, taking into account the peculiarities of temperature distribution along the length of the heat exchanger of the cooling apparatus. It is shown that under conditions of restrictions on control actions, the optimal control algorithm consists of several intervals. Relationships were obtained for calculating the optimal speed of electric fan drives of the first group, the number of switched on electric fan drives of devices of the second group, and power savings at individual control intervals. The influence of the number of devices with continuous fan speed control on the amount of power savings was assessed. The possibility of using a simplified methodology for assessing energy savings based on average indicators of the operating mode of a cooling installation is discussed.

Full Text

Введение

Для обеспечения требуемых режимов транспортировки природного газа на компрессорных станциях магистральных газопроводов осуществляют компримирование газа с последующим охлаждением перед подачей в линейную часть газопровода.

Охлаждение и стабилизация температуры газа обеспечивают повышение надежности и эффективности функционирования магистральных газопроводов.

Установки охлаждения газа (УОГ) на компрессорных станциях с газотурбинным приводом газоперекачивающих агрегатов потребляют более половины электроэнергии, расходуемой на производственные нужды, что определяет актуальность задачи повышения их энергоэффективности. Для решения этой задачи ведутся исследования, направленные как на совершенствование конструкции аппаратов воздушного охлаждения (АВО) [1–4], так и на оптимизацию алгоритмов управления электроприводами вентиляторов АВО [5–13].

Для управления температурой газа на выходе установки охлаждения используют различные способы. Типовые установки охлаждения газа, как правило, содержат значительное количество параллельно включенных аппаратов воздушного охлаждения с общим коллектором на входе и выходе установки. Большинство АВО, как например широко используемый на отечественных УОГ аппарат типа АВГ-75, выполняются с двумя вентиляторами, приводимыми в движение асинхронными короткозамкнутыми двигателями номинальной мощностью 37 кВт.

В стационарном режиме установка охлаждения создает температурный перепад (глубину охлаждения), определяемый разностью температур на ее входе θinp и выходе θout:

ΔΘ=θinpθout.

Величина температурного перепада  установки зависит от суточного и сезонного хода температуры наружного воздуха, расхода газа, его температуры на входе УОГ. Для стабилизации температуры на выходе установки в условиях действия указанных возмущений необходимо управлять величиной температурного перепада , то есть обеспечивать требуемый температурный перепад:

ΔΘ=Δθr.   (1)

Дискретное и рациональное дискретное управление

Основным способом управления температурой на выходе, используемым на большинстве установок охлаждения, является изменение количества включенных электродвигателей вентиляторов (дискретное управление).

Для разделения потоков охлаждающего воздуха отдельных вентиляторов в конструкции современных АВО используются диффузоры. Благодаря этому каждый вентилятор направляет поток охлаждающего воздуха на половину теплообменника.

В стационарных режимах температурный перепад вдоль теплообменника АВО при работе двух вентиляторов изменяется по нелинейному закону [5–7]. В результате температурный перепад Δθ1, создаваемый при работе двигателя одного вентилятора, больше дополнительного температурного перепада Δθ2 от двигателя второго вентилятора. Обозначим отношение указанных температурных перепадов:

γ=Δθ1Δθa.   (2)

Для определенных конструктивных параметров АВО при постоянном расходе газа значение γ остается неизменным и может быть определено по паспортным тепловым характеристикам аппарата или на основе экспериментальных данных. Так, для АВО типа 2АВГ-75 значение γ0,6 [6, 7]. Представим температурный перепад на АВО в виде суммы температурного перепада Δθ1 при включении одного двигателя вентилятора и дополнительного температурного перепада Δθ2 при включении второго двигателя вентилятора:

Δθa=Δθ1+Δθ2.   (3)

Согласно (2) и (3)

Δθ1=γΔθaΔθ2=1γΔθa.    (4)

Очевидно, что для снижения расхода электроэнергии на нужды охлаждения в первую очередь необходимо включать по одному электродвигателю на каждом АВО, а затем при необходимости подключать вторые двигатели. Назовем такой алгоритм управления рациональным дискретным.

