Smart-технологии вторичного использования строительных отходов в учебном проектировании мебели

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье рассматриваются результаты деятельности творческого коллектива преподавателей и студентов по исследованию возможностей вторичного использования некоторых строительных отходов. Анализ публикаций в сфере экологического дизайна свидетельствует о постоянных поисках путей вторичного использования разного типа отходов. Авторы сконцентрировали свое внимание на потенциале использования строительного мусора, количество которого возрастает с каждым годом. Цель исследования — обучение студентов проектированию мебельных объектов с использованием вторичного использования пластиковых труб посредством образовательных Smart-технологий.

Использование новых Smart-технологий гарантирует достижение необходимого результата. Их реализация осуществлялась в «распределенной среде обучения» поэтапно. Подготовительный этап: изучение экологических проблем и путей их преодоления, характеристик строительных отходов, производства и утилизации пластиковых труб и существующих путей их вторичной переработки. Экспериментальный этап: изучение пластика как материала для изготовления труб, технологии их изготовления, способов соединения; разработка художественно-образной концепции комплектов мебели с использованием пластиковых труб. Итоговый этап: изучение возможностей реализации проекта; изготовление опытного образца изделия в натуральную величину.

Результаты исследования можно рассматривать с двух позиций: педагогической и технологической. С педагогической точки зрения — это продвижение сознания студентов в области экологического дизайна. С технологической точки зрения — формулирование методических рекомендаций по проектированию высококачественных изделий из вторичного сырья.

Об авторах

Надежда Сергеевна Жданова

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Email: gdnacerg@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-1669-8311
Scopus Author ID: 57078198300
ResearcherId: Y-8286-2018

кандидат педагогических наук, профессор кафедры «Дизайн»

Россия, Магнитогорск

Анна Владимировна Екатеринушкина

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Email: savsof@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4734-118X
Scopus Author ID: 57204101749
ResearcherId: Y-7712-2018

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн»

Россия, Магнитогорск

Юлия Сергеевна Антоненко

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова

Автор, ответственный за переписку.
Email: antilopa632@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-9840-5716

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Дизайн»

