Work in small groups as an efficient means of development of communicative competence in the foreign language lessons


Cite item

Full Text

Abstract

The relevance of the article is due to the search for effective methods of teaching a foreign language at a non-linguistic university. Work in small groups is currently not very widely accepted in the practice of teaching a foreign language both at school and at the university. However, it has enormous potential not only for developing communicative competences, but also for developing creativity and critical thinking, as well as developing teamwork skills, which is of great importance for future professional life of young specialists. The purpose of the article is to analyze pros and cons of work in small groups, justify the use of group work at a foreign language lesson as one of the effective methods, and also consider typical tasks applied in group work. The article substantiates the effectiveness of this method and offers specific types of tasks which can be used in work on different types of language activity: speaking, writing, listening, reading. The author gives examples of using such method of work in small groups in the framework of the discipline "Foreign Language" in an English class of first-year students, majoring in "Construction". The results of the work led to conclusions proving the effectiveness of using such a method, which made learning more effective, developed the creative activity of students and demonstrated an individual approach in teaching. The method of work in small groups is applicable at English lessons for other specialities too.

About the authors

Khalida A. Shaikhutdinova

Samara State Technical University

Email: lidia_sch@mail.ru
Cand. Phil. Sci., Assosiate Professor of Linguistics, Crosscultural Communication and Russian as a Foreign Language Department 244, Molodogvardeyskaya str., Samara, 443100, Russia

References

  1. Гальскова Н.Д. Проблемы качества языкового образования // Качественное образование: проблемы и перспективы: Сб. науч. статей. - М.: Московский городской педагогический университет, 2016. - С. 50-59.
  2. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1998. - 223 с.
  3. Bajah S.T. Teach your best // A Handbook for University Lecturers (DES, 387 p.) Chapter 5. Methods of teaching and learning, small group teaching URL: http://www.nzdl.org/gsdlmod?e=d-00000-00---off-0cdl--00-0----0-10-0---0---0direct- 10---4-------0-1l--11-en-50---20-about---00-0-1-00-0--4----0-0-11-10-0utfZz-8- 00&cl=CL1.117&d=HASH01bacd4b975a0db4bc878ddf.8.6.3>=1 (Дата обращения 10.01.2019).
  4. Mills D. and Alexander P. Small group teaching: a toolkit for learning. The Higher Education Academy. March 2013. https://www.heacademy.ac.uk/ system/files/resources/small_group_teaching_1.pdf (Дата обращения 10.01.2019).
  5. Winkler M. Arbeiten und Unterricht mit Großgruppen für DaF. Lehrerfortbildungsse- minar Goethe-Institut Rabat/Casablanca (21.-25.03.2011). Seminar. Berlin http://www.goethe.de/ins/ma/rab/pro/pasch/dok/dok.pdf (Дата обращения 16.01.2019).
  6. Funk H., Kuh Ch., Skiba D., Spaniel-Weise D., Wicke R.E. Aufgaben, Übungen, Interaktion / unter Mitarbeit von J.R. Brede. München: Klett-Langenscheidt. Goethe- Institut, 2014.184 p.
  7. Klippert H. Teamentwicklung im Klassenraum. Übungsbausteine für den Unterricht. Weinheim. Verlag: Beltz. 2005. 293 p.
  8. Grossmann S. Mündliche und schriftliche Anweisungen im Unterricht Deutsch als Fremdsprache. Werkstattreihe Deutschals Fremdsprache, 83. Frankfurta. M: Lang, 2011. 401 p.
  9. Слесарева Т.А. Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка в рамках реализации ФГОС // Актуальные проблемы обучения иностранным языкам: Сборник материалов Всеросcийской научно- практической конференции. - Димитровград: Димитровградский инженерно- технологический институт - филиал Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский университет «МИФИ», 2017. - С. 63-66.
  10. Акиньшина И.Б., Колесникова А.А. Групповая форма работы как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции // Научные ведомости. Сер. Гуманитарные науки. - 2017. - № 14 (263). - Вып. 34. - С. 138-147.
  11. Скворцова Е.Е., Есина М.Г. Групповые технологии в обучении иностранному языку // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого: Тула, 2016. - № 1(17). - С. 99-104.
  12. Казанцев А.Ю., Казанцева Г.С., Кругликова М.Е. Применение метода группового обучения на занятиях по английскому языку в неязыковом высшем учебном заведении // GAUDEAMUS IGITUR. - Томск: СТТ, 2015. - № 3. - С. 25-28.
  13. Meyer H. Gruppenunterricht. In: Meyer, H.: Unterrichtsmethoden Bd. 2. Frankfurt am Main. 1994. P. 238-270.
  14. Байбородова Л.В., Касаткина Н.Н., Данданова С.В. Групповая работа на занятиях по иностранному языку: учеб.-метод. пособие / Под ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2016. - 101 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_27554416_ 31925637.htm (Дата обращения 18.12.2018).
  15. Соловова Е.Н. Перспективные направления развития вузовской методики преподавания иностранных языков // Вестник МГИМО университета. - М.: Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел РФ, 2013. - № 6. - С. 67-70.
  16. Бочарникова М.А. Понятие «коммуникативная компетенция» и его становление в научной среде // Молодой ученый. - 2009. - № 8. - С. 130-132 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://moluch.ru/archive/8/566/ (Дата обращения 28.12.2018).
  17. Федотова Н.Л., Васильева А.В. Особенности организации интерактивного обучения иностранным языкам // Вестник педагогических инноваций. - Новосибирск: Новосибирск. гос. пед. ун-т, 2018. - № 3(51). - С. 98-105.
  18. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам: метод. пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 240 с.
  19. Евстропова Н.С., Опарина К.С. Использование интерактивных методов обучения на занятиях по иностранному языку в техническом вузе (на примере технологии «командообразование») // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - Киров: Вятский гос. ун-т, 2014. - № 6. - С. 149-152.
  20. Хасанова Г.Б. Требования работодателей к выпускникам инженерных вузов // Вестник Казанского технологического университета. - 2012. - Т. 15. - № 20. - С. 215-217.
  21. Евстропова Н.С., Шайхутдинова Х.А. Развитие критического мышления в процессе самостоятельной работы по английскому языку студентов технического вуза // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 89-100.
  22. Юрина М.В., Лопухова Ю.В. Применение инновационной технологии «перевернутый класс» при обучении иностранному языку в техническом вузе // Самарский научный вестник. - Самара: Самарский гос. соц.-пед. ун-т, 2017. - Т. 6. - № 4(21). - С. 262-266.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2019 Shaikhutdinova K.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».