Psychological and pedagogical prevention of teachers ' emotional burnout


Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents an analysis of the phenomenon of teachers emotional burnout. The relevance of the study is noted in connection with a large number of stressful factors in the professional activity of teachers. The symptoms of emotional burnout are considered. The reasons and factors that influence the formation and development of emotional burnout are highlighted. The emergence and development of emotional burnout is individual and depends on both external conditions and internal characteristics of the teacher's personality. The result of emotional burnout is deformation, when the protective mechanisms do not cope and the process of destruction of the personality is started.The content of psychological and pedagogical prevention of emotional burnout of teachers is determined. The main goals of psychological and pedagogical prevention of emotional burnout of teachers are following: awareness and understanding of professional motivation, development of positive self-attitude, increase of autopsychological competence, regulation of emotional state through understanding and acceptance of the entire repertoire of their own emotions, actualization of the value of their own physical and psychological health, development of effective communication skills, improvement of the psychological climate in the team.The results of the study of the dynamics of manifestations of emotional burnout during the implementation of a cycle of classes on psychological and pedagogical prevention of emotional burnout of teachers are presented. The content of the classes was aimed at updating the value of physical and mental health, increased levels of autopsychological competence of teachers, the development of positive self, learning of self-regulation of emotional state through the understanding and acceptance of the entire repertoire of own emotions, development of effective communication skills, improvement of the psychological climate in the team. Based on the results of repeated diagnostics, the conclusion is made about the effectiveness of the conducted cycle of classes, which can be used in the practice of teachers-psychologists of any educational institutions.

About the authors

Аnastasiya V. Dolgopolova

Samara National Research University

Email: avdolgopolova@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy Department. 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation

Anastasiya M. Manukhina

Samara National Research University

Email: manana063@yandex.ru
Master Student of Pedagogy Department. 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation

References

  1. Сайбулаева Д.Г., Кагирова П.М. Особенности проявления синдрома «эмоционального выгорания» педагогов // Мир науки, культуры, образования. - 2018. - № 3 (70). - С. 368- 371 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35330402 (дата обращения: 20.05.2020).
  2. Глухова Т.Г., Солнцева Н.В. Актуализация восприятия педагогами психологического здоровья как приоритетной ценности // Образование и психологическое здоровье: сборник материалов научно-практической конференции 9-10 ноября 2016 г. - Самара: Региональный социопсихологический центр, 2016. - С. 23-25 [Электронный ресурс]. - URL: http://rspc-samara.ru/function/rediz/obrpsyh/docs/2016/sbornik.pdf (дата обращения: 21.05.2020).
  3. Нецветайлова Е.Н. Тренинговые технологии в профилактике эмоционального выгорания педагога (акмеологический подход) // Наука и образование: новое время. НО ЧУ ДПО «Экспертно-методический центр». - Чебоксары, 2014. - № 1 (1). - С. 21-27 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22678023 (дата обращения: 27.04.2020).
  4. Удовик С.В., Молокоедов А.В., Слободчиков И.М. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности. - М.: Левъ, 2018. - 160 с.
  5. Соловова Н.А. Здоровье педагога: теория, диагностика, тренинг, рекомендации: учеб.- метод. пособие. - Самара: АСГАРД, 2016. - 147 с.
  6. Тулегенова А.Г. К вопросу исследования феномена эмоционального выгорания как проблемы профессиональной деятельности педагога // Ученые записки СПбГИПСР. - 2014.- Вып. 1. - Т. 21. - С. 93-102 [Электронный ресурс]. - URL: https://psyjournals.ru/ scientific_notes/2014/n1/71086.shtml (дата обращения: 20.05.2020).
  7. Шевцова Т.Н., Коровушкина Н.Н. Синдром эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 4 (59). - С. 477-482 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35130415 (дата обращения: 23.05.2020).
  8. Юрченко Е.В. Возможности балинтовской группы в преодолении профессиональной деформации учителя // Развитие современного образования: теория, методика и практика. - Чебоксары, 2015. - № 2. - С. 136-141 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24930911 (дата обращения: 23.05.2020).
  9. Черкасова М.А. Теоретические подходы к выявлению сущности понятия «профессиональное выгорание» // Пенитенциарная наука. - 2011. - Т. 15. - С. 54-56 [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/14705744 (дата обращения: 29.05.2020).
  10. Великанова Л.П., Костина Л.А., Потапова Н.В. Диагностика и профилактика синдрома эмоционального выгорания на ранних этапах формирования // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. - С. 377-386 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21471374 (дата обращения: 29.05.2020).
  11. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Филинъ, 1996. - 336 с.
  12. Кильпа Е.А. Эмоциональное выгорание педагогов // Дискурс. - 2017. - № 11 (13). - С. 78-83 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30575912 (дата обращения: 29.05.2020).
  13. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.- СПб.: Питер, 2008. - 258 с.
  14. Пряжников Н.С., Ожогова Е.Г. Стратегии преодоления синдрома «эмоционального выгорания» в работе педагога // Психологическая наука и образование. - 2008. - № 2. - С. 87-95 [Электронный ресурс]. - URL: https://psyjournals.ru/files/8445/psyedu_ n2_2008_Pryajnikov_Ojogova.pdf (дата обращения: 28.05.2020).
  15. PV De Silva, Hewage SG., Fonseka P. Burnout: en emerging occupation health problem. Galle Medical Journal. Vol. 14. No. 1. September 2009. Pр. 52-55. doi: 10.4038/gmj.v14i1.1175.
  16. Хухлаева О.В. Эмоциональное выгорание учителей // Школьный психолог. - 2006. - № 4 [Электронный ресурс]. - URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200600411 (дата обращения: 28.05.2020).
  17. Мелетичев В.В., Шингаев С.М. Мотивация профессиональной деятельности и профессиональное выгорание педагогов: теория, диагностика, взаимосвязь, профилактика: монография. - СПб.: СПб АППО, 2014. - 100 с. [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23158177 (дата обращения: 28.05.2020).
  18. Солодкова Т.И. Тренинг развития эмоционального интеллекта как психологическое средство профилактики и коррекции синдрома «выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2011. - № 2 (45). - С. 55-57 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16921260 (дата обращения: 28.05.2020).
  19. Манухина А.М. Психолого-педагогическая профилактика эмоционального выгорания педагогов // XXI веку - здоровое поколение: сборник трудов XVII региональной научно-практической конференции / Под науч. ред. В.А. Пылева, Л.Ю. Панариной, Н.М. Манаховой. - Самара: СИПКРО, 2019. - С. 81-84.
  20. Красненкова С.А., Гридяева Л.Н. Социально-психологические аспекты синдрома эмоционального выгорания психологов разных профессиональных сфер деятельности // Прикладная юридическая психология. - 2017. - № 3. - С. 60-64 [Электронный ресурс]. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30487023 (дата обращения: 28.05.2020).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Dolgopolova А.V., Manukhina A.M.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».