Features of studying a communicative discourse within a competence approach


Cite item

Full Text

Abstract

The paper is devoted to the need to include tasks aimed at a comprehensive analysis of the extra-linguistic factors of the communication situation in the teaching aids. Understanding the external context will allow us to create the conditions for effective decision making based on the use of sociocultural experience. The author demonstrates that the introduction of contextual analysis with an emphasis on socio-psychological content will make the process of teaching foreign languages practical-oriented and will contribute to the formation of competencies necessary for foreign language communication. Particular emphasis is placed on the genre filling of speech. Since genres of communication are a verbal reflection of the types of social interaction of people. The speech genre is the norm necessary for the realization of a communicative goal within the framework of the chosen message format. The specificity of communication is due to the unique combination of socio-psychological elements that determine the nature of the relationship within it. The paper describes and analyzes the thematic and genre content, taking into account the psycho-emotional characteristics of speech in the framework of professional communication between the boss (Dr. Cuddy) and his subordinate (Dr. House). The study used methods: contextual, genre, cognitive-semantic and comparative analysis. The author demonstrates that contextual analysis is an effective way of forming and implementing value-semantic, cultural, educational, cognitive and informational competence. Since knowledge and understanding of the role of extra-linguistic factors in the communication process largely determine the success of communication and the degree of effectiveness of using various language tools and speech tactics and strategies. The inclusion in the educational and methodological complexes for teaching a foreign language of tasks aimed at analyzing an external context that is close to real will contribute to the implementation of new approaches to teaching foreign languages in higher education, the further implementation of new federal state standards, and contribute to the achievement of the main goal of teaching foreign languages - the formation of a secondary linguistic personality, ready for foreign language communication in a multicultural world in a pandemic circumstances.

About the authors

Elena V. Maksimyuk

Siberian State Road University

Email: Grechko_EV@mail.ru
Cand. of Philol. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department 5, Mira st., Omsk, 644080, Russian Federation

