Взаимодействие семьи и школы: потребности, оценка и ожидания родителей

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Современные российские и зарубежные исследования показывают, что взаимодействие школы и семьи как субъектов образовательного процесса имеет ряд положительных результатов для всех участников: улучшение достижений учащихся, повышение эффективности учителей, позитивное влияние на семейное благополучие. Однако вовлеченности родителей в школьную жизнь детей препятствуют разные факторы, связанные как с институциональными и организационными барьерами и неготовностью педагогов, так и с потребностями и возможностями самих семей. С целью выявления потребностей и ожиданий семьи к деятельности школы было проведено анкетирование 60 родителей учащихся 5–8-х классов общеобразовательных школ г. Смоленска. При анализе ответов выборка дополнительно делилась на группы по возрасту и успеваемости учащихся. Было выявлено, что родители удовлетворены различными аспектами взаимодействия педагогов с учениками и родителями (открытостью, доброжелательностью, поддержкой), отмечают возможности коммуникации с педагогами, администрацией и другими специалистами с использованием различных каналов, как традиционных, так и дистанционных. Родители информированы о жизни школы, их преобладающим типом вовлеченности является наблюдение (более 80 %), активные типы регулярно практикуют не более четверти опрошенных. Отмечается низкая заинтересованность в мероприятиях для родителей, а также в участии в организации деятельности школы в целом. Группы родителей учащихся 7-х, 8-х классов с высокой успеваемостью демонстрируют более высокую активность во взаимодействии со школой и вовлеченность в мероприятия. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости работы школы по развитию активных типов школьной вовлеченности и дифференцированного подхода к организации данной деятельности.

Об авторах

Фаина Маратовна Кремень

Смоленский государственный университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: fmkremen@gmail.com

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Социальная работа»

Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Сергей Анатольевич Кремень

Смоленский государственный университет

Email: skremen@yandex.ru

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика и психология»