Используя допущение об идентичности характеристик аппаратов и равномерном распределении охлаждаемого газа по параллельно включенным аппаратам, на основании уравнения теплового и материального баланса температурный перепад на УОГ при рациональном дискретном управлении можно представить с учетом (4) в виде

ΔθdN1,N2=γΔθaN1N,  0N1N,γΔθa+1γΔθaN2N,  0N2N,   (5)

где N1, N2 – количество АВО с одним и двумя включенными двигателями вентиляторов соответственно; N – количество АВО.

Температурный перепад на УОГ при работе всех электродвигателей с номинальной скоростью

ΔΘпот=ΔθaNN=Δθa.

Принимая за базовую величину температурного перепада значение ΔΘпот=Δθa, представляем соотношения (5) в относительных единицах (о.е.):

Δθd*β1d,β2d=γβ1d,  0β1d1,γ+1γβ2d,  0β2d1,  (6)

где β1d=N1N, β2d=N2N – относительное число АВО с одним и двумя включенными двигателями вентиляторов соответственно.

Учитывая, что температурный перепад на УОГ должен быть равен требуемому:

Δθr*=ΔΘdΔθa0Δθr*1,

из выражений (6) находим зависимости требуемого относительного числа включенных двигателей вентиляторов от относительного температурного перепада:

β1dΔθr*=Δθr*γ0Δθr*γ,   (7)

β2dΔθr*=Δθr*γ1γγΔθr*1.   (8)

Учитывая значительное количество АВО в составе типовых УОГ, можно без существенной для оценочных расчетов погрешности пренебречь дискретностью β1d, β2d, β0d и рассматривать их как непрерывные величины.

Суммарную мощность двигателей вентиляторов УОГ принимаем за базовое значение мощности:

PΣ=P12N,

где P1 – мощность одного двигателя АВО.

Принимая во внимание (7), (8), представляем мощность на валу двигателей вентиляторов в относительных единицах как функцию требуемого температурного перепада:

Pd*Δθr*=0,5Δθr*γ,  0Δθr*γ,0,5Δθr*γ1γ,  γΔθr*1.

В случае, когда управление осуществляют без учета отличия температурных перепадов Δθ1 и Δθ2 (дискретное управление, γ=0,5), температурный перепад на УОГ и мощность определяются числом N0d включенных двигателей вентиляторов:

ΔΘ0dN0d=0,5N0dΔθaP0dN0d=N0dP1, 0N0d2N.

Или в относительных единицах

ΔΘ0d*β0d=Δθr*=0,5β0dP0d*β0d=0,5β0d, 0β0d2,

где β0d=N0dN – относительное количество включенных двигателей вентиляторов.

Для дискретного управления зависимость требуемой относительной мощности двигателей вентиляторов от требуемого температурного перепада принимает вид:

P0d*Δθr*=Δθr*.   (9)

Экономия мощности при использовании рационального дискретного управления вместо дискретного

ΔP1*Δθr*=P0d*Δθr*Pd*Δθr*,   (10)

или в процентном отношении к мощности при дискретном управлении

Δp1Δθr*=100P0d*Δθr*Pd*Δθr*P0d*Δθr*%.

Комбинированное управление

В последнее время все большее применение получают системы непрерывного регулирования температуры газа на выходе УОГ, в которых для привода вентиляторов используются частотно-регулируемые приводы (ЧРП). Такие системы обеспечивают значительную экономию электроэнергии, потребляемой на нужды охлаждения. В то же время оснащение электродвигателей всех АВО преобразователями частоты связано с существенными финансовыми вложениями и приводит к проблемам электромагнитной совместимости электрооборудования, для решения которых требуются затраты на дополнительное оборудование, в частности на фильтрокомпенсирующие устройства [14, 15].

Одним из возможных способов решения указанных проблем является использование систем комбинированного управления. В таких системах АВО делятся на две группы: одна группа оснащается ЧРП вентиляторов, а для второй используется приводы с дискретно регулируемой скоростью [8, 10].

