Взаимодействие семьи и школы: потребности, оценка и ожидания родителей
- Авторы: Кремень Ф.М.1, Кремень С.А.1
-
Учреждения:
- Смоленский государственный университет
- Выпуск: Том 22, № 1 (2025)
- Страницы: 117-134
- Раздел: Направления модернизации образования
- URL: https://journal-vniispk.ru/1991-8569/article/view/310336
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.1.9
- ID: 310336
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Современные российские и зарубежные исследования показывают, что взаимодействие школы и семьи как субъектов образовательного процесса имеет ряд положительных результатов для всех участников: улучшение достижений учащихся, повышение эффективности учителей, позитивное влияние на семейное благополучие. Однако вовлеченности родителей в школьную жизнь детей препятствуют разные факторы, связанные как с институциональными и организационными барьерами и неготовностью педагогов, так и с потребностями и возможностями самих семей. С целью выявления потребностей и ожиданий семьи к деятельности школы было проведено анкетирование 60 родителей учащихся 5–8-х классов общеобразовательных школ г. Смоленска. При анализе ответов выборка дополнительно делилась на группы по возрасту и успеваемости учащихся. Было выявлено, что родители удовлетворены различными аспектами взаимодействия педагогов с учениками и родителями (открытостью, доброжелательностью, поддержкой), отмечают возможности коммуникации с педагогами, администрацией и другими специалистами с использованием различных каналов, как традиционных, так и дистанционных. Родители информированы о жизни школы, их преобладающим типом вовлеченности является наблюдение (более 80 %), активные типы регулярно практикуют не более четверти опрошенных. Отмечается низкая заинтересованность в мероприятиях для родителей, а также в участии в организации деятельности школы в целом. Группы родителей учащихся 7-х, 8-х классов с высокой успеваемостью демонстрируют более высокую активность во взаимодействии со школой и вовлеченность в мероприятия. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости работы школы по развитию активных типов школьной вовлеченности и дифференцированного подхода к организации данной деятельности.
Ключевые слова
Полный текст
Открыть статью на сайте журналаОб авторах
Фаина Маратовна Кремень
Смоленский государственный университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: fmkremen@gmail.com
кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная работа»
Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4Сергей Анатольевич Кремень
Смоленский государственный университет
Email: skremen@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология»
Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4Список литературы
- План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи [Электронный ресурс]. – URL: https://семья2024.рф/documents/265 (дата обращения 31.10.2024).
- Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – № 1 (30). – С. 6. doi: 10.26795/2307-1281-2020-8-1-6.
- Гошин М.Е., Мерцалова Т.А., Груздев И.А. Типы родительского участия в учебном процессе детей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2019. – № 2. – С. 282–303. doi: 10.14515/monitoring.2019.2.13.
- Антипкина И.В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1. – № 4 (41). – С. 102–114.
- Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Harvard University Press, 1979. 352 p.
- Turnbull A.P., Turnbull H.R., Erwin E.J. et al. Families, professionals, and exceptionality: Positive outcomes through partnerships and trust. Pearson, 2015. 432 p.
- Reschly A.L., Christenson S.L. Parents as essential partners for fostering student’s learning outcomes. In R. Gilman, E.S. Huebner, M. Furlong (Eds.), Handbook of positive psychology in schools. New York, NY: Routledge, 2009. Pp. 257–272.
- Белоусов К.Ю., Матюшкина М.Д. Участие родителей в образовании своих детей и в образовательной политике школы // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5 (47). – С. 222–245. doi: 10.32744/pse.2020.5.16.
- Селиверстова И.В., Косарецкий С.Г. Участие родителей в формировании образовательной политики школы: коммуникативные барьеры // Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше?: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Московская высшая школа социальных и экономических наук. – М.: Университетская книга, 2009. – С. 201–212.
- Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 68–90. doi: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90.
- Кремень С.А. Проблема родительского участия в образовательных траекториях детей // Перспективы развития социальной работы, социальной педагогики и образования в Смоленском регионе с позиции будущих специалистов: Сборник научных трудов преподавателей и студентов. – Киров: МЦИТО, 2023. – С. 37–43.
- Кожурова О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 23 с.
- Шеина М.Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Уфа, 2013. – 31 с.
- Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Педагогическое обозрение. – 2008. – № 4 (79). – С. 7–8.
- Markow D., Macia L., Lee H. The MetLife survey of the American teacher: Challenges for school leadership. New York, NY: MetLife, 2013. 132 p.
