Характеристика процессной модели педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлены процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза и педагогические условия ее оптимального функционирования. Разработанная процессная модель педагогического сопровождения формирования толерантности студентов вуза отражает целесообразность самостоятельных блоков: целевого (цель – сформировать высокий уровень толерантности студентов вузов); методологического (деятельностного подхода и принципов учета культурных границ, аксиологичности, синергизма и диалога; социально-педагогического подхода и принципов опоры на позитивный социокультурный опыт этносов, самоценности личности; участие в принятии решений), содержательного (стратегии: фасилитации, рефлексивная, коммуникативная (включая эвфемизацию как речевую стратегию формирования толерантности), сотрудничества, копинг-стратегии; направления: смыслообразующее, просветительское, интеракционно-активизирующее), результативного (динамика и конечный результат – высокий уровень толерантности студентов, отслеживаемый по мотивационному, когнитивному, деятельностному и соответствующим показателям, в логике описывающим этапность (ориентирующий, информативный, активизирующий) достижения запланированного результата. Результативный блок разработанной модели определяет уровни: высокий (устремленность к овладению способами конструктивного взаимодействия, диалога, равноправной коммуникации, компромисса, сотрудничества; осознанными, системными знаниями о феномене «толерантности», о путях и направлениях ее формирования; активная жизненная позиция и т. д.); средний (фрагментарно осмысленное эмоционально-ценностное отношение к реализации конструктивного взаимодействия в полиэтничном и мультикультурном обществе; умеренное принятие разнообразия, нестатичное отношение к различиям; недостаточно глубокие знания об изучаемом феномене; фрагментарное проявление активности в освоении навыков толерантного взаимодействия; низкий (предвзятое, чаще скрытое негативное отношение к представителям расовых, национальных, возрастных, религиозных и т. д. групп; ограниченная осведомленность о толерантности: недостаток информации (неосознанность разнообразия культур, взглядов и способов жизни, что приводит к стереотипам и предвзятости) и т. д.).

Об авторах

Эльвира Конасовна Иргалиева

Оренбургский государственный педагогический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: irgalieva.elvira@mail.ru
ORCID iD: 0009-0006-7026-4396

методист центра социологических исследований, Западно-Казахстанский университет им. М. Утемисова, Уральск, Республика Казахстан

Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Любовь Геннадьевна Пак

Оренбургский государственный педагогический университет

Email: lyubov-pak@mail.ru
ORCID iD: 0000-0001-7321-506X

доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и менеджмент» Института педагогики и психологии