Вопросы оптимизации режимов работы комбинированных систем без учета особенностей температурного распределения в двухвентиляторных АВО рассмотрены в [10]. Исследуем возможность дополнительного снижения потребления электроэнергии приводами УОГ за счет оптимизации алгоритмов управления с учетом указанных выше отличий температурных перепадов на АВО при работе одного и двух двигателей вентиляторов.

Введем обозначения:

– относительное количество АВО с ЧРП вентиляторов

α=NfN,  0<α<1,

где Nf – количество АВО с ЧРП вентиляторов;

– относительное количество АВО с дискретно управляемыми приводами

NNfN=1α;

– относительное число АВО с дискретно управляемыми приводами с одним и двумя включенными двигателями вентиляторов

β1c=NNfN;  β2c=NNfN.

Необходимый порядок включения двигателей и ограничения на их число представляем в виде:

при 0β1c1α, β2c=0;

при β1c=1α, 0β2c1α.   (11)

Принимая во внимание, что относительный температурный перепад на аппарате с ЧРП пропорционален относительной скорости  вентиляторов [6, 10, 11], общий относительный температурный перепад, создаваемый на УОГ аппаратами первой группы, представим в виде

Δθf*v=αv0v1,   (12)

где v=nnпот – отношение текущей скорости вентилятора к номинальной.

Температурный перепад, обусловленный АВО с дискретно управляемой скоростью вентиляторов, определяем аналогично (6) с учетом (11):

Δθdc*v,β1c,β2c=γβ1c,  0β1c1α,γ1α+1γβ2c,  0β2c1α.

Относительный температурный перепад на УОГ при комбинированном управлении находим как сумму температурных перепадов, создаваемых первой и второй группами АВО:

Δθc*β1c,β2c=αv+γβ1c,  0β1c1α,αv+γ1α+1γβ2c,  0β2c1α.  (13)

Мощность на валу вентиляторов АВО с ЧРП пропорциональна их относительной скорости в третьей степени [6, 8–12]. Принимая, как и выше, за базовую величину суммарную мощность электродвигателей УОГ, относительную мощность на валу вентиляторов АВО с ЧРП представляем в виде

Pf*v=αv3.

Суммарная относительная мощность на валу двигателей при комбинированном управлении и условиях (11)

Pc*v,β1c,β2c=αv3+0,5β1c,  0β1c1α,αv3+0,51α+0,5β2c,  0β2c1α.   (14)

Принимаем за критерий оптимизации экономию мощности при переходе от дискретного управления к комбинированному:

ΔP2*v,β1c,β2c=P0d*Pc*v,β1c,β2c

Согласно (9) представляем выражение для экономии мощности в виде

ΔP2*v,β1c,β2c=Δθr*Pc*v,β1c,β2c.   (15)

Задача оптимизации заключается в нахождении управляющих воздействий v, β1c, β2c, доставляющих максимум критерию (15) при ограничениях на управляющие воздействия (11), (12), и выполнении технологических требований (1). Для ее решения используем метод неопределенных множителей Лагранжа. В условиях изменения требуемого температурного перепада 0Δθr*1 ограничения на управляющие воздействия приводят к появлению в алгоритме оптимального управления отдельных интервалов.

Приравнивая первое уравнение в (13) требуемому температурному перепаду на УОГ, получаем уравнение связи:

g1v,β1c=αv+γβ1cΔθr*=0.   (16)

Функция Лагранжа

L1v,β1c,λ1=ΔP2*+λ1g1v,β1c=Δθr*αv3+0,5β1c+λ1αv+γβ1cΔθr*,   (17)

где λ1 – неопределенный множитель Лагранжа.

