EXPERIMENTAL WORK ON FORMATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF STUDENTS OF specialized secondary educational establishment


Cite item

Full Text

Abstract

The article submits the analysis of the concepts of “self-determination” in a broad sense as a central mechanism of personality formation and “professional self-determination”, as a personal focused process directed on formation of an individual position towards the professional activity. The characteristics of low, average and high levels of professional self-determination development of students of specialized secondary educational establishment are given in the article. The prevalence of students with an average and low level of development of professional self-determination is noted. The authors allocate the main pedagogical conditions necessary for the successful development of professional self-determination of students. The results of experimental work on the development of the main components of professional self-determination are presented in the article. They are motivation, estimation, knowledge, activity and personality components. There is a change in motivation from external factors of a profession to its intrinsic characteristics in the motivation component. The essential changes in the estimation component of professional self-determination have been shown in the ability of students to adequately analyze and estimate themselves and their future professional activity. The knowledge component has been enriched with the increased awareness of the profession and progress in educational results. The students have shown interest in high-quality performance of the professional tasks and practical training which means the development of the activity component. The personality component has got a positive dynamics in the level of business communication culture, the manifestation of professionally significant qualities of students. The results of the control stage of experimental work show that the number of students in the experimental group with a low level of development of professional self-determination has considerably decreased and the number of students with high level has grown from 8,3% to 33,3% with managers and from 14,4% to 37% with future accountants.

About the authors

Faina V. Povshednaya

K. Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Mininsky University)

Email: pedagogika-ngpu@yandex.ru
doctor of pedagogical sciences, Associated Professor, Dept. General and Social Pedagogics. 1, Ulianov Str., Nizhny Novgorod, 603950

Anna E. Kanakova

Nizhny Novgorod Branch of Moscow University of Economics, Statistics and Information Technologies

Email: kollnkesp@yandex.ru
scientific degree applicant, teacher of secondary professional educational institution. 2а, Kosmonavta Komarova Str., Nizhny Novgorod, 603090

References

  1. Всемирная энциклопедия: Философия / Главн. науч. ред. и сост. А.А. Грищанов. - М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный оратор, 2001. - 1312 с.
  2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Большая российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - 672 с.
  3. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 224 с.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Ин-т практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 352 с.
  5. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
  7. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2004. - 254 с.
  8. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. - Изд. 3-е. - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2008. - 193 с.
  9. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методологическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников. - М.: Академия, 2005. - 128 с.
  10. Шавир П.А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности. - М.: Педагогика, 1981. - 96 с.
  11. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.М. Митина, Ю.А. Кореляков, Г.В. Шавырина и др. Под ред. Л.М. Митиной. - М.: Академия, 2005. - 336 с.
  12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Академия, 2004. - 304 с.
  13. Пряжникова Е.Ю., Пряжников Н.С. Профориентация: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 496 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2014 Povshednaya F.V., Kanakova A.E.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».