- Pearson J.N., Akamoglu Y., Chung M. et al. Building Family – Professional Partnerships with Culturally, Linguistically, and Economically Diverse Families of Young Children. Multicultural Perspectives. 2019. Vol. 21 (4). Pp. 208–216. doi: 10.1080/15210960.2019.1686381.
- Haines S.J., Reyes C.C., Ghising H. et al. Family-professional partnerships between resettled refugee families and their children’s teachers: exploring multiple perspectives. Preventing School Failure: Alternative Education for Children and Youth. 2021. Vol. 66 (1). Pp. 52–63. doi: 10.1080/1045988X.2021.1934375.
- Gershwin T. Legal and Research Considerations regarding the Importance of Developing and Nurturing Trusting Family-Professional Partnerships in Special Education Consultation. Journal of Educational and Psychological Consultation. 2020. Vol. 30 (4). Pp. 420–436. doi: 10.1080/10474412.2020.1785884.
- Lawson M.A. School-family relations in context: Parent and teacher perceptions of parent involvement. Urban Education. 2003. Vol. 38 (1). Pp. 77–133. doi: 10.1177/0042085902238687.
- Francis G.L., Blue-Banning M., Haines S.J. et al. Building «Our School»: Parental Perspectives for Building Trusting Family–Professional Partnerships. Preventing School Failure: Alternative Education for Children and Youth. 2016. Vol. 60 (4). Pp. 329–336. doi: 10.1080/1045988X.2016.1164115.
- Коротаева Е.В., Андрюнина А.С., Чугаева И.Г. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект // Образование и наука. – 2023. – № 25 (3). – С. 97–121. doi: 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121.
- Epstein J.L. Ready or Not? Preparing Future Educators for School, Family, and Community Partnerships. Teaching Education. 2013. Vol. 24 (2). Pp. 115–118. doi: 10.1080/10476210.2013.786887.
- Dunst C.J. Rethinking early intervention. Analysis and Intervention in Developmental Disabilities. 1985. Vol. 5. P. 165–201.
- Blue-Banning M., Summers J.A., Frankland H.C. et al. Dimensions of family and professional partnerships: Constructive guidelines for collaboration. Exceptional Children. 2004. Vol. 70 (2). Pp. 167–185. doi: 10.1177/001440290407000203.
- Bryk A.S., Schneider B.L. Trust in schools: A core resource for improvement. New York, NY: Russell Sage Foundation, 2002. 240 p.
- Forsyth P.B., Barnes L.L.B., Adams C.M. Trust-effectiveness patterns in schools. Journal of Educational Administration. 2006. Vol. 44 (2). Pp. 122–141. doi: 10.1108/09578230610652024.
- Tschannen-Moran M., Hoy W.K. A multidisciplinary analysis of the nature, meaning, and measurement of trust. Review of Educational Research. 2000. Vol. 70 (4). Pp. 547–593. doi: 10.3102/00346543070004547.
- Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. 255 p. doi: 10.1017/CBO9780511812507.
- Harris A., Goodall J. Do Parents Know They Matter? Engaging All Parents in Learning. Educational Research. 2008. Vol. 50 (3). Pp. 277–289.
- Dunst C.J. Family-centered practices: Birth through high school. Journal of Special Education. 2002. Vol. 36 (3). Pp. 139–147.
- Павленко К.В., Дементьева Ю.О. Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой // Информационный бюллетень: Мониторинг экономики образования. – М.: НИУ «ВШЭ», 2022. – № 5 (22). – 52 с.
- Бысик Н.В., Евстигнеева Н.В., Косарецкий С.Г. и др. Участие родителей в школьном образовании: выбор, возможности, вовлеченность // Информационный бюллетень: Мониторинг экономики образования. – М.: НИУ «ВШЭ», 2017. – № 19 (118). – 32 с.
- Summers J.A., Marquis J., Mannan H. et al. Relationship of Perceived Adequacy of Services, Family-Professional Partnerships, and Family Quality of Life in Early Childhood Service Programmes. International Journal of Disability, Development and Education. 2007. Vol. 54 (3). Pp. 319–338. doi: 10.1080/10349120701488848.
- Francis G.L., Gross J.M.S., Turnbull A.P. et al. The Family Employment Awareness Training (FEAT) program in Kansas: A mixed method follow-up. Journal of Vocational Rehabilitation. 2013. Vol. 39. Pp. 167–181. doi: 10.3233/JVR-130652.
- Epstein J.L., Salinas K.C. Partnering with families and communities. Educational Leadership. 2004. Vol. 61 (8). Pp. 12–18.
Дополнительные файлы