Находим частные производные от функции Лагранжа по управляющим переменным и  и приравниваем их нулю:

L1v,β1c,λ1β1c=0,5+λ1γ=0;   (18)

L1v,β1c,λ1v=3v2+λ1α=0;   (19)

L1v,β1c,λ1λ1=αv+γβ1cΔθr*=0.    (20)

Из (18) находим значение неопределенного множителя Лагранжа

λ1=12γ,

и, подставляя его в (19), получаем выражение для оптимальной скорости

v1opt=16γ.   (21)

Температурный перепад, соответствующий v1opt,

Δθr1*=αv1opt.   (22)

Из (20) находим

β1cΔθr*=Δθr*Δθr1*γ.   (23)

Из (23) следует, что для неотрицательности β1c должно выполняться условие Δθr*Δθr1*. Таким образом, на первом интервале особого управления 0,Δθr1* необходимо принять β1c=0, то есть регулирование температурного режима на этом интервале должно осуществляться только аппаратами с ЧРП. Их скорость определяется из условия (16) обеспечения требуемого температурного перепада:

v1Δθr*=Δθr*α.   (24)

Значение Δθr1* по (22) определяет правую границу первого интервала управления.

Мощность на валу двигателей вентиляторов на первом интервале и на его правой границе с учетом (24)

P1c*Δθr*=αv1Δθr*3P1c*Δθr1*=αv1Δθr1*3.

Экономия мощности на первом и последующих интервалах управления определяется выражением (15).

На втором интервале управления Δθr1*,Δθr2* оптимальная скорость остается неизменной, v2Δθr*=v1opt, а требуемый температурный режим обеспечивается за счет использования АВО с одним включенным двигателем вентиляторов. Их необходимое количество определяется соотношением (23).

На рис. 1 показан пример зависимостей скорости ν и количества АВО с одним β1c и двумя β2c включенными двигателями вентиляторов (в примере принято α=0,5; y=0,6).

Правая граница второго интервала управления соответствует ограничению β1c=1α и определяется выражением

Δθr2*=Δθr1*+γ1α.   (25)

Мощность на втором интервале управления и на его правой границе

P2c*Δθr*=P1c*Δθr1*+0,5β1cΔθr*,P2c*Δθr2*=P1c*Δθr1*+0,51α.   (26)

 

Рис. 1. Зависимости относительной скорости и относительного количества АВО с одним β1c и двумя β2c включенными двигателями вентиляторов от требуемого температурного перепада Δθr*, о.е.

 

Чтобы найти алгоритм управления для Δθr*>Δθr2*, рассматриваем вторые уравнения в (13), (14). Уравнение связи (16) и функция Лагранжа (17) трансформируются к виду

g2v,β2c=αv+γ1α+1γβ2cΔθr*,

L2v,β2c,λ2=ΔP2*+λ2g2v,β2c=Δθr*αv3+0,51α+0,5β2c++λ2αv+γ1α+1γβ2cΔθr*.

Аналогично предыдущему находим

L2v,β2c,λ2β2c=0,5+λ21γ=0;

L2v,β1c,λ1v=3v2+λ2α=0;

L2v,β1c,λ1λ1=αv+γ1α+1γβ2cΔθr*=0;   (27)

λ2=121γv2opt=161γ.    (28)

Учитывая выражения (22), (25), температурный перепад, соответствующий v2opt, можно представить в виде

Δθr3*=Δθr2*+αv2optv1opt.

Из (27) находим

β2cΔθr*=Δθr*Δθr2*1γ.   (29)

Согласно (29) для неотрицательности β2c должно выполняться условие Δθr*Δθr2*. Следовательно, на третьем интервале особого управления Δθr2*,Δθr3*количество АВО с двумя включенными двигателями вентиляторов β2c=0, а требуемый температурный режим обеспечивается за счет управления скоростью вентиляторов первой группы АВО. Требуемая скорость определяется из уравнения связи (16) и после преобразований может быть представлена в виде

v3Δθr*=v1opt+1αΔθr*Δθr2*.

Мощность на валу вентиляторов на третьем интервале особого управления и на его правой границе

P3c*Δθr*=P2c*Δθr2*+αv3Δθr*3;P3c*Δθr3*=P2c*Δθr2*+αv3Δθr3*3.