References

  1. Стратегия РФ в области развития образования на период до 2010 г. - М.: Минобрнауки РФ, 2003.
  2. Болотов А.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 37-42.
  3. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004.- № 5. - С. 3-12.
  4. Карасик В.И. Язык социального статуса. - М.: Перемена, 1992. - 329 с.
  5. Минский М. Остроумие и логика когнитивного бессознательного // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1988. - Вып. 23. - 320 с.
  6. Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания // Новое в зарубежной лингвистике. - М.: Прогресс, 1988. - Вып. 23. - 320 с.
  7. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. - М.: Прогресс, 1989. - 312 с.
  8. Леонтьев А.А. Теоретические проблемы психолингвистического моделирования речевой деятельности: автореф. дис. … докт. филол. наук / Леонтьев Алексей Алексеевич - М.: Институт языкознания АН СССР, 1968. - 31 с.
  9. Максимюк Е.В. Функциональная жанровая динамика языкового мышления. Роль языка в формировании когнитивных структур. - Омск: СибАДИ, 2014. - 112 с.
  10. Седов К.Ф. Внутрижанровые стратегии речевого поведения: «ссора», «комплимент»,«колкость» // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 188-195.
  11. Matthiessen C.M.I.M. An introduction to functional grammar [Web Page]. Oxon & New York: Routledge, 2014. 667 p.
  12. Watanabe H. Expression detecting system, expression detecting method and a program [Web Page]. US Patent 7, 546, 310, 2009. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 297753524_Genre_analysis_of_writing_tasks
  13. Martin J.R., White P.R. The language of evaluation [Web Page] (Vol. 2). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005. 278 p.
  14. Thomson E., de Silva Joyce H., Sano M. Mapping genres, mapping culture: Japanese texts in context. Amsterdam: John Benjamin’s Publishing Company. Tsou W., & Lin V. 2017. R. 1-27 [Web Page]. URL: https://doi.org/10.1075/pbns.281
  15. Halliday M.A.K. Learning how to mean: Explorations in the development of language [Learning how to mean: Explorations in the development of language]. Oxford: Oxford University Press, 1975. 164 p.
  16. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990. - 494 с.
  17. Богин Г.И. Речевой жанр как средство индивидуации // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 12-23.
  18. Гайда Ст. Проблемы жанра // Функциональная стилистика: теория стилей и их языковая организация. - Пермь, 1986. - С. 22-29.
  19. Федосюк М.Ю. Семантика существительных речевой деятельности и теория жанров речи // Русское слово в языке, тексте и культурной среде. - Екатеринбург: Арго, 1997. - С. 60-73.
  20. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 88-99.
  21. Swales J. Genre analysis: English in academic and research settings [Web Page]. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. 288 p.
  22. Fakhruddin W.F.W.W., Hassan H. A review of genre approaches within linguistic traditions. LSP International Journal. 2015. 2(2). Pр. 53-68 [Web Page]. URL: https://doi.org/10.11113/ lspi.v2n2.28
  23. Martin J.R., White P.R. The language of evaluation [Web Page] (Vol. 2). Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2005. 278 p.
  24. Cornelius S., Cotsworth B. Genre analysis and genre-based approaches to EFL writing: A critical analysis [Genre analysis and genre-based approaches to EFL writing: A critical analysis]. Kansai University Foreign Languages Pedagogy Forum, 14(3), April 22, 2019. Рр. 15-21.
  25. Shi L.S. Chinese EFL teachers’ cognition about the potential of SFL genre-based pedagogy for teaching [Web Page]. College English writing: A case study at a university in China (Doctoral dissertation), Faculty of Social Sciences. University of Wollongong, 2015. 378 p.
  26. Watanabe H. Genre analysis of writing tasks in Japanese university entrance examinations [Web Page]. Language Testing in Asia, 2016. 6(1). P. 4 [Web Page]. URL: https://www.researchgate.net/publication/297753524_Genre_analysis_of_writing_tasks_
  27. Тарасова И.А. Жанр в когнитивной перспективе // Жанры речи. - Саратов, 2018. - № 2 (18). - С. 88-95.
  28. Дементьев В.В. «Актуализатор» и «актуализаторство» в парадигме когнитивной генристики // Жанры речи. - Саратов; М.: Лабиринт, 2012. - Вып. 8. - С. 60-99.
  29. Слышкин Г.Г. Речевой жанр: перспективы концептологического анализа // Жанры речи.- Саратов: Колледж, 2005. - Вып. 4. - С. 34-50.
  30. Тырыгина В.А. К интегративной концепции жанра // Вестник Самарского гос. ун-та. - 2005. - № 4 (38). - С. 116-126.
  31. Баранов А.Г. Когниотипичность текста. К проблеме уровней абстракции текстовой деятельности // Жанры речи: сб. ст. / под ред. В.Е. Гольдина. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 4-12.
  32. Зырянов О.В. Жанровая архитекстуальность лирики как инструмент практической поэтики // Жанр как инструмент прочтения. - Ростов н/Д: Инновационные гуманитарные проекты, 2012. - С. 131-150.
  33. Уфимцева Н.В. Динамика и вариативность языкового сознания: Автореф. дисс.. докт. психол. наук / Уфимцева Наталья Владимировна. - М.: Наука, 1994. - 31 с.
  34. Седов К.Ф. О жанровой природе дискурсивного мышления языковой личности // Жанры речи-2. - Саратов: Колледж, 1999. - С. 13-26.
  35. Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5. - М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.
  36. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка. - М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. - 519 с.
  37. Горелов И.Н. Избранные труды по психолингвистике. - М., 2003. - 317 с.
  38. Зимняя И.А. Психолингвистическая схема смыслового восприятия // Смысловое восприятие речевого сообщения. - М.: Наука, 1976. - 263 с.
  39. Новиков А.И. Знания в системах общения // Лингвистическая прагматика и общение с ЭВМ. - М., 1989. - С. 58-103.
  40. Исенина Е.И. Дословесный период развития речи у детей. - Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. - 163 с.
  41. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977. - С. 297.
  42. Жинкин Н.И. Язык, речь, творчество: избранные труды. - М.: Лабиринт, 1998. - 368 с.
  43. Гаспаров Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. - М.: Новое литературное обозрение, 1996. - 352 с.
  44. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Эстетика словесного творчества. - М.: Искусство, 1979. - С. 237-280.
  45. Дементьев В.В. Фатические и информативные коммуникативные замыслы и коммуникативные интенции: проблемы коммуникативной компетенции и типология речевых жанров // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 34-44.
  46. Lakoff J. Cognitive Semantics. Meaning and Mental Representations. Bloomington, 1988. Pр. 78-106.
  47. Lakoff George & Mark Johnson. Metaphors We Live by [Web Page]. Chicago: University of Chicago Press, 1980. 191 p.
  48. Ван Дейк Т.А. Междисциплинарное исследование глобальных структур дискурса, взаимодействия и познания. - Нальдвийг, 1980. - С. 65-67.
  49. Падучева Е.В., Виноградов В.В. Наука о языке художественной прозы // Известия РАН. Серия литературы и языка. - 1995. - Т. 54. - № 3. - С. 39-48.
  50. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Социопрагматический аспект теории речевых жанров. - Саратов: Колледж, 1998. - 123 с.
  51. Захарова Е.П. Коммуникативная норма и речевые жанры // Жанры речи: сборник науч. статей. - Саратов: Колледж, 1999. - 300 с.
  52. Бенвенист Э. Общая лингвистика. - М.: Прогресс, 1974. - 448 с.
  53. Азарова Л.А., Сятковский В.А. Психология девиантного поведения. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2009. - 164 с.
  54. Романова Н.Н., Филиппов А.В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология. - М.: Наука, 2009. - 304 с.
  55. Фромм Э. Душа человека, ее способность к добру и злу. - М.: АСТ, Астрель, 2010. - 256 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Maksimyuk E.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Согласие на обработку персональных данных с помощью сервиса «Яндекс.Метрика»

