Характеристика процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза
- Авторы: Иргалиева Э.К.1, Пак Л.Г.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 75-90
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/310333
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.1.6
- ID: 310333
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза и педагогические условия ее оптимального функционирования. Разработанная процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза отражает целесообразность самостоятельных блоков: целевого (цель – сформировать высокий уровень толерантности студентов вузов); методологического (деятельностного подхода и принципов учета культурных границ, аксиологичности, синергизма и диалога; социально-педагогического подхода и принципов опоры на позитивный социокультурный опыт этносов, самоценности личности; участие в принятии решений), содержательного (стратегии: фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии; направления: смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее), результативного (динамика и конечный результат – высокий уровень толерантности студентов, отслеживаемый по мотивационному, когнитивному, деятельностному и соответствующим показателям, в логике описывающим этапность (ориентирующий, информативный, активизирующий) достижения запланированного результата. Результативный блок разработанной модели определяет уровни: высокий (устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога, равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознанными, системными знаниями о феномене «толерантности», о путях и направлениях ее формирования; активная жизненная позиция и т. д.); средний (фрагментарно осмысленное эмоционально-ценностное отношение к реализации конструктивного взаимодействия в полиэтничном и мультикультурном обществе; умеренное принятие разнообразия, нестатичное отношение к различиям; недостаточно глубокие знания об изучаемом феномене; фрагментарное проявление активности в освоении навыков толерантного взаимодействия; низкий (предвзятое, чаще скрытое негативное отношение к представителям расовых, национальных, возрастных, религиозных и т. д. групп; ограниченная осведомленность о толерантности: недостаток информации (неосознанность разнообразия культур, взглядов и способов жизни, что приводит к стереотипам и предвзятости) и т. д.).
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Эльвира Конасовна Иргалиева
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: irgalieva.elvira@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-7026-4396
методист центра социологических исследований, Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, Уральск, Республика Казахстан
Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19Любовь Геннадьевна Пак
Оренбургский государственный педагогический университет
Email: lyubov-pak@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7321-506X
доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и менеджмент» Института педагогики и психологии
Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19Список литературы
- Бережных Е.А., Григорьева С.Г., Поташова И.И. Педагогическое сопровождение как особая форма взаимодействия в реальной практике обучения в вузе // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 4. – С. 83–90 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-kak-osobaya-forma-vzaimodeystviya-v-realnoy-praktike-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 23.08.2024).
- Богданова А.И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2015. – 25 с.
- Валеева Н.А. Формирование толерантности у старшеклассников в процессе обучения истории: автореф. дис… канд. пед. наук. – Ярославль, 2006. – 20 с.
- Васильева Л.И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе: дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород: Нижегород. гос. пед. ун-т, 2006. – 144 с.
- Вешкин С.В. Профилактика этнического экстремизма студенческой молодежи в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 2023. – 23 с.
- Вицентий И.В. Ценности и установки толерантности в политической субкультуре студенчества (на материалах Мурманской области): автореф. дис. … канд. социолог. наук. – Санкт–Петербург, 2016. – 18 с.
- Гайсина Г.И. Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании: содержательные характеристики и принципы реализации // КПЖ. – 2017. – № 4 (123). – С. 10–15 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-issledovanii-soderzhatelnye-harakteristiki-i-printsipy-realizatsii (дата обращения: 08.07.2024).
- Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 23 с.
- Голиков В.С. Моделирование процесса формирования толерантности в межличностных отношениях младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 7. – С. 259–264 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya-tolerantnosti-v-mezhlichnostnyh-otnosheniyah-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.07.2024).
- Гомыранова О.Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вузов // Нефтегазовые технологии и экологическая безопасность. – 2006. – № 5. – С. 301–305 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-konflikty-vo-vzaimootnosheniyah-studentov-vuzov (дата обращения: 19.09.2024).
- Горяйнова Т.А., Белоновская И.Д., Журавлева М.О., Репях Л.П. Разработка процессной модели как этап научно-педагогического исследования // Primo Aspectu. – 2022. – № 1 (49). – С. 46–50.
- Дзодзикова Л.А. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2008. – 23 с.
- Добряев П.А. Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства в контексте социальной модернизации Казахстана // Современные евразийские исследования. – 2017. – № 1. – С. 17–23.
- Ивлева О.В. Педагогическое сопровождение центра содействия трудоустройству выпускников вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 2012. – 24 с.
- Колтунов А.Л. Управление социальными конфликтами в системе высшего образования: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Тюмень, 2006. – 29 с.
- Котельникова Р.А. Формирование толерантности школьников средствами игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2015. – 23 с.
- Котелянец Ю.С. Характеристика толерантности как педагогического понятия // Педагогика: традиции и инновации: Материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 156–160.
- Кузьмина О.Г. Воспитательная система управления конфликтностью студенческого социума на факультете вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 2009. – 25 с.
- Лазарева Е.С., Григорьева Е.И. Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения // Вестник ТГУ. – 2012. – № 7. – С. 180–186.
- Лежнева Н.В., Пищулина Т.В. Процессная модель становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010. – № 12 (188). – С. 64–69.
- Литвинова В.Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи: автореф. дис. … канд. психолог. наук. – М., 2007. – 25 с.
- Михалева Г.В. Развитие межэтнической толерантности студенческой аудитории на материале интернет-сайтов молодежной тематики // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2021. – № 1. – С. 52–61.
- Окулов С.М., Сизихина О.В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник ВятГУ. – 2009. – № 4. – С. 135–138.
- Пак Л.Г. Логика педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2016. – № 1 (37). – С. 66–70.
- Парнов Д.А. Социально-педагогический подход к профессиональной ориентации подростков в образовательном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 27 с.
- Пастухова Е.Л. Формирование толерантности у учащихся общеобразовательных учреждений в процессе обучения истории: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 25 с.
- Пилиева Г.И. Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 22 с.
- Приказ Росмолодежи от 08.02.2019 № 40 (ред. от 11.03.2024) «Об утверждении плана деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов» (вместе с «Планом-графиком мероприятий по реализации документов стратегического планирования и иных ключевых направлений деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов») [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/chronomap/2019/2/ (дата обращения: 02.09.2024).
- Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2008. – 25 с.
- Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2007. – 22 с.
- Салахутдинова Е.С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2014. – 27 с.
- Селиванова О.А. Основные направления профилактики интолерантности и экстремизма в среде современного регионального вуза // Образование и наука. – 2012. – № 3. – С. 74–89 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-profilaktiki-intolerantnosti-i-ekstremizma-v-srede-sovremennogo-regionalnogo-vuza (дата обращения: 18.07.2024).
- Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Нестик Т.А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2. – С. 60–79.
- Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности образовательного учреждения // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2014. – № 2 (29). – С. 62–70.
- Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Вестник РМАТ. – 2016. – № 1. – С. 38–43.
- Указ Президента Республики Казахстан от 15 сентября 2022 года № 1014 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана на 2022–2026 годы» [Электронный ресурс]. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200001014 (дата обращения: 02.09.2024).
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35266 (дата обращения: 02.09.2024).
- Харабаджах М.Н. Характеристика модели формирования толерантности будущих социальных педагогов в процессе их профессионального образования // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 8 (173). – С. 15–18.
- Челышева И.В. Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2020. – № 1 (35). – С. 40–49.
- Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2003. – 22 с.
Дополнительные файлы