Россия, 214000, г. Смоленск, ул. Пржевальского, 4

Список литературы

  1. План основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года семьи [Электронный ресурс]. – URL: https://семья2024.рф/documents/265 (дата обращения 31.10.2024).
  2. Бурина Е.А., Кудинова А.Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства // Вестник Мининского университета. – 2020. – Т. 8. – № 1 (30). – С. 6. doi: 10.26795/2307-1281-2020-8-1-6.
  3. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А., Груздев И.А. Типы родительского участия в учебном процессе детей // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2019. – № 2. – С. 282–303. doi: 10.14515/monitoring.2019.2.13.
  4. Антипкина И.В. Исследования «родительской вовлеченности» в России и за рубежом // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2017. – Т. 1. – № 4 (41). – С. 102–114.
  5. Bronfenbrenner U. The ecology of human development: Experiments by nature and design. Harvard University Press, 1979. 352 p.
  6. Turnbull A.P., Turnbull H.R., Erwin E.J. et al. Families, professionals, and exceptionality: Positive outcomes through partnerships and trust. Pearson, 2015. 432 p.
  7. Reschly A.L., Christenson S.L. Parents as essential partners for fostering student’s learning outcomes. In R. Gilman, E.S. Huebner, M. Furlong (Eds.), Handbook of positive psychology in schools. New York, NY: Routledge, 2009. Pp. 257–272.
  8. Белоусов К.Ю., Матюшкина М.Д. Участие родителей в образовании своих детей и в образовательной политике школы // Перспективы науки и образования. – 2020. – № 5 (47). – С. 222–245. doi: 10.32744/pse.2020.5.16.
  9. Селиверстова И.В., Косарецкий С.Г. Участие родителей в формировании образовательной политики школы: коммуникативные барьеры // Тенденции развития образования: 20 лет реформ, что дальше?: Материалы VI Международной научно-практической конференции. Московская высшая школа социальных и экономических наук. – М.: Университетская книга, 2009. – С. 201–212.
  10. Гошин М.Е., Мерцалова Т.А. Типы родительского участия в образовании, социально-экономический статус семьи и результаты обучения // Вопросы образования. – 2018. – № 3. – С. 68–90. doi: 10.17323/1814-9545-2018-3-68-90.
  11. Кремень С.А. Проблема родительского участия в образовательных траекториях детей // Перспективы развития социальной работы, социальной педагогики и образования в Смоленском регионе с позиции будущих специалистов: Сборник научных трудов преподавателей и студентов. – Киров: МЦИТО, 2023. – С. 37–43.
  12. Кожурова О.Ю. Социальное партнерство школы и семьи как фактор повышения их воспитательного потенциала: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2011. – 23 с.
  13. Шеина М.Б. Развитие и реализация воспитательного потенциала семьи в условиях социального партнерства со школой: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Уфа, 2013. – 31 с.
  14. Хоменко И.А. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Педагогическое обозрение. – 2008. – № 4 (79). – С. 7–8.
  15. Markow D., Macia L., Lee H. The MetLife survey of the American teacher: Challenges for school leadership. New York, NY: MetLife, 2013. 132 p.
  16. Pearson J.N., Akamoglu Y., Chung M. et al. Building Family – Professional Partnerships with Culturally, Linguistically, and Economically Diverse Families of Young Children. Multicultural Perspectives. 2019. Vol. 21 (4). Pp. 208–216. doi: 10.1080/15210960.2019.1686381.
  17. Haines S.J., Reyes C.C., Ghising H. et al. Family-professional partnerships between resettled refugee families and their children’s teachers: exploring multiple perspectives. Preventing School Failure: Alternative Education for Children and Youth. 2021. Vol. 66 (1). Pp. 52–63. doi: 10.1080/1045988X.2021.1934375.
  18. Gershwin T. Legal and Research Considerations regarding the Importance of Developing and Nurturing Trusting Family-Professional Partnerships in Special Education Consultation. Journal of Educational and Psychological Consultation. 2020. Vol. 30 (4). Pp. 420–436. doi: 10.1080/10474412.2020.1785884.
  19. Lawson M.A. School-family relations in context: Parent and teacher perceptions of parent involvement. Urban Education. 2003. Vol. 38 (1). Pp. 77–133. doi: 10.1177/0042085902238687.
  20. Francis G.L., Blue-Banning M., Haines S.J. et al. Building «Our School»: Parental Perspectives for Building Trusting Family–Professional Partnerships. Preventing School Failure: Alternative Education for Children and Youth. 2016. Vol. 60 (4). Pp. 329–336. doi: 10.1080/1045988X.2016.1164115.
  21. Коротаева Е.В., Андрюнина А.С., Чугаева И.Г. Диалогическое взаимодействие семьи и школы: содержательный аспект // Образование и наука. – 2023. – № 25 (3). – С. 97–121. doi: 10.17853/1994-5639-2023-3-97-121.
  22. Epstein J.L. Ready or Not? Preparing Future Educators for School, Family, and Community Partnerships. Teaching Education. 2013. Vol. 24 (2). Pp. 115–118. doi: 10.1080/10476210.2013.786887.
  23. Dunst C.J. Rethinking early intervention. Analysis and Intervention in Developmental Disabilities. 1985. Vol. 5. P. 165–201.
  24. Blue-Banning M., Summers J.A., Frankland H.C. et al. Dimensions of family and professional partnerships: Constructive guidelines for collaboration. Exceptional Children. 2004. Vol. 70 (2). Pp. 167–185. doi: 10.1177/001440290407000203.
  25. Bryk A.S., Schneider B.L. Trust in schools: A core resource for improvement. New York, NY: Russell Sage Foundation, 2002. 240 p.
  26. Forsyth P.B., Barnes L.L.B., Adams C.M. Trust-effectiveness patterns in schools. Journal of Educational Administration. 2006. Vol. 44 (2). Pp. 122–141. doi: 10.1108/09578230610652024.
  27. Tschannen-Moran M., Hoy W.K. A multidisciplinary analysis of the nature, meaning, and measurement of trust. Review of Educational Research. 2000. Vol. 70 (4). Pp. 547–593. doi: 10.3102/00346543070004547.
  28. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Cambridge: Cambridge University Press, 1977. 255 p. doi: 10.1017/CBO9780511812507.
  29. Harris A., Goodall J. Do Parents Know They Matter? Engaging All Parents in Learning. Educational Research. 2008. Vol. 50 (3). Pp. 277–289.
  30. Dunst C.J. Family-centered practices: Birth through high school. Journal of Special Education. 2002. Vol. 36 (3). Pp. 139–147.
  31. Павленко К.В., Дементьева Ю.О. Роль семьи в образовании ребенка: конструирование образовательного пространства и коммуникация со школой // Информационный бюллетень: Мониторинг экономики образования. – М.: НИУ «ВШЭ», 2022. – № 5 (22). – 52 с.
  32. Бысик Н.В., Евстигнеева Н.В., Косарецкий С.Г. и др. Участие родителей в школьном образовании: выбор, возможности, вовлеченность // Информационный бюллетень: Мониторинг экономики образования. – М.: НИУ «ВШЭ», 2017. – № 19 (118). – 32 с.
  33. Summers J.A., Marquis J., Mannan H. et al. Relationship of Perceived Adequacy of Services, Family-Professional Partnerships, and Family Quality of Life in Early Childhood Service Programmes. International Journal of Disability, Development and Education. 2007. Vol. 54 (3). Pp. 319–338. doi: 10.1080/10349120701488848.
  34. Francis G.L., Gross J.M.S., Turnbull A.P. et al. The Family Employment Awareness Training (FEAT) program in Kansas: A mixed method follow-up. Journal of Vocational Rehabilitation. 2013. Vol. 39. Pp. 167–181. doi: 10.3233/JVR-130652.
  35. Epstein J.L., Salinas K.C. Partnering with families and communities. Educational Leadership. 2004. Vol. 61 (8). Pp. 12–18.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Распределение ответов разных групп родителей на вопрос об условиях хорошей успеваемости школьников, %

Скачать (457KB)
3. Рис. 2. Оценка родителями утверждений об учителях

Скачать (261KB)
4. Рис. 3. Распределение утвердительных ответов различных групп родителей на вопрос «Есть ли у Вас возможность обратиться по вопросам успеваемости Вашего ребенка и своевременно получить ответ?», %

Скачать (381KB)
5. Рис. 4. Распределение ответов различных групп родителей на вопрос о формах участия в школьных мероприятиях, %

Скачать (238KB)
6. Рис. 5. Распределение ответов родителей о способах выражения родительского мнения в школе, %

Скачать (251KB)

© Кремень Ф.М., Кремень С.А., 2025

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».