Россия, 460014, г. Оренбург, ул. Советская, 19

Список литературы

  1. Бережных Е.А., Григорьева С.Г., Поташова И.И. Педагогическое сопровождение как особая форма взаимодействия в реальной практике обучения в вузе // Педагогика и психология образования. – 2018. – № 4. – С. 83–90 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskoe-soprovozhdenie-kak-osobaya-forma-vzaimodeystviya-v-realnoy-praktike-obucheniya-v-vuze (дата обращения: 23.08.2024).
  2. Богданова А.И. Формирование толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Красноярск, 2015. – 25 с.
  3. Валеева Н.А. Формирование толерантности у старшеклассников в процессе обучения истории: автореф. дис… канд. пед. наук. – Ярославль, 2006. – 20 с.
  4. Васильева Л.И. Процессная модель обеспечения качества образовательной деятельности в вузе: дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород: Нижегород. гос. пед. ун-т, 2006. – 144 с.
  5. Вешкин С.В. Профилактика этнического экстремизма студенческой молодежи в процессе обучения в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Майкоп, 2023. – 23 с.
  6. Вицентий И.В. Ценности и установки толерантности в политической субкультуре студенчества (на материалах Мурманской области): автореф. дис. … канд. социолог. наук. – Санкт–Петербург, 2016. – 18 с.
  7. Гайсина Г.И. Социально-педагогический подход в педагогическом исследовании: содержательные характеристики и принципы реализации // КПЖ. – 2017. – № 4 (123). – С. 10–15 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskiy-podhod-v-pedagogicheskom-issledovanii-soderzhatelnye-harakteristiki-i-printsipy-realizatsii (дата обращения: 08.07.2024).
  8. Гаряев Н.В. Формирование у студенческой молодежи толерантного сознания как основы социальной безопасности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2007. – 23 с.
  9. Голиков В.С. Моделирование процесса формирования толерантности в межличностных отношениях младших школьников // Сибирский педагогический журнал. – 2010. – № 7. – С. 259–264 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/modelirovanie-protsessa-formirovaniya-tolerantnosti-v-mezhlichnostnyh-otnosheniyah-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 08.07.2024).
  10. Гомыранова О.Н. Межличностные конфликты во взаимоотношениях студентов вузов // Нефтегазовые технологии и экологическая безопасность. – 2006. – № 5. – С. 301–305 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnye-konflikty-vo-vzaimootnosheniyah-studentov-vuzov (дата обращения: 19.09.2024).
  11. Горяйнова Т.А., Белоновская И.Д., Журавлева М.О., Репях Л.П. Разработка процессной модели как этап научно-педагогического исследования // Primo Aspectu. – 2022. – № 1 (49). – С. 46–50.
  12. Дзодзикова Л.А. Педагогическое сопровождение здоровьесбережения студентов: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2008. – 23 с.
  13. Добряев П.А. Концепция укрепления и развития казахстанской идентичности и единства в контексте социальной модернизации Казахстана // Современные евразийские исследования. – 2017. – № 1. – С. 17–23.
  14. Ивлева О.В. Педагогическое сопровождение центра содействия трудоустройству выпускников вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 2012. – 24 с.
  15. Колтунов А.Л. Управление социальными конфликтами в системе высшего образования: автореф. дис. … канд. социол. наук. – Тюмень, 2006. – 29 с.
  16. Котельникова Р.А. Формирование толерантности школьников средствами игровой деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Самара, 2015. – 23 с.
  17. Котелянец Ю.С. Характеристика толерантности как педагогического понятия // Педагогика: традиции и инновации: Материалы III Междунар. науч. конф. – Челябинск: Два комсомольца, 2013. – С. 156–160.
  18. Кузьмина О.Г. Воспитательная система управления конфликтностью студенческого социума на факультете вуза: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Калининград, 2009. – 25 с.
  19. Лазарева Е.С., Григорьева Е.И. Модель формирования этнической толерантности студенческой молодежи в процессе межкультурного иноязычного общения // Вестник ТГУ. – 2012. – № 7. – С. 180–186.
  20. Лежнева Н.В., Пищулина Т.В. Процессная модель становления студента как субъекта непрерывного профессионального образования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Образование. Педагогические науки. – 2010. – № 12 (188). – С. 64–69.
  21. Литвинова В.Л. Социально-психологические условия формирования межэтнической толерантности российской молодежи: автореф. дис. … канд. психолог. наук. – М., 2007. – 25 с.
  22. Михалева Г.В. Развитие межэтнической толерантности студенческой аудитории на материале интернет-сайтов молодежной тематики // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. – 2021. – № 1. – С. 52–61.
  23. Окулов С.М., Сизихина О.В. О моделях в педагогических исследованиях // Вестник ВятГУ. – 2009. – № 4. – С. 135–138.
  24. Пак Л.Г. Логика педагогического обеспечения субъектно-развивающей социализации студента вуза // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2016. – № 1 (37). – С. 66–70.
  25. Парнов Д.А. Социально-педагогический подход к профессиональной ориентации подростков в образовательном учреждении: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2012. – 27 с.
  26. Пастухова Е.Л. Формирование толерантности у учащихся общеобразовательных учреждений в процессе обучения истории: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2004. – 25 с.
  27. Пилиева Г.И. Формирование этнической толерантности будущих социальных педагогов во внеаудиторное время в вузе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2008. – 22 с.
  28. Приказ Росмолодежи от 08.02.2019 № 40 (ред. от 11.03.2024) «Об утверждении плана деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов» (вместе с «Планом-графиком мероприятий по реализации документов стратегического планирования и иных ключевых направлений деятельности Федерального агентства по делам молодежи на период 2019–2024 годов») [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/chronomap/2019/2/ (дата обращения: 02.09.2024).
  29. Пугачева Е.А. Формирование толерантности студентов в поликультурной среде вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Н. Новгород, 2008. – 25 с.
  30. Резникова И.Б. Формирование этнической толерантности у студентов вузов в условиях многонационального региона: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Владикавказ, 2007. – 22 с.
  31. Салахутдинова Е.С. Педагогическое сопровождение адаптации студентов в учебной группе: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Кострома, 2014. – 27 с.
  32. Селиванова О.А. Основные направления профилактики интолерантности и экстремизма в среде современного регионального вуза // Образование и наука. – 2012. – № 3. – С. 74–89 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-napravleniya-profilaktiki-intolerantnosti-i-ekstremizma-v-srede-sovremennogo-regionalnogo-vuza (дата обращения: 18.07.2024).
  33. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Нестик Т.А. Принципы формирования толерантности и управления рисками ксенофобии // Национальный психологический журнал. – 2011. – № 2. – С. 60–79.
  34. Торохтий В.С. Социально-педагогический подход к деятельности образовательного учреждения // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». – 2014. – № 2 (29). – С. 62–70.
  35. Торохтий В.С. О сущности социально-педагогического подхода в российском профессиональном образовании // Вестник РМАТ. – 2016. – № 1. – С. 38–43.
  36. Указ Президента Республики Казахстан от 15 сентября 2022 года № 1014 «Об утверждении Концепции развития Ассамблеи народа Казахстана на 2022–2026 годы» [Электронный ресурс]. – URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/U2200001014 (дата обращения: 02.09.2024).
  37. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 602 «Об обеспечении межнационального согласия» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35266 (дата обращения: 02.09.2024).
  38. Харабаджах М.Н. Характеристика модели формирования толерантности будущих социальных педагогов в процессе их профессионального образования // Вестник ТГПУ. – 2016. – № 8 (173). – С. 15–18.
  39. Челышева И.В. Развитие межэтнической толерантности студентов в контексте теоретических концепций отечественного медиаобразования // Знак: проблемное поле медиаобразования. – 2020. – № 1 (35). – С. 40–49.
  40. Шеламова Г.М. Педагогические условия формирования толерантности учащихся профессионального лицея: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2003. – 22 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Иргалиева Э.К., Пак Л.Г., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».