Особенности разработки комплексно-структурной модели формирования смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматриваются особенности разработки комплексно-структурной модели формирования смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта. Автор раскрывает содержание структурных компонентов жизненных стратегий личности, выделяет механизмы и уровни их формирования. Особое внимание уделено анализу существующих моделей формирования жизненных стратегий. Прослеживается связь процесса формирования жизненных стратегий с социальной адаптацией и инновационной деятельностью личности. На основе анализа теоретико-методологических подходов разработана комплексно-структурная модель формирования смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта на юго-востоке Украины в период конфликта и в постконфликтный период. Предложена общая схема направлений восстановления личности, которая предполагает работу в политическом, социально-экономическом, социокультурном и психологическом направлениях, выделены компоненты коррекционной работы с мирными жителями в условиях вооруженного конфликта (физиологический, когнитивный, эмоциональный, поведенческий, личностный). Автор придерживается системно-структурного подхода помощи населению, оказавшемуся в непосредственной зоне вооруженного конфликта, и предлагает модель восстановления личности на трех уровнях: индивидуальном, микро-и макросистемном, что и будет определять приемы и способы оказания разных видов требуемой помощи. Акцентируется внимание на том, что разрабатывая модели и программы восстановления личности в период вооруженного конфликта, специалистам необходимо больше уделять внимание психологической составляющей, что будет способствовать эффективному предупреждению возникновения в дальнейшем психологических последствий вооруженных конфликтов и их нивелированию. В заключение автор делает вывод о том, что важным является применение комплексного подхода к проблеме восстановления мирных жителей в период вооруженного конфликта, необходим учет политических, социально-экономических, социокультурных и психологических причин и последствий конфликта, чтобы эффективно противостоять им в будущем, не допускать нового насилия, способствовать установлению жизнеспособного мира.

Об авторах

Евгения Николаевна Рядинская

Южный федеральный университет

Email: muchalola@mail.ru
кандидат психологических наук, докторант Академии психологии и педагогики. 344038, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Нагибина, 13

Список литературы

  1. Абакумова И.В., Ермаков П.Н., Рудакова И.А. Смыслоцентризм в педагогике. Новое понимание дидактических методов: монография. - Ростов-нД: Изд-во Ро- стов. ун-та, 2006. - 312 с.
  2. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
  3. Александрова Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2; под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово, 2004. - С. 82-90.
  4. Белугина М.А. Жизненные стратегии у современных студентов: опыт психологического исследования // Психология в вузе. - 2008. - № 6. - С. 93-103.
  5. Бузунова Л.Г. Жизненные стратегии женщин российской провинции // Психологическая наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 47-59.
  6. Васильева О.С., Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. - 2001. - С. 74-85.
  7. Воскобоев А.И. Технологии убеждающего воздействия: особенности применения в практике учебного процесса // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2009. - № 4. - С. 67-72.
  8. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-психологической адаптации личности / группы в новой социо-и этнокультурной среде // Проблемы социальной психологии личности: межвуз. сб. науч. тр. - Саратов, 2005. - Вып. 2. - С. 4-22.
  9. Дементий Л.И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 3. - С. 20-25.
  10. Долгов Ю.Н., Смотрова Т.Н. Типология жизненных стратегий личности // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. IX междунар. науч.-практ. конф. Ч. III. - Новосибирск: СибАК, 2011. - С. 111-114.
  11. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности: учеб. пособие. - М.: Политиздат, 2010. - 222 с.
  12. Каракозов Р.Р. Организация смыслопоисковой активности человека как условие осмысления жизненного опыта // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. - М.: Смысл, 1997. - С. 257-273.
  13. Кормакова В.Н. Проектирование жизненных стратегий как условие профессионально-личностного самоопределения старшеклассников // Образование и общество. - 2009. - № 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.education.rekom.ru (дата обращения: 15.05.2016).
  14. Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык: автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ростов-нД, 2005. - 23 с.
  15. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М., 2003. - 487 с.
  16. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. - М.: Смысл, 2001. - 572 с.
  17. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
  18. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 1995. - № 2. - С. 20.
  19. Резник Т.Е., Резник Ю.М. Жизненные стратегии личности: поиск альтернатив. -М., 1995. - 237 с.
  20. Рядинская Е.Н. Особенности трансформации смысложизненных стратегий личности в условиях вооруженного конфликта // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер. Философия, педагогика, психология. - 2018.- № 1. - С. 111-116.
  21. Созонтов А.Е. Жизненные стратегии современной студенческой молодежи большого города // Журнал практического психолога. - 2007. - № 5. - С. 129-146.
  22. Федотова Н.Н. Жизненные стратегии молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://muc.renet.ru. (дата обращения: 19.01.2015).
  23. Шпунтова В.В. К проблеме ценностей: местоположение смысловых универсалий в структуре личности // Психологические исследования: сб. науч. тр. - Самара, 2006. - Вып. 3. - С. 207-223.
  24. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: учеб. пособие. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. - 204 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Рядинская Е.Н., 2018

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».