ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МЧС РОССИИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА


Цитировать

Полный текст

Аннотация

У каждой специальной дисциплины преподаваемой будущим специалистам в области пожаротушения в вузе МЧС России есть свои незаменимые особенности, изучение которых составляет непременное условие для формирования личности курсанта. Преподавая их в виде практических занятий на базе учебных и спасательных центров, увеличивается вероятность того, что большее число курсантов приобретут необходимый набор знаний, навыков и индивидуально-личностных качеств необходимых для их служебной деятельности. Чтобы повысить эффективность обучения курсантов вузов МЧС России нами была сделана попытка применения личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий с курсантами четвертого года обучения на базе учебного центра ФГБОУ ВО «Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России». В статье раскрыты основные аспекты личностно-деятельного обучения, а также его педагогические принципы при практической подготовке курсантов. Для рассмотрения эффективности применения данного метода обучения нами было проведено два эксперимента. В конце учебного года мы опрашивали курсантов по двум направлениям. В одном из экспериментов мы оценивали развитие интереса обучаемых к изучению практической составляющей специальных дисциплин, в частности их желание быть должностными лицами на пожаре. В ходе второго эксперимента мы исследовали как изменяется представление курсантов об индивидуально-личностных качествах руководителя тушения пожара. По итогам исследования был сделан вывод, что применение личностно-деятельностного подхода при проведении практических занятий на базе учебных и спасательных центров не только стимулирует интеллектуальную активность и формирует индивидуально-личностные качества, но и развивает у курсантов мотивацию к овладению выбранной профессии.

Об авторах

Алексей Васильевич Ермилов

FSBEI HE Ivanovo Fire and Rescue Academy SFS MES of Russia

Email: skash_666@mail.ru

Список литературы

  1. 1. Башанаева Г.Г. Подход, ведущий к оптимальному развитию личности // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: Мат-лы V Междунар. науч.-практ. конф. Науч. ред. В.И. Казаренков. - М., 2012. - С. 404-408.
  2. 2. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом ву-зе (основы теории): Монография. - Н. Новгород: Гуманит. центр, 2000. - 136 с.
  3. 3. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в усло-виях модернизации: Доклад на августовской конференции работников и организаторов образования г. Ростова-на-Дону. - Ростов н/Д, 2003. - 40 с.
  4. 4. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. - 220 с.
  5. 5. Кульневич С.В., Бондаревская Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. - М. - Ростов-нД: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
  6. 6. Лернер И.Я. Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1989. - 320 с.
  7. 7. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. - М.: Просвещение, 1971. - 208 с.
  8. 8. Кабанова-Меллер Е.Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. - М.: Просвещение, 1968. - 183 с.
  9. 9. Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 128 с.
  10. 10. Библер В.С. Мышление как творчество: введение в логику мыслительного диалога. - М., 1975. - 400 с.
  11. 11. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. - М.: Педагогика, 1981. - 200 с.
  12. 12. Леонтьев Д.А. Возвращение к человеку // Фундаментальная психология. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии: Сб. под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997. - 420 с.
  13. 13. Лобжа М.Т., Балабанов М.А. Применение личностно-деятельного и деятельностно-ориентированного подходов при первоначальной профессиональной подготовке курсантов вуза ГПС МЧС России // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. - 2011. - № 3. - 163-166 с.
  14. 14. Лепешинский И.Ю. Основы военной педагогики и психологии: конспект лекций / И.Ю. Лепешинский, В.В. Глебов, В.Б. Листков, В.Ф. Терехов. - Омск: Изд-во ОмГТУ, 2011.- 180 с.
  15. 15. Шадриков В.Д. Введение в психологию: эмоции и чувства. - М.: Логос, 2002. - 156 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Ермилов А.В., 2015

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».