К проблеме модернизации образовательной деятельности


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Проанализированы внешний, формальный и внутренний, содержательный аспекты модернизации образовательной деятельности в СамГТУ. Внешний аспект развернуто представлен в программе развития опорного вуза. Модернизация сводится к ряду структурных преобразований и диверсификации профессиональных образовательных программ с целью обеспечения их конкурентоспособности. Внутренний, психолого-педагогический аспект в программе практически не представлен. В любом учебном процессе возникают ситуации, которые в теории планомерного формирования умственных действий и понятий принято называть «ситуациями однократного и неотложного действия». Когда студент приступает к решению новой задачи, он должен сориентироваться в ней, представить себе цель действия, исходные данные, способ и средства, необходимые для преобразования исходных данных в продукт, их порядок и способы контроля процесса. Но ориентировочная деятельность студента в силу объективных и субъективных причин не всегда адекватна новому заданию. Вследствие этого складывающиеся представления недостаточны для правильного решения задачи. Формируется противоречие: необходимо адекватное представление, а оно отсутствует. На наш взгляд, требуемая ориентировка должна закладываться на лекциях. Но часто этого не происходит. Кроме того, приступая к решению новой для себя задачи, студент вынужден использовать весь комплекс психологических возможностей: узнать, воспринять, представить, понять и т. д. Но в силу того, что задача новая, наличных возможностей недостаточно и требуется их оперативная трансформация в связи с новыми обстоятельствами.

Об авторах

Ольга Юрьевна Афанасьева

Самарский государственный технический университет

Email: bingry08@inbox.ru
к.п.н., доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Юрий Васильевич Афанасьев

Самарский государственный технический университет

к.х.н., доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» 443100, Россия, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Наумова О. Вячеслав Волков: «За живучесть нашего корабля мы должны бороться командой» // Инженер: Газета Самарского государственного технического университета. - 2017. - № 14 (3163). - С. 7.
  2. Программа развития Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Самарский государственный технический университет». - Самара: СамГТУ, 2016. - С. 25.
  3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями 2016-2017 гг.).
  4. Учебный план по программе бакалавриата (по направлению 23.03.01 «Технология транспортных процессов»). - Самара: СамГТУ, 2017.
  5. Сорокин В.В. Фундаментализация обучения химии в вузе. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. - 92 с.
  6. Решетова З.А. Психологические основы профессионального обучения. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. - 207 с.
  7. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
  8. Салмина Н.Г., Сорокин В.В., Чернышова В.К. Способы построения учебного предмета  Советская педагогика. - 1982. - № 1. - С. 66-70.
  9. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: Изд-во Моск. ун- та, 1975. - 343 с.
  10. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. - М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.
  11. Эльконин Д.Б. Проблема обучения и развития в трудах Л.С. Выготского // Вопросы психологии. - 1966. - № 6. - С. 33-41.
  12. Карпов Ю.В., Талызина Н.Ф. Психодиагностика познавательного развития учащихся. - М.: Знание, 1989. - 40 с.
  13. Гальперин П.Я. Опыт систематического определения основных понятий психологии // Вопросы психологии. - 1972. - № 2. - С. 148-150.
  14. Завалишина Д.Н. Способ и структура действия // Вопросы психологии. - 1971. - № 6. - С. 66-77.
  15. Основы педагогики и психологии высшей школы // А.В. Петровский, В.М. Ковалева, А.А. Крашенинникова и др. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 302 с.
  16. Системно-структурный подход к построению курса химии. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. - 172 с.
  17. Нечаев Н.Н. Психолого-педагогические аспекты подготовки специалистов в вузе. - М.: МГУ, 1985. - С. 13.
  18. Штофф В.А. Моделирование и философия. - Л.: Наука, 1965. - С. 19.
  19. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа// Вопросы психологии. - 1957. - № 6. - С. 58-69.
  20. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений // Вопросы психологии. - 1955. - № 1. - С. 43-48.
  21. Нечаев Н.Н., Подольский А.И. Психологические условия одновременного формирования группы понятий и чувственных образов // Психологические исследования. - М.: МГУ, 1975. - Вып. 5. - С. 79-85.
  22. Нечаев Н.Н. Роль теории поэтапного формирования в развитии методологии деятельностного подхода // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2012. - № 4.- С. 23-42.
  23. Нечаев Н.Н. Развитие и обучение: при каких условиях обучение может стать развивающим? // Психологический журнал. - 2015. - № 5. - С. 70-88.
  24. Нечаев Н.Н., Идобаева О.А., Подольский А.И. Подходы к пониманию категории развития и некоторые вопросы образовательного процесса // Вопросы психологии. - 2015. - № 5. - С. 3-13.
  25. Нечаев Н.Н., Рабесон М.Д. Категория «предмет» как основа фундаментализации психологического образования // Вопросы психологии. - 2016. - № 2. - С. 24-32.
  26. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Речевое действие и коммуникативные нормы: освоение межкультурной коммуникации с позиций деятельностного подхода // Язык и культура. - 2016. - № 34. - С. 133-156.
  27. Нечаев Н.Н. Профессия и профессионализм: к задачам психологии профессионального творчества // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. - 2016. - № 4. - С. 3-15.
  28. Нечаев Н.Н. Психологические аспекты коммуникативной подготовки студентов высшей школы // Образование и наука. - 2017. - № 3. - С. 120-139.
  29. Нечаев Н.Н. Социально-психологические аспекты онтогенеза дискурса // Язык и культура. - 2017. - № 37. - С. 6-28.
  30. Нечаев Н.Н., Резницкая Г.И. Речевая коммуникация и предметная деятельность: взаимосвязь и взаимозависимость // Вопросы психологии. - 2017. - № 6. - С. 19-37.
  31. Афанасьева О.Ю. Моделирование содержания и методическое обеспечение обучения химии в профессиональной подготовке специалистов в вузе: Дисс. … канд. пед. наук. - Самара, 2000. - 202 с.
  32. Mehrabian A. Silent messages: implicit communication of emotions and attitudes. 2 ed. Belmont, CA: Wadsworth. - 1981. - 196 p.
  33. Nechaev N.N. Psychological patterns of development of students secondary language personality // Procedia: social and behavioral sciences. - 2014. - Vol. 154. - P. 14-22.
  34. Nechaev N.N. Psychological mechanism for the development of activity: cross-cultural context // Procedia: social and behavioral sciences. - 2015. - Vol. 200. - P. 33-39.
  35. Darinskaya L., Molodtsova G. The Impact of Projekt-based Learning Technology on the Development of students Communicative Competence // 9th International Technology, Education and Development Conference (INTED). Madrid, Spain, 2015. P. 1939-1947.
  36. Biasutti M., Baz Th., Alshawa H. Assessing the Infusion of Sustainability Principles into University Curricula // Journal of Teacher Education for Sustainability. 2016. Vol. 18, № 2. P. 21-40. doi: 10.1515/jtes-2016-0012.
  37. Bromme R., Tellema H. Fusing experience and theory: the structure of professional knowledge // Learning and Instructions. Great Britain. 1995. Vol. 5, is. 4. P. 261-267. 1995. DOI: https://doi.org/10.1016/0959- 4752(95)00018-6.
  38. Hanuscin D.L., Zangori L. Developing Practical Knowledge of the Next Generation Science Standards in Elementary Science Teacher Education // Journal of Science Teacher Education. 2016. Vol. 27, is. 8. P. 799-818. DOI: https:// doi.org/10.1007/s10972-016-9489-9.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Афанасьева О.Ю., Афанасьев Ю.В., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».