Стратегии обучения иностранному языку в условиях инклюзивного образования


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В современном российском образовательном пространстве актуальным направлением становится так называемое инклюзивное образование, которое выступает единственным международно признанным способом реализации права каждого человека на обучение. Инклюзивное образование, являясь частью образовательной политики многих государств - членов международного сообщества ЮНЕСКО, рассматривается как динамически развивающийся подход, заключающийся в позитивном отношении к учащимся с индивидуальными особенностями, как возможность обогащения процесса обучения. Высокое качество и доступность образования - важнейшее требование образовательной инклюзии в международной и отечественной практике. На сегодняшний день в современной практике уже имеется определенный положительный опыт внедрения инклюзии в процесс обучения иностранным языкам в вузах. Знание иностранного языка на начальном уровне помогает студентам с индивидуальными особенностями социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении и интеракции в образовательном пространстве. Таким образом, реализуется основная задача инклюзивного образования - социализация детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Более того, в основе практики данного вида обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного студента, поэтому процесс должен быть организован так, чтобы удовлетворить потребности обучающихся с ограниченными возможностями. Следовательно, целью данной работы является изучение стратегий обучения английскому языку, направленных на вовлечение в учебный процесс студентов с ограниченными возможностями и улучшение результатов их академической успеваемости. Основное внимание уделяется авторами интернет-ресурсам и коммуникативным стратегиям, используемым в общении со студентами в рамках инклюзивного образования.

Об авторах

Нина Сергеевна Евстропова

Самарский государственный технический университет

Email: nsshvaikina@gmail.com
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Лингвистика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный». Российская Федерация, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Елена Владимировна Ракова

Самарский государственный технический университет

Email: rakowdan@mail.ru
старший преподаватель кафедры «Лингвистика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный». Российская Федерация, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. - 2011. - Т. 16, № 1: Инклюзивный подход и сопровождение семьи в современном образовании. - С. 302.
  2. Алехина С.В. Инклюзивное образование в Российской Федерации (доклад) // Инвестиции в образование - вклад в будущее: междунар. симпозиум, М., 07.12.2010.
  3. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 2006. - С. 400.
  4. Михальченко К.А. Инклюзивное образование - проблемы и пути решения // Теория и практика образования в современном мире. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 206.
  5. Инклюзивное образование. Вып. 1 / сост. С.В. Алехина, Н.Я. Семаго, А.К. Фадина. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - С. 132.
  6. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. - М.: ВЛАДОС, 2004. - С. 126.
  7. Обучение детей с особенностями развития по технологии интегрированного обучения при внутренней дифференциации в общеобразовательном классе: метод. рекомендации / сост. Л.Е. Шевчук, Е.В. Резникова. - Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2006. - С. 223.
  8. Общая психология: учеб. пособие для студентов пединститутов / Под ред. А.В. Петровского. - М.: Просвещение, 2012. - С. 465.
  9. Пенин Г.Н. Инклюзивное образование как новая парадигма государственной политики // Вестник Герценовского университета. - СПб.: Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена, 2010. - № 9 (83). - С. 47.
  10. Сабельникова С.И. Развитие инклюзивного образования: справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - № 1. - С. 54.
  11. Семаго Н.Я. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе // Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей / под общ. ред. Н.Я. Семаго. - М.: ЦАО, 2009. - С. 56.
  12. Семаго Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование // Приложение к журналу «Стремление к инклюзивной жизни». - 2009. - № 3. - С. 12.
  13. Сергеева К.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования // Педиатрия Санкт-Петербурга: опыт, инновации, достижения: материалы росс. форума: СПб., 20-21 сентября 2010 г. - СПб., 2010. - С. 200.
  14. Сорокоумова С.Н. Психологические особенности инклюзивного обучения //Известия Самар. науч. центра РАН. - 2010. - Т. 12, № 3. - С. 136.
  15. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. - СПб.: Питер, 2008. - С. 192.
  16. Anderson J., Boyle C. Inclusive Education in Australia: Rhetoric, Reality and Road Ahead. Inclusive Education in Australia, 30 (1). Рр. 4-22. Retrieved on the 14th August 2016.
  17. Demirdag S. Effective Teaching Strategies and Student Engagement: Students with Learning Disabilities. International Journal of Teaching and Education, 2(3). Рр. 168-175. http://www.iises.net/effective-teaching-strategies-and-student-engagement- studen.html
  18. Gargiulo R.M., Metcalf D. Teaching in Today’s Inclusive Classrooms (3rd ed.). Boston, MA: Cengage Learning, 2015.
  19. Gips J., Betke M. Camera Mouse. 2016. http://www.cameramouse.org/
  20. Hall T.E., Meyer A., Rose D.H. Universal Design for Learning in the Classroom. New York: The Guilford Press. 2012.
  21. Krashen S.D. Principles and Practice in Second Language Acquisition. Oxford: Pergamon Press, 1982. 202 p.
  22. MacIntyre P.D. Biases in Self-Ratings of Second Language Proficiency: The Role of Language Anxiety. Language Learning, 1997, № 47. Pр. 265-287.
  23. Onwuegbuzie A.J. Factors associated with foreign language anxiety. Applied Psycho-linguistics, 1999, № 20. Pр. 217-239.
  24. Ortiz A.A. Learning disabilities occurring concomitantly with linguistic differences. Journal of Learning Disabilities, 1997, № 30. Pр. 321-32.
  25. Ortiz A.A.,Wilkinson C.Y. Assessment and intervention model for the bilingual exceptional student (AIM for the BESt) // Teacher Education and Special Education, 1991,№ 14. Pр. 35-42.
  26. Stubbs S. Inclusive Education where there are few resources. Norway: The Atlas Alliance, 2008. 156 p.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Евстропова Н.С., Ракова Е.В., 2019

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».