Россия, Магнитогорск

Список литературы

  1. Benson E., Fine P. Sustainable design education rethought: The case for Eco-Modernism // Design Principles and Practices. 2010. Vol. 4, No. 6. P. 163–176. doi: 10.18848/1833-1874/CGP/v04i06/37973
  2. Панкина М.В. Экологическая парадигма дизайна // Академический вестник УралНИИпроект РААСН. 2012. № 2. С. 90–92.
  3. Сафарова Л.Р. Планирование порождения отходов и разработка технологии их жизненного цикла в APQP-проектах подготовки производства нового изделия // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2022. Т. 20, № 3. С. 77–86. doi: 10.18503/1995-2732-2022-20-3-77-86
  4. Дерина Н.В., Савва Л.И., Балаченков Д.А. Профессионально-личностный потенциал студентов как основа самоорганизации деятельности в условиях информационно-образовательной среды // Гуманитарно-педагогические исследования. 2021. Т. 5, № 3. С. 11–18. doi: 10.18503/2658-3186-2021-5-3-11-18
  5. Кудрявцева М.В. Теоретические основы самоуправляемого обучения в современной педагогической науке и практике // Гуманитарно-педагогические исследования. 2020. Т. 4, № 4. С. 15–19.
  6. Филатова Е.В., Лагутина В.В. Экологизация потребления — тренд современной моды // Материалы XII Международной научно-практической конференции: «Экологические проблемы региона и пути их разрешения»; Май 15–16, 2018; Омск. Омск: Изд-во ОмГТУ, 2018. С. 146–151.
  7. Мелая Т.Г. Инновационные технологии в современном дизайне костюма // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-18. С. 3935–3939.
  8. Кутепова Л.И., Мухина Е.С. Smart-технологии в дизайне. Традиции и инновации в дизайне: сборник научных трудов. 2018. С. 117–120.
  9. Днепровская Н.В., Янковская Е.А., Шевцова И.В. Понятийные основы концепции смарт-образования // Открытое образование. 2015. № 6. С. 43–51. doi: 10.21686/1818-4243-2015-6(113-43-51
  10. Тихомиров В.П., Днепровская Н.В. Смарт-образование как основная парадигма развития информационного общества // Современные информационные технологии и ИТ-образование. 2015. Т. 11, № 1. С. 9–13.
  11. Рыбичева О.Ю. Концептуальные основы смарт-образования в исследованиях зарубежных и отечественных ученых // Инновации в образовании. 2019. № 12. С. 23–33.
  12. Hurlebaus S., Stocks T., Ozbulut O.E. Smart Structures in Engineering Education // J Prof Iss Eng Ed Pr. 2012. Vol. 138, No. 1. doi: 10.1061/(ASCE)EI.1943-5541.0000079
  13. Zhang Y., Lu L.-W. Introducing Smart Structures Technology into Civil Engineering Curriculum: Education Development at Lehigh University // J Prof Iss Eng Ed Pr. 2008. Vol. 134, No. 1. P. 41–48. doi: 10.1061/(ASCE)1052-3928(2008)134:1(41)
  14. Ращупкина А.С. Формирование системы смарт-образования вуза как новейшего вида обучения // Сборник материалов 2-й Международной конференции: «Технологическая перспектива в рамках Евразийского пространства: новые рынки и точки экономического роста». Санкт-Петербург, 2016. С. 378–382.
  15. Табачук Н.П. Информационная, цифровая и smart компетенции личности: трансформация взглядов // Научно-педагогическое обозрение. 2019. № 4. С. 133–141. doi: 10.23951/2307-6127-2019-4-133-141
  16. Батаева Е.В. Когнитивные и метакогнитивные способности обучающихся в контексте смарт-образования // Образование и наука. 2019. Т. 21, № 4. С. 36–59. doi: 10.17853/1994-5639-2019-4-36-59
  17. Zhdanova N.S., Gavritskov S.A., Ekaterinushkina A.V., et al. Comprehensive integration as an effective way of training future designers at technical universities (integration as a way of training a designer) // J Appl Eng Sci. 2018. Vol. 16, No. 3. P. 374–382. doi: 10.5937/jaes16-18279
  18. Zhdanova N.S., Ekaterinushkina A.V., Grigoriev A.D., et al. The impact integrative model of the project graphics training on the design education // Espacios. 2019. Vol. 40, No. 29. P. 3.
  19. Antonenko Yu.S., Yachmeneva V.V., Salyaeva T.V. Design features of furniture and equipment for entrance areas of kindergartens // International Multi-Conference on Industrial Engineering and Modern technologies electronic edition. «IOP Conference Series: Materials Science and Engineering». 2018. Vol. 463, No. 4. ID 042013. doi: 10.1088/1757-899X/463/4/042013
  20. Graham M.A. Art, ecology and art education: Locating art education in a critical place-based pedagogy // Studies in Art Education. 2007. Vol. 48, No. 4. P. 375–391. doi: 10.1080/00393541.2007.11650115
  21. Sunassee A., Bokhoree C. Designed Eco-Art and Place-Based Curriculum Encouraging Students’ Empathy for the Environment // Ecologies. 2021. Vol. 2, No. 3. P. 248–267. doi: 10.3390/ecologies2030014
  22. Алехин Ю.А., Люсов А.Н. Экономическая эффективность использования вторичных ресурсов в производстве строительных материалов. Москва: Стройиздат, 1988. 275 с.
  23. Пинаев В.Е. Состояние и проблемы использования промышленных твердых отходов в России // Исследовано в России. 2004. Т. 7. С. 1397–1433.
  24. Dumnov A.D. Accounting waste: breakthrough or movement in a circle? // Questions of Statistics. 2004. No. 1. P. 34–49.
  25. Куприяновский В.П., Синягов С.А., Намиот Д.Е. и др. Трансформация промышленности в цифровой экономике — экосистема и жизненный цикл // Международный журнал открытых информационных технологий. 2017. Т. 5, № 1. С. 34–49.
  26. Zhdanova N.S., Zhdanov A.A., Lymareva J.V., et al. Design product projecting made of recycled materials // Int J Appl Eng Res. 2015. Vol. 10, No. 24. P. 45137–45141.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Модель smart-обучения студентов учебному проектированию

Скачать (144KB)
3. Рис. 2. Учебный интегративный модуль по экологическому проектированию

Скачать (200KB)
4. Рис. 3. Упражнения по соединению пластиковых труб: а — соединения пластиковых труб фитингами; б — комплектующие

Скачать (100KB)
5. Рис. 4. Абстрактные композиции П. Мондриана

Скачать (81KB)
6. Рис. 5. Формообразование комплекта мебели по мотивам произведений П. Мондриана

Скачать (143KB)
7. Рис. 6. Проект комплекта мебели из пластиковых труб

Скачать (225KB)
8. Рис. 7. Изготовление опытного образца изделия из труб ПВХ: а — каркас кресла из труб ПВХ; б — опытный образец кресла

Скачать (100KB)

© Жданова Н.С., Екатеринушкина А.В., Антоненко Ю.С., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».