На четвертом интервале оптимального управления Δθr3*,Δθr4* скорость вентиляторов АВО с ЧРП остается неизменной, v4Δθr*=v2opt, а требуемый температурный перепад обеспечивается изменением количества АВО с двумя включенными двигателями вентиляторов.

Ограничение β2c1α определяет правую границу четвертого интервала управления:

Δθr4*=Δθr3*+1α1γ.

Мощность на валу вентиляторов на четвертом интервале управления и его правой границе

P4c*Δθr*=P3c*Δθr3*+0,5β2cΔθr*;P4c*Δθr4*=P3c*Δθr3*+0,51α.

На пятом интервале особого управления требуемый температурный режим обеспечивается регулированием скорости вентиляторов АВО первой группы. Требуемая скорость определяется согласно уравнению связи (16):

v5Δθr*=v2opt+1αΔθr*Δθr4*.

Мощность на пятом интервале

P5c*Δθr*=P4c*Δθr4*+αv5Δθr*3.

На рис. 2 приведены графики экономии мощности при рациональном дискретном управлении

ΔP1*Δθr*=Pod*Δθr*Pd*Δθr*

и оптимальном комбинированном управлении для значения α=0,5

ΔP2*Δθr*=Pod*Δθr*Pic*Δθr*i=1,5¯.   (30)

На этом же рисунке показан график экономии мощности для алгоритма комбинированного управления, не учитывающего нелинейность изменения температуры по длине теплообменника (для γ=0,5).

 

Рис. 2. Зависимости экономии мощности от требуемого температурного перепада: ΔP1* – рациональное дискретное управление; ΔP2* – оптимальное комбинированное управление; ΔP3* – комбинированное управление для γ=0,5

 

Оценим влияние доли АВО с ЧРП на экономию мощности при оптимальном комбинированном управлении и комбинированном управлении для γ=0,5.

Наибольшее значение экономии мощности ΔPm* в варианте оптимального комбинированного управления достигается на правой границе второго интервала управления при Δθr*=Δθr2*. Значение ΔPm* определяется подстановкой в (30) выражений (22), (25), (26) и может рассматриваться как функция относительного количества α аппаратов с ЧРП. За относительный показатель экономии принимаем отношение экономии мощности ΔPm*α к мощности при дискретном управлении в процентах:

Δp2α=100ΔPm*αPod*Δθr2*%.

График Δp2α приведен на рис. 3.

Аналогично найдена зависимость относительной экономии мощности Δp3α при условии Δθr*=Δθr2* для алгоритма комбинированного управления, не учитывающего нелинейность распределения температуры по длине теплообменника АВО (γ=0,5) [10]. На рис. 3 представлен график Δp3α, а также график разности

Δp23α=Δp2αΔp3α.

 

Рис. 3. Зависимости относительной экономии мощности от удельного количества АВО с ЧРП: Δp2 – оптимальное комбинированное управление; Δp3 – комбинированное управление для γ=0,5Δp23 – дополнительная экономия мощности

 

Алгоритм оптимального комбинированного управления, учитывающий особенности температурного распределения по длине теплообменника АВО, например для α=0,5, обеспечивает уменьшение потребной мощности на 8,5 % по сравнению с алгоритмом комбинированного управления для γ=0,5. Значение Δp23 возрастает при уменьшении значения α.

Оценка энергетической эффективности оптимизации

Чтобы оценить энергетическую эффективность применения ЧРП вентиляторов АВО, необходимо сопоставить дополнительные затраты на реализацию проекта со стоимостью сэкономленной электроэнергии [16]. Методика расчета экономии электроэнергии при полностью частотном управления электроприводами АВО с учетом нелинейной зависимости экономии от требуемого температурного перепада приведена в [17].

Для приближенной оценки энергоэффективности оптимального комбинированного управления целесообразно рассматривать экономию мощности ΔP2*Δθr* по выражению (30), отнесенную к мощности при дискретном управлении:

Δp2Δθr*=ΔPc*Δθr*ΔPod*Δθr*.

Следует отметить, что в реальных условиях эксплуатации режимы работы со значениями Δθr*, близкими к 0 и 1, как правило, не используются. Первый из них (значение Δθr*0) соответствует низкой температуре наружного воздуха, когда требуемый температурный перепад может быть обеспечен за счет конвективного теплообмена при отключенных двигателях вентиляторов. Второй режим (значение Δθr*1) возникает при температуре наружного воздуха, близкой к температуре газа на входе в УОГ. В этом случае двигатели вентиляторов отключают из-за неэффективности их работы.

Расчетный график зависимости Δp2Δθr* для α=0,5 и рабочих значений  приведен на рис. 4.

 

Рис. 4. Графики зависимости экономии мощности от требуемого температурного перепада: 1 – оптимальное комбинированное управление Δp2(Δθr*); 2 – линейная аппроксимация Δp2(Δθr*)

 

В рассматриваемом варианте комбинированного управления нелинейная зависимость Δp2Δθr* с высоким значением величины достоверности (R2=0,976) может быть аппроксимирована линейной функцией:

Δp2Δθr*=0,95470,9849Δθr*.   (31)

Благодаря этому оценочные расчеты экономии электроэнергии можно проводить по среднему значению Δθrm*. Учитывая (9), можно показать, что

Δθrm*=P0d*=W0dPΣTrηr,

где W0d  – электроэнергия, потребленная за определенное время Tr работы, например за год, конкретной УОГ с дискретным управлением приводами вентиляторов (определяется по приборам учета электроэнергии); ηd – КПД дискретно регулируемых приводов.

Рассчитывая по выражению (31) значение Δp2Δθrm* и пренебрегая отличием КПД дискретно и частотно-регулируемых приводов, определяем экономию электроэнергии в именованных единицах:

ΔW2=W0dΔp2Δθrm*.

Простой срок окупаемости проекта использования оптимального комбинированного управления взамен дискретного определяется соотношением [16]

Tc=kαNCfCeΔW2,

где k – повышающий коэффициент, учитывающий затраты на разработку проекта, дополнительное оборудование, включая преобразователи частоты, монтаж и наладку системы управления; Cf – стоимость преобразователя частоты; Ce – тариф на потребленную электроэнергию.

Из последнего выражения следует, что при прочих равных условиях срок окупаемости проекта модернизации зависит от соотношения цен на электроэнергию и единичную мощность ЧРП и должен определяться с учетом динамики их изменения.

Выводы

  1. На широко применяемых двухвентиляторных аппаратах воздушного охлаждения газа вследствие нелинейного распределения температуры газа по длине теплообменника температурный перепад при включении одного вентилятора отличается от дополнительного температурного перепада, обусловленного включением второго вентилятора.
  2. Алгоритм оптимального комбинированного управления электродвигателями вентиляторов УОГ, построенный с учетом этого эффекта, позволяет дополнительно сократить потребление электроэнергии на нужды охлаждения.
  3. Действие ограничений на управляющие воздействия приводит к появлению нескольких интервалов в алгоритме оптимального управления. На отдельных интервалах управления требуемый температурный перепад на УОГ обеспечивается включением необходимого количества дискретно регулируемых приводов вентиляторов при неизменной оптимальной скорости частотно-регулируемых приводов, на интервалах особого управления требуемый температурный перепад создается изменением скорости ЧРП вентиляторов.
  4. Дополнительная экономия мощности от учета неравномерного распределения температуры по длине теплообменника возрастает при уменьшении удельного числа АВО с ЧРП вентиляторов. Оценочные расчеты экономии мощности и электроэнергии при использовании оптимального алгоритма комбинированного управления целесообразно проводить по средним значениям требуемого температурного перепада на УОГ, которые могут быть выявлены на основании анализа потребления электроэнергии на УОГ с дискретным регулированием скорости вентиляторов.
  5. Разработанная методика позволяет провести сравнительный анализ энергетической эффективности различных вариантов построения систем управления электроприводами установок охлаждения газа.
×

About the authors

Yuri V. Zubkov

Samara State Technical University

Email: zub577@mail.ru

(Dr. Tech. Sci.), Professor

Russian Federation, 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

Alexander M. Abakumov

Samara State Technical University

Email: abakumov-am@yandex.ru

(Dr. Tech. Sci.), Professor

Russian Federation, 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

Oleg A. Abakumov

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: abakumovoleg1@gmail.com

Postgraduate Student

Russian Federation, 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

References

  1. Alimov S.V., Prokopec A.O., Kubarov S.V. Modernizaciya ventilyatorov AVO gaza pri rekonstrukcii KS MG [Modernization of gas air coolers during reconstruction of MG compressor stations] // Gazovaya promyshlennost. 2009. № 4. P. 54-56. (In Russian).
  2. Malanichev V.A., Miatov O.L., Tipajlov A.M. Razrabotka i modernizaciya ventilyatornyh blokov apparatov vozdushnogo ohlazhdeniya [Development and modernization of fan units for air cooling devices] // Himicheskaya tekhnika, 2004, № 2. (http://techno-cons.ru/files/23_08_2013_114.pdf) (In Russian).
  3. Shajhutdinov A.Z., Lifanov V.A., Malanichev V.A. Sovremennye AVO gaza – resurs energosberezheniya v gazovoj otrasli [Modern gas air coolers are a resource for energy saving in the gas industry] // Gazovaya promyshlennost. 2010. № 9. P. 40-41. (In Russian).
  4. Linde R. Advantage of pipelining gas at low temperatures // Pipe Line Industry. 1984. Vol. 55. No 3. P. 49-56.
  5. Vanchin A.G. Raschet raboty uzla vozdushnogo ohlazhdeniya gaza v usloviyah kompressornoj stancii magistral'nogo gazoprovoda [Calculation of the operation of a gas air cooling unit in the conditions of a compressor station of a main gas pipeline] [Elektronnyj resurs // Elektronnyj nauchnyj zhurnal «Neftegazovoe delo». 2013. Vyp. № 3. P. 164-179. Rezhim dostupa: http://www.ogbus.ru. Data obrashcheniya 29.03.2024.] (In Russian).
  6. Artyukhov I., Abakumov A., Zemtsov A., Yerbayev Y. Energy Efficiency Analysis of Control Algorithms for Fan Electric Drives in Gas Air-Cooling Plants // International Conference on Efficient Production and Processing ICEPP 2021: Proceedings of ICEPP 2021. Lecture Notes in Civil Engineering. P. 46-55.
  7. Danilushkin A.I., Krajnov V.G., Migacheva L.A. Optimizaciya stacionarnogo ras-predeleniya nagruzki apparatov vozdushnogo ohlazhdeniya gaza [Optimization of stationary load distribution of gas air coolers] // Vestnik Samarsk. gosud. tekhnich. un-ta. Seriya: Tekhnich. nauki. 2011. № 3 (31). P. 159-164. (In Russian).
  8. Pashkin V.V., Ivashkin O.N., Shabanov V.A. Sposob upravleniya chastotno-reguliruemym privodom apparata vozdushnogo ohlazhdeniya gaza pri dvuhstupenchatom ohlazhdenii [Method for controlling a variable-frequency drive of a gas air-cooling apparatus with two-stage cooling] // Setevoe izdanie «Neftegazovoe delo». 2019. №3. P. 177-193. Rezhim dostupa: http://ogbus.ru. Data obrashcheniya 29.03.2024. (In Russian).
  9. Artyuhov I.I., Arshakyan I.I., Tarisov R.Sh., Trimbach A.A., Ustinov E.V. Resursosberegayushchaya tekhnologiya ohlazhdeniya gaza na kompressornyh stanciyah [Resource-saving technology for gas cooling at compressor stations] // Vestnik Saratov. gosud. tekhnich. un-ta. 2011. №1(54). Vyp. 3. P. 25-32. (In Russian).
  10. Abakumov A.M., Kuznecov P.K. Kombinirovannoe upravlenie elektroprivodami ventilyatorov ustanovok ohlazhdeniya gaza [Combined control of electric drives for fans of gas cooling units] // Vestnik Samarsk. gosud. tekhnich. un-ta. Seriya: Tekhnich. nauki. 2021. T. 29. №3. P. 67-82. (In Russian).
  11. Abakumov A.M., Alimov S.V., Migacheva L.A., Mosin V.N. Optimizaciya stacionarnyh rezhimov raboty ustanovok ohlazhdeniya gaza kompressornyh stancij magistral'nyh gazoprovodov [Optimization of stationary operating modes of gas cooling units at compressor stations of main gas pipelines] // Izvestiya vuzov. Elektromekhanika. 2011. №3. P. 110-113. (In Russian).
  12. Abakumov A.M., Zubkov Yu.V., Abakumov O.A. Optimizaciya stacionarnyh rezhimov raboty ustanovok ohlazhdeniya gaza s chastotno-reguliruemym privodom ventilyatorov [Optimization of stationary operating modes of gas cooling units with frequency-controlled fan drives] // Izvestiya vuzov. Elektromekhanika. V. 67, №1, 2024. P.36-45. (In Russian).
  13. Artyuhov I.I., Arshakyan I.I., Zhabskij M.V., Korotkov A.V., Pogodin N.V., Trimbach A.A. Nekotorye aspekty primeneniya chastotno-reguliruemogo elektroprivoda v sistemah vozdushnogo ohlazhdeniya komprimirovannogo gaza [Some aspects of the use of variable frequency electric drives in compressed gas air cooling systems] // Vestnik Saratov. gosud. tekhnich. un-ta. 2006. № 1(100). Vyp. 1. P. 20-29. (In Russian).
  14. Artyuhov I.I., Bochkareva I.I., Trimbach A.A. Kachestvo elektroenergii v sisteme elektrosnabzheniya gazoturbinnoj kompressornoj stancii v usloviyah osnashcheniya ustanovok ohlazhdeniya gaza chastotno-reguliruemym elektroprivodom ventilyatorov [Quality of electricity in the power supply system of a gas turbine compressor station when gas cooling units are equipped with frequency-controlled electric fan drives] // Vestnik Saratov. gosud. tekhnich. un-ta. 2011. № 4(60). Vyp. 2. P. 165-170. (In Russian).
  15. Bochkareva I.I. Obespechenie elektromagnitnoj sovmestimosti chastotno-reguliruemyh ustanovok ohlazhdeniya gaza s istochnikami elektrosnabzheniya [Ensuring electromagnetic compatibility of frequency-controlled gas cooling units with power supplies]: Avtoref. dis. … kand. tekhnicheskih nauk: 05.09.03. Saratov: SGTU, 2012. 19 p. (In Russian).
  16. Ilinskij N.F., Moskalenko V.V. Elektroprivod: energo- i resursosberezhenie [Electric drive: energy and resource saving]. M.: Akademiya, 2008. 208 p. (In Russian).
  17. Abakumov A.M., Antropov V.E., Vedernikov A.S., Abakumov O.A. Energeticheskaya ef-fektivnost ustanovok ohlazhdeniya prirodnogo gaza s chastotno-reguliruemym privodom ventilyatorov [Energy efficiency of natural gas cooling units with variable frequency drive fans] // Vestnik Samarsk. gosud. tekhnich. un-ta. Seriya: Tekhnich. nauki. 2019, №3(63). P. 95-104. (In Russian).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Dependences of relative speed and relative number of AHUs with one and two switched on fan motors on the required temperature difference , o.u.

Download (64KB)
3. Fig. 2. Dependences of power saving on the required temperature difference: - rational discrete control; - optimal combined control; - combined control for

Download (65KB)
4. Fig. 3. Dependences of relative power saving on the specific number of AHEs with VFD: - optimal combined control; - combined control for ; - additional power saving

Download (63KB)
5. Fig. 4. Graphs of dependence of power saving on the required temperature difference: 1 - optimal combined control ; 2 - linear approximation

Download (82KB)

Copyright (c) 2024 Samara State Technical University

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-NoDerivatives 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».