1. Я (далее – «Пользователь» или «Субъект персональных данных»), осуществляя использование сайта https://journals.rcsi.science/ (далее – «Сайт»), подтверждая свою полную дееспособность даю согласие на обработку персональных данных с использованием средств автоматизации Оператору - федеральному государственному бюджетному учреждению «Российский центр научной информации» (РЦНИ), далее – «Оператор», расположенному по адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А, со следующими условиями.

2. Категории обрабатываемых данных: файлы «cookies» (куки-файлы). Файлы «cookie» – это небольшой текстовый файл, который веб-сервер может хранить в браузере Пользователя. Данные файлы веб-сервер загружает на устройство Пользователя при посещении им Сайта. При каждом следующем посещении Пользователем Сайта «cookie» файлы отправляются на Сайт Оператора. Данные файлы позволяют Сайту распознавать устройство Пользователя. Содержимое такого файла может как относиться, так и не относиться к персональным данным, в зависимости от того, содержит ли такой файл персональные данные или содержит обезличенные технические данные.

3. Цель обработки персональных данных: анализ пользовательской активности с помощью сервиса «Яндекс.Метрика».

4. Категории субъектов персональных данных: все Пользователи Сайта, которые дали согласие на обработку файлов «cookie».

5. Способы обработки: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (доступ, предоставление), блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

6. Срок обработки и хранения: до получения от Субъекта персональных данных требования о прекращении обработки/отзыва согласия.

7. Способ отзыва: заявление об отзыве в письменном виде путём его направления на адрес электронной почты Оператора: info@rcsi.science или путем письменного обращения по юридическому адресу: 119991, г. Москва, Ленинский просп., д.32А

8. Субъект персональных данных вправе запретить своему оборудованию прием этих данных или ограничить прием этих данных. При отказе от получения таких данных или при ограничении приема данных некоторые функции Сайта могут работать некорректно. Субъект персональных данных обязуется сам настроить свое оборудование таким способом, чтобы оно обеспечивало адекватный его желаниям режим работы и уровень защиты данных файлов «cookie», Оператор не предоставляет технологических и правовых консультаций на темы подобного характера.

9. Порядок уничтожения персональных данных при достижении цели их обработки или при наступлении иных законных оснований определяется Оператором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Я согласен/согласна квалифицировать в качестве своей простой электронной подписи под настоящим Согласием и под Политикой обработки персональных данных выполнение мною следующего действия на сайте: https://journals.rcsi.science/ нажатие мною на интерфейсе с текстом: «Сайт использует сервис «Яндекс.Метрика» (который использует файлы «cookie») на элемент с текстом «Принять и